Найти в Дзене
Переплёт

“Пикник на обочине”: три разных сталкера

Оглавление

Для первых статей в новом году на Переплёте есть хорошая традиция - они должны быть посвящены советской фантастике. Как-то так сложилось, что именно в первые дни нового года на канале “заходит” читателям именно эта тема. Не будем нарушать устоявшийся ритуал и поговорим об одной из самых известных книг братьев Стругацких.

Ссылки на “советские” статьи, которыми мы встречали предыдущие года и которые собрали многие тысячи прочтений (эх, были же на Дзене времена), дам в финале этой публикации.

А поговорим мы о “Пикнике на обочине” и его адаптация для разной аудитории. Это сегодня мы можем включить компьютер и с упоением наслаждаться игрой в «S.T.A.L.K.E.R.», бегая по пустынным улицам воссозданной на экране монитора Припяти и шныряя по узким коридорам мрачных лабораторий. А можно включить телевизор и посмотреть фильм, снятый Андреем Тарковским. Но ведь всё начиналось далеко не как игра и не как кино. Начиналось всё с книги.

Пикник на обочине: сталкер как профессия

В 1974 году братья Стругацкие публикуют свою повесть «Пикник на обочине», и вряд ли, даже они сами тогда подозревали о том, какая грандиозная судьба ждёт их творение. На момент выпуска произведение не казалось чем-то новаторским в жанре, ведь историями о вторжении внеземных цивилизаций на нашу планету уже в то время никого бы не удивишь, но творцы очень скрупулёзно подошли к тому, чтобы описать жизнь на Земле после того, как инопланетяне уже отчалили дальше покорять далёкие-далекие Галактики. Сама жизнь землян изменилась тогда кардинальным образом, ведь случилась техногенная катастрофа, что поставило человечество в тупик борьбы за выживание. Как говорится, прилетели, попировали, и отправились восвояси.

Повесть вполне можно считать родоначальником нового жанра. Назвать его “постпришельческим” язык не поворачивается, но “Пикник” на самом деле стал краеугольным камнем в теме фантастики о Первом контакте. И камнем довольно непривычной формы, в первую очередь - для сферы кино. Но об этом будет дальше.

Повесть Стругацких со временем стала эталоном нашей фантастики, и без преувеличения, главной работой братьев-писателей. Даже сегодня книга считается самой переводимой на разные языки в разных странах мира из всего обилия творчества знаменитых отечественных авторов. Так в большую литературу пришёл образ сталкера - человека, который не ищет приключений. Для него они просто работа.

Начиная от фирменно поданного Стругацкими стиля написания, весьма “правдиво” описывающего жизнь после случившегося на Землю вторжения инопланетян, и заканчивая особым философским подтекстом о том, куда и к чему могут привести желания человека — всё это “Пикник” и именно это делает книгу настоящим шедевром с собственной изюминкой.

  • Но если же говорить о том, что после себя оставил «Пикник на обочине», как первоисточник для многих других произведений, то здесь стоит начать с постановки Андрея Тарковского.

Пикник на обочине: сталкер как философия

-2

Великий, без преувеличения, советский режиссёр приступил к работе спустя 4 года после публикации оригинала. Популярность новеллы уже в то время зашкаливала, и для Тарковского это была отличная возможность вновь заявить о себе. К тому же, как потом выяснится, фильм станет последней его работой на территории СССР. Сказать, что мэтр подошёл к работе мастерски, значит не сказать ничего.

Для съёмок использовалась заброшенная электростанция на территории Эстонии, и лучшего антуража для демонстрации атмосферы существования мира после катастрофы подобного масштаба и не придумаешь. Чёрно-белая пленка рассказывает нам историю «сталкера» – проводника по зоне отчуждения, зарабатывающего данной деятельностью на хлеб для себя и своей семьи.

Если упускать детальные подробности сюжета, то Тарковский справился блестяще со своей задачей, сумев полностью отразить основную идею книги. Получилась своеобразная притча об отсутствии веры в людях, ведомых лишь своими желаниями и страстями в мире, погруженном в пучину тоски и отчаяния. И это совсем другой сталкер, не герой книги Стругацких. Тарковский взял из книги только философию и развил её в совершенно обособленную сюжетную линию.

  • Нельзя не отметить, что на создание ленты был выделен 1 миллион рублей, что по нынешним меркам можно приравнивать к одному миллиарду. Но гораздо больше средств было вложено в ещё одну адаптацию термина. Да, термина, а не книги.

Пикник на обочине: сталкер как термин

-3

Если упускать различные невнятные попытки снять другие версии адаптации «Пикника», то самым значимым эпизодом в истории наследия книги можно считать 2007 год, когда вышла компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля».

И вот уж где тема сталкерства из работы Стругацких раскрыта полностью, так это здесь. К тому же, создатели проекта пошли «ва-банк», и в качестве основного места действия разворачивающихся событий выбрали злосчастный Чернобыль, когда-то потрясший мир атомной аварией. Углубляться в историю самой игры не буду, но факт заключается в том, что выпуск этой крайне популярной видеоигры с новой силой привлёк внимание и к первоисточнику, к которому гейм-дизайнеры явно отнеслись как... тесту, из которого слепили собственный мир, взяв атмосферу Зоны и главный термин.

В результате так сложилось, что произведение Стругацких эхом прошлось сразу по нескольким поколениям. От читателя к зрителю, от зрителя к геймеру, от геймеров (что особо значимо и приятно) снова к читателям - на основе игры родилась целая книжная межавторская Вселенная. И это уже третий сталкер, для которого последствия инопланетного пикника - лишь поле для очередных приключений. Игроделы взяли для сюжета противоположную от философии тему книги и получилась совсем другая история.

Сегодня современное поколение сначала узнаёт о книгах Стругацких через компьютерную игру, начиная читать книги по мотивам, а потом открывая для себя “Пикник на обочине”. В 80-е же перечитывали повесть благодаря фундаментальному творению Тарковского. Как будут узнавать о творчестве Стругацких завтра?

Кто знает, быть может, наши дети и внуки захотят прочитать «Пикник на обочине» после того, как выйдут из виртуальной реальности.
И когда она спросят “а кто такой сталкер?", вы всегда сможете показать им эту статью, а потом протянуть бумажную книгу с повестью. Ведь Вселенная, созданная Стругацкими, не знает границ времени и остаётся в её летописи навечно. И ничего лучше бумажной книги для знакомства с этой Вселенной нет.

Обещанные ссылки на другие новогодние "советские" статьи Переплёта:

А кто для вас сталкер? Работяга, философ, искатель приключений или кто-то ещё?

Фэнтези
6588 интересуются