Этот с виду неказистый и неприметный танк стал началом создания самого сокрушительного инструмента вермахта – бронетанковых сил. Рассказываем, почему Panzer I сначала назвали «малым трактором» и как эта машина применялась в боях.
Первый танк новой Германии
После поражения в Первой мировой Германии было запрещено иметь бронетанковые войска. Однако уже в середине 1920-х годов немецкие инженеры тайно приступили к опытно-конструкторским работам в области танкостроения.
В 1930 году начались работы над будущим танком Panzer I. Тогда его в целях конспирации назвали «малым трактором». Немцы самостоятельно разрабатывали проект, но ориентиром для создания шасси стал британский тягач «Carden-Loyd». Германия через третьи лица купила его у Великобритании. Чтобы дополнительно скрыть разработки и запутать будущих противников немцы разделили создание танка на 2 самостоятельных и якобы не зависимых проекта. Один был предназначен только для шасси танка, другой – для башни.
После испытаний и многочисленных доработок танк был принят на вооружение вермахта в июле 1934 года. В 1935 году Германия официально отказалась от соблюдения Версальского договора. «Легкий трактор» стал «бронированной боевой машиной» и получил немецкое обозначение Panzerkampfwagen I Ausführung (модель) A.
Созданный танк был легким, имел противопульную броню. Его экипаж состоял из 2-х человек, а вооружен он был 2-мя 7,9-мм пулеметами MG-13. Panzer I имел компоновку, ставшую впоследствии классической для германского танкостроения. Трансмиссия, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса, за ним находилось отделение управления, совмещенное с боевым. Механик-водитель размещался слева, башенный стрелок - справа. Моторное отделение занимало кормовую часть корпуса.
Боевое применение
Боевое крещение танк получил в ходе боев в Испании в 1936 году. Немцы для помощи фашистам генерала Франко отправили легион «Кондор», в составе которого было 180 Panzer I. Результаты первых сражений с советскими танками Т-26 республиканцев были обескураживающими. Пулеметы немецких машин не пробивали отечественную броню, а Т-26 из своей пушки без труда уничтожал немецкие «панцеры».
Это стало основной причиной снятия с производства Panzer I в 1938 году. До 1941 года продолжали выпускать только шасси танка, на основе которого создавались самоходные артиллерийские установки и командирские машины. К началу Второй мировой этот танк был уже устаревшим, однако их выпустили довольно много, 1,5 тысячи только линейных машин, поэтому Panzer I применялся на начальном этапе войны.
Эти танки участвовали в боях в Польше, Франции, Норвегии, на Балканах, в Северной Африке. На 22 июня 1941 года вермахт располагал 410 исправными танками Pz. I, причем в танковых частях первой линии имелось только 74 машины. Еще 245 танков находились в ремонте. К концу года на Советско-Германском фронте были потеряны практически все задействованные Pz. I. В боевых частях они уже почти не встречались, и в 1942 году их сняли с вооружения. Оставшиеся машины переделывали в основном в транспортеры боеприпасов. Некоторое их количество использовалось в составе карательных частей в боях с партизанами, а в Германии - для подготовки и обучения танкистов.
Так закончился боевой путь танка, ставшего началом бронетанковых сил вермахта. Увидеть оригинальную башню этой редкой машины вы можете на экспозиции Музея «ГОРА».
#МузейПобеды #МузейГОРА