Найти тему
СПбГЭУ

Образование online

Несмотря на то, что дистан­ционное обучение осталось позади, онлайн-образование не теряет своей актуально­сти. Об этом говорит директор центра «Открытое образова­ние» СПбГЭУ Юлия Киселева.

Когда и с какой целью создан Центр «Открытое образование»?

В определенный момент встал вопрос о создании контента нового уровня, ориентированного на выход в российское и международное он­лайн-пространство, на продвижение бренда СПбГЭУ на глобальном рынке цифрового образования.

Чтобы все получилось, нужны были новые организационные механизмы, «центр притяжения» и поддержки преподавателей, как на уровне раз­вития информационно-технических компетенций, так и на всех этапах подготовки, производства и реализа­ции массовых открытых онлайн-кур­сов. Поэтому появление в феврале 2021 года Центра «Открытое образо­вание» – закономерный этап разви­тия образовательного процесса. Мы – молодая команда, задачи которой – создавать и масштабировать новые цифровые технологии и форматы онлайн-образования СПбГЭУ.

На кого рассчитаны образова­тельные онлайн-курсы?

Современные массовые открытые онлайн-курсы выполняют роль не только визитной карточки универ­ситетов, они стали по-настоящему удобным инструментом для студен­тов и преподавателей.

Основная целевая аудитория он­лайн-курсов СПбГЭУ – это студенты бакалавриата, специалитета и маги­стратуры, в чьи учебные планы вклю­чены доступные для выбора и реализу­емые в формате онлайн факультативы и дисциплины блока «Метанавыки».

И есть большой пул онлайн-курсов, который преподаватели готовят для самостоятельной работы студентов по тем дисциплинам, где занятия проходят в очной форме. В этом случае онлайн-курсы можно рассма­тривать как интерактивные мульти­медийные учебники, дополняющие содержание лекций и практических занятий в аудиториях.

Какие знания студенты могут приобрести? На каких условиях?

Тем и хороши онлайн-курсы, что каждый может выбрать для себя то, что ему интересно. Мы считаем, что качественное онлайн-образование должно быть доступно всем. Поэ­тому, когда объявляется запись на запуск очередного потока, любой студент СПбГЭУ в Системе дистан­ционного обучения (Moodle) может записаться и пройти интересующий его онлайн-курс. Это бесплатно.

В перспективе есть планы реализа­ции онлайн-курсов на коммерческой основе для студентов вузов-партне­ров нашего университета.

Но чтобы онлайн-курс не вызвал разочарований, нужно понять, для чего вам нужны конкретные знания? Где вы их примените? Сколько часов в неделю сможете изучать курс? От ответов на эти вопросы многое зависит.

Например, вы решили прокачать знания в IT-сфере. В этом случае вам на курс «Основы построения корпоративной гибридной облач­ной ИТ-инфраструктуры». Решили открыть свой бизнес? Изучайте курс «Модели бизнес-учета и отчетности субъекта малого предприниматель­ства». А если единственный код, который знаете — это пин-код вашей банковской карты, а вы мечтаете стать программистом, то начинайте с курса «Язык программирования Python». В вопросе о знаниях все индивидуально.

По результатам запуска первого по­тока можно сказать, что онлайн-об­разование оказалось для наших студентов новым форматом. Только 30% проходят онлайн-курсы регуляр­но, 53% имеют опыт прохождения 1-2 курсов, а для 17% студентов зна­комство с онлайн-курсами СПбГЭУ стало первым опытом подобного обучения.

Какие курсы самые популярные?

С 1 сентября 2022 года запущены 10 онлайн-курсов от преподавателей факультетов Управления, Экономи­ки и финансов, Прикладной мате­матики и информатики, Сервиса, туризма и гостеприимства и Гумани­тарного факультета. Это курсы:

«Оптимизация бизнес-процессов на основе LEAN-технологий»
«Управление знаниями и непре­рывное развитие персонала»
«Управление социальным благо­получием персонала»
«Бухгалтерский учет»
«Публичная нефинансовая отчет­ность»
«Модели бизнес-учета и отчетно­сти субъекта малого предприни­мательства»
«Язык программирования Python»
«Основы построения корпора­тивной гибридной облачной ИТ-инфраструктуры»
«Современные туристские прак­тики»
«Вводно-фонетический курс английского языка».

Из этого списка лидируют «Бухгал­терский учет», его выбрали 178 сту­дентов, и «Язык программирования Python», он оказался интересен 107 студентам.

Наибольшей популярностью он­лайн-курсы СПбГЭУ пользуются у студентов факультета экономики и финансов (49% от общего количества зарегистрировавшихся) и факульте­та управления (31% соответственно). Много студентов проходят парал­лельно несколько онлайн-курсов.

Кстати, неожиданный результат мы получили по курсу «Язык програм­мирования Python». Оказалось, 69% участников этого курса – девушки. Ну и кто после этого скажет, что IT-сфера только для парней?

В числе наиболее важных моментов студенты отмечают полезное содер­жание курсов, а еще доступность материалов в любые дни и время. В подтверждение этому по данным учебной аналитики в Moodle мы видим, что тесты в контрольных точ­ках студенты часто решают ночью.

Расскажите про организацион­ную структуру курсов.

Курс состоит из разных элемен­тов. Основные: видеолекции по 7-10 минут и дополнительные матери­алы, которые включают ссылки на электронные ресурсы, чек-листы, задания, конспекты, презентации и прочее. В каждом курсе есть привет­ственное видео, где преподаватели рассказывают, как реализуется курс. Проверочные испытания – это тесты для самопроверки, тесты по разде­лам (контрольные точки), итоговый тест и задание для взаимного оцени­вания.

Для понимания масштабов, приведу пример. В онлайн-курсе на 9 недель обучения вас ждут более 50 видео­лекций, 2 600 слайдов презентаций к видео, порядка 200 страниц текстов для конспектов, около 700 тестовых и проектных заданий и свыше 100 дополнительных материалов.

При этом в курсах нет «воды», все предельно четко и конкретно. Они доступны 24/7 из любой точки, где есть Интернет. Ко всем пройден­ным материалам можно вернуться и не раз. В этом несомненный плюс онлайн-курсов!

Как правило, онлайн-курсы СПбГЭУ продолжаются 9 или 14 недель. Это связано с календарными графиками учебного процесса, так студенты имеют возможность изучать боль­шой объем материала в течение семестра.

Онлайн-курсы, если они не включе­ны в учебный план основной образо­вательной программы, реализуются без участия преподавателя. Взаимо­действие между студентами проис­ходит на форуме.

По результатам успешного прохож­дения контрольных точек, итогового теста и проектного задания студенту в личном кабинете формируется электронный сертификат СПбГЭУ.

Уже можно сказать про резуль­таты Центра?

Конечно. В проекте по созданию цифрового образовательного контен­та участвуют 117 преподавателей и 31 авторский коллектив с 7 факуль­тетов университета.

Программы 72 курсов можно посмо­треть в каталоге онлайн-курсов на официальном сайте СПбГЭУ (unecon.ru/degree/online).

В первом потоке новые 10 он­лайн-курсов изучали 438 студентов. Уже готов курс «Develop your soft skills through English», завершаются съемки, и идет финальная сборка курсов «Криминалистика», «Кон­струирование и управление инве­стиционным портфелем», «Меж­дународное налогообложение и регулирование» и «Экономические вопросы управления качеством».

Создана группа ВК «Онлайн-курсы СПбГЭУ», где размещаются анонсы новых онлайн-курсов и полезные ма­териалы от преподавателей-авторов.

Параллельно Центр задействован в разных проектах университета.

Так как сфера онлайн-образова­ния постоянно развивается, важно регулярно знакомить преподавате­лей с новациями. Мы организовали обучение 128 преподавателей на он­лайн-курсах платформы «Открытая онлайн-академия» Финансового уни­верситета при Правительстве РФ. Совместно с Корпоративным уни­верситетом ПАО «Газпром нефть» провели обучение 349 преподавате­лей по образовательной онлайн-про­грамме «Педагогическое мастерство в цифровой действительности».

Вместе с преподавателями кафедры Социологии и управления персона­лом и коллегами из Санкт-Петер­бургского политехнического универ­ситета Петра Великого участвуем в создании сетевого онлайн-курса «Со­трудничество: деловая компетенция современного профессионала» для Национальной платформы открыто­го образования.

В рамках проекта цифровой кафе­дры совместно с преподавателями кафедр Информационных систем и технологий, Информатики, Стати­стики и эконометрики и компанией ООО «Омега» участвуем в разработке четырех онлайн-программ дополни­тельного образования.

Как вы считаете, онлайн-обу­чение не потеряет своей актуаль­ности?

Думаю, эффективна именно сме­шанная модель обучения, совме­щающая достоинства онлайн- и офлайн форматов. В целом EdTech (образовательные технологии) по­степенно трансформирует высшее образование. За счет использования цифровых технологий и сервисов возникают новые сетевые конфигу­рации образовательных партнерств, яркий пример – сотрудничество образовательных онлайн-плат­форм, бизнеса и вузов по запуску онлайн-программ магистрату­ры. На образовательные задачи начинают работать технологии искусственного интеллекта, VR и геймификация, собирается «цифро­вой след», развивается аналитика данных. По прогнозам к 2030 году до 13 млн. человек возрастет число взрослого населения, вовлеченного в непрерывное образование. Мас­сово формируется запрос на инте­рактивный и адаптивный персо­нализированный образовательный контент. Основные образователь­ные программы становятся более гибкими, а соотношение теорети­ческих и практических знаний и навыков – оптимальным. Уверена, что онлайн-курсы – это важный шаг на пути развития образовательной деятельности СПбГЭУ.