Найти тему

Масштабирование бизнеса: важные аспекты и советы по развитию it-компании

Оглавление
Александр Грибанов
Александр Грибанов

Рано или поздно, любая компания задается вопросом развития. Но провести масштабирование бизнеса выходит далеко не у всех. С подобными проблемами часто обращаются к Андрею Артищеву, известному в России предпринимателю, запустившему проекты "Мастер осанки" и мотошлем дополненной реальности Livemap.

Он проводит консультирование по разным вопросам ведения предпринимательской деятельности, решает проблемы IT-компаний. Запись на консалтинг возможна через его веб-сайт Artishev.com. В данный момент Андрей работает над темой масштабирования it-проектов, общается с профессионалами в данной области.

В недавнем интервью Андрея Артищева на телеграм-канале «Масштабируй IT-бизнес» был гость - Александр Грибанов, серийный предприниматель, основатель проекта is-zakupki.ru и маркетингового агентства LOSI, продюсер it-проектов. Александр поделился своим мнением о текущем положении компаний, рассказал об актуальных проблемах. По его утверждению, маленькие фирмы редко становятся средними, а средние – большими. И причина в неправильном подходе к развитию.

Аспекты масштабирования бизнеса

Чтобы развить компанию, нужно проанализировать ее деятельность, выделить и устранить проблемы. Андрей Артищев выделил важные аспекты масштабирования бизнеса.

Маржа

Малому бизнесу не хватает маржинальности, ценности для успешного роста. Чтобы компания развивалась, маржинальность должна составлять минимум 50%. В одном из интервью Владимир Седов, директор фирмы по выпуску матрасов «Аскона», отметил, что средняя маржа на изделие составляет 60%. При этом у вип-продукции этот показатель достигает 100-200%. Если маржа высокая и получается привлекать деньги, выйдет достичь успеха в бизнесе.

Деньги

Предприниматель должен считать деньги. Это основа и мерило успеха. Какой бы хорошей не была идея, ее не получится воплотить в жизнь при отсутствии финансов. Нельзя подходить к построению бизнеса идеалистически. Нужно все тщательно продумать и распланировать. Важно понять, сколько денег придется вложить в открытие фирмы, ее развитие, сколько получится заработать. Компания должна приносить прибыль.

В малом бизнесе, как правило, не хватает денег на наем топовых специалистов. Это становится преградой для развития компании. Фирма держится лишь на энтузиазме основателя. В 80% случаев малый бизнес является режимом самозанятости.

Продукты

Компания должна производить и продавать продукты, на которые наблюдается высокий спрос. Она может оказывать сопутствующие услуги. Товар должен быть конкурентоспособным, актуальным в перспективе. Лучше сосредоточиться на одном или нескольких продуктах. Многие малые компании одновременно предлагают большой выбор разных товаров. Как показывает опыт, они не добиваются успеха и роста.

Фокусирование

Небольшие компании не могут стать средними потому, что не выделяют основное. У владельцев малого бизнеса каждая сложная проблема имеет очевидное простое решение. Это неправильно. Нужно подходить к любому вопросу комплексно. Бизнес – сложная система. Чтобы в нем разбираться, необходимо находить узкие места, точки роста, иметь подробный план. Важно фокусироваться на ценных товарах.

Амбиции

Успеха в бизнесе добиваются амбициозные люди. Предприниматель должен стремиться стать великим через свои продукты и услуги. Если такого желания нет, его компания не будет развиваться. Амбиции толкают человека двигаться вперед.

Доверие

Многие предприниматели лишены доверия и пытаются управлять всеми процессами самостоятельно. Это главная ошибка. Без доверия бизнес является вариантом самозанятости. Одному управлять маркетинговой, финансовой, информационной и управленческой системами, бизнес-процессами сложно. Высокий риск допустить ошибку, упустить из виду важные моменты. Нельзя быть высококвалифицированным во всех сферах.

Корпоративная модель управления лучше предпринимательской. Но, чтобы ее реализовать, необходимо набрать штат честных и ответственных сотрудников, работать с проверенными, надежными партнерами. Важно учиться доверию. Корпоративная модель управления позволяет вывести малый бизнес в средний. Она давно применяется в европейских странах и доказала свою эффективность.

Бизнес – сложная система и объять ее одному человеку невозможно. Для его открытия достаточно одного человека. Но для масштабирования нужна команда. Требуется минимум три человека:

  • Человек-продукт. Разрабатывает, создает товар.
  • Человек-маркетолог. Совершенствует, масштабирует существующий товар.
  • Человек-продюсер. Организует команду, необходимые ресурсы, создает структуру, стратегии для успешного функционирования и развития фирмы.

Контролирует работу этих специалистов руководитель, владелец компании.

Рекомендации по масштабированию бизнеса

К развитию компании нужно подходить комплексно. По результатам встречи можно резюмировать следующие советы по масштабированию бизнеса:

  • Правильно определять размер рынка, на который планируется выход. Малый бизнес сразу должен создаваться малым, средний – средним, а крупный – крупным. Размер рынка, на котором работает фирма, определяет её размер. Нужно изначально планировать, что бизнес станет средним или крупным. Выйдя на малый рынок, вырасти будет практически невозможно.
  • Разрабатывать стратегию. Для малой компании она будет краткосрочной. Для среднего и крупного бизнеса требуется бизнес-план на 1-5 лет. Все аспекты работы фирмы должны иметь стратегии, объединяющиеся в бизнес-модель.
  • Работать с ценностями. Надо понимать, что можно предложить клиенту, какую выгоду потребитель способен получить от продукта. С готовым ценностным предложением можно войти в масштабирование.
  • Стремиться к развитию. Масштабировать можно только совершенство. Нужно работать с бизнес-коучами, трекерами.

Перед тем, как начать масштабирование бизнеса, рекомендуется прочитать следующие книги:

  • Стив Бланк «Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов».
  • Роб Фитцпатрик «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?».
  • Майк Микаловиц «Метод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджета».
  • Верне Харниш «Scaling Up».

Подписывайтесь на телеграмм-канал Андрея Артищева "Масштабируй it-бизнес".