Помните, как Марат Хуснуллин назвал уходящий год лучшим для России? И действительно, 2022-й отличается успехами в дорожном строительстве. А вот с железнодорожными проектами всё не так однозначно. Есть и достижения, и провалы. Однако у вице-премьера снова нашлась красивая формулировка. «Приостановили. Не откладываем», — сказал он в ноябре о Северном широтном ходе, одном из главных ж/д проектов страны. Что же стоит за словами Хуснуллина и какова дальнейшая судьба СШХ?
Прорывной проект приостановили…
Вообще, СШХ — проект давний: его задумали ещё в 1928 году, а строительство началось после Великой Отечественной войны. Однако при Сталине так называемую «Трансполярную магистраль» полностью не построили.
К идее вернулись уже в 2000-х. Название «Северный широтный ход» появилось в 2005 году. Напомним, что проект призван связать тупиковые ветви российских железных дорог и соединить две части Ямало-Ненецкого автономного округа. А вместе с СШХ–2 должна получиться дорога от Воркуты (Коми) до Норильска (Красноярский край).
В 2022 году о легендарном СШХ вспоминали не раз:
- в марте правительство проект отложило;
- в апреле президент поручил начать строительство дороги;
- в октябре стартовали работы на участке Пангоды – Надым (104 км);
- в ноябре Марат Хуснуллин заявил, что реализация проекта приостановлена.
Если точнее, вице-премьер сказал следующее: «Мы пока этот проект приостановили. Мы его не откладываем». Вот такая тонкая игра смыслов. Хуснуллин пояснил, что сейчас все силы брошены на Восточный полигон. После того как модернизацию БАМа и Транссиба завершат, к СШХ вернутся снова.
И всё-таки транспортная система развивается…
Интересно, что о проекте СШХ вспоминали и летом. Так, «Российская газета» (rg.ru) посвятила обширный материал строительству моста через реку Обь в районе Сургута. В статье уделяется много внимания разгрузке федеральных транспортных потоков.
И хотя непосредственного отношения к СШХ новый объект не имеет, очевидно, что транспортная система страны развивается. Указанный мост строится с опережением графика. Кроме того, Россия здорово продвинулась в реализации проекта «Востоный полигон»: значительно выросла пропускная способность БАМа и Транссиба.
Единственное — встаёт вопрос: верно ли расставлены приоритеты? Судя по всему, да. Особенно если учесть, что у любого развития есть вектор и что в 2022 году этот вектор устремился на Восток. Зaпад со своими сaнкциями окончательно определил направление и тем самым ускорил строительство «Восточного полигона».
Вероятно, завершить расширение существующих магистралей оказалось важнее. И это вполне понятно. Но СШХ по-прежнему остаётся важным проектом. Северный широтный ход позволит разгрузить БАМ и Транссиб, откроет дополнительный доступ к Севморпути и внесёт весомый вклад в переориентацию экспорта.
Как думаете, скоро ли к СШХ вернутся? когда Путин снова поручит правительству начать реализацию СШХ?