Несмотря на то, что дистанционное обучение осталось позади, онлайн-образование не теряет своей актуальности. Об этом говорит директор центра «Открытое образование» СПбГЭУ Юлия Киселева.
Когда и с какой целью создан Центр «Открытое образование»?
В определенный момент встал вопрос о создании контента нового уровня, ориентированного на выход в российское и международное онлайн-пространство, на продвижение бренда СПбГЭУ на глобальном рынке цифрового образования.
Чтобы все получилось, нужны были новые организационные механизмы, «центр притяжения» и поддержки преподавателей, как на уровне развития информационно-технических компетенций, так и на всех этапах подготовки, производства и реализации массовых открытых онлайн-курсов. Поэтому появление в феврале 2021 года Центра «Открытое образование» – закономерный этап развития образовательного процесса. Мы – молодая команда, задачи которой – создавать и масштабировать новые цифровые технологии и форматы онлайн-образования СПбГЭУ.
На кого рассчитаны образовательные онлайн-курсы?
Современные массовые открытые онлайн-курсы выполняют роль не только визитной карточки университетов, они стали по-настоящему удобным инструментом для студентов и преподавателей.
Основная целевая аудитория онлайн-курсов СПбГЭУ – это студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры, в чьи учебные планы включены доступные для выбора и реализуемые в формате онлайн факультативы и дисциплины блока «Метанавыки».
И есть большой пул онлайн-курсов, который преподаватели готовят для самостоятельной работы студентов по тем дисциплинам, где занятия проходят в очной форме. В этом случае онлайн-курсы можно рассматривать как интерактивные мультимедийные учебники, дополняющие содержание лекций и практических занятий в аудиториях.
Какие знания студенты могут приобрести? На каких условиях?
Тем и хороши онлайн-курсы, что каждый может выбрать для себя то, что ему интересно. Мы считаем, что качественное онлайн-образование должно быть доступно всем. Поэтому, когда объявляется запись на запуск очередного потока, любой студент СПбГЭУ в Системе дистанционного обучения (Moodle) может записаться и пройти интересующий его онлайн-курс. Это бесплатно.
В перспективе есть планы реализации онлайн-курсов на коммерческой основе для студентов вузов-партнеров нашего университета.
Но чтобы онлайн-курс не вызвал разочарований, нужно понять, для чего вам нужны конкретные знания? Где вы их примените? Сколько часов в неделю сможете изучать курс? От ответов на эти вопросы многое зависит.
Например, вы решили прокачать знания в IT-сфере. В этом случае вам на курс «Основы построения корпоративной гибридной облачной ИТ-инфраструктуры». Решили открыть свой бизнес? Изучайте курс «Модели бизнес-учета и отчетности субъекта малого предпринимательства». А если единственный код, который знаете — это пин-код вашей банковской карты, а вы мечтаете стать программистом, то начинайте с курса «Язык программирования Python». В вопросе о знаниях все индивидуально.
По результатам запуска первого потока можно сказать, что онлайн-образование оказалось для наших студентов новым форматом. Только 30% проходят онлайн-курсы регулярно, 53% имеют опыт прохождения 1-2 курсов, а для 17% студентов знакомство с онлайн-курсами СПбГЭУ стало первым опытом подобного обучения.
Какие курсы самые популярные?
С 1 сентября 2022 года запущены 10 онлайн-курсов от преподавателей факультетов Управления, Экономики и финансов, Прикладной математики и информатики, Сервиса, туризма и гостеприимства и Гуманитарного факультета. Это курсы:
«Оптимизация бизнес-процессов на основе LEAN-технологий»
«Управление знаниями и непрерывное развитие персонала»
«Управление социальным благополучием персонала»
«Бухгалтерский учет»
«Публичная нефинансовая отчетность»
«Модели бизнес-учета и отчетности субъекта малого предпринимательства»
«Язык программирования Python»
«Основы построения корпоративной гибридной облачной ИТ-инфраструктуры»
«Современные туристские практики»
«Вводно-фонетический курс английского языка».
Из этого списка лидируют «Бухгалтерский учет», его выбрали 178 студентов, и «Язык программирования Python», он оказался интересен 107 студентам.
Наибольшей популярностью онлайн-курсы СПбГЭУ пользуются у студентов факультета экономики и финансов (49% от общего количества зарегистрировавшихся) и факультета управления (31% соответственно). Много студентов проходят параллельно несколько онлайн-курсов.
Кстати, неожиданный результат мы получили по курсу «Язык программирования Python». Оказалось, 69% участников этого курса – девушки. Ну и кто после этого скажет, что IT-сфера только для парней?
В числе наиболее важных моментов студенты отмечают полезное содержание курсов, а еще доступность материалов в любые дни и время. В подтверждение этому по данным учебной аналитики в Moodle мы видим, что тесты в контрольных точках студенты часто решают ночью.
Расскажите про организационную структуру курсов.
Курс состоит из разных элементов. Основные: видеолекции по 7-10 минут и дополнительные материалы, которые включают ссылки на электронные ресурсы, чек-листы, задания, конспекты, презентации и прочее. В каждом курсе есть приветственное видео, где преподаватели рассказывают, как реализуется курс. Проверочные испытания – это тесты для самопроверки, тесты по разделам (контрольные точки), итоговый тест и задание для взаимного оценивания.
Для понимания масштабов, приведу пример. В онлайн-курсе на 9 недель обучения вас ждут более 50 видеолекций, 2 600 слайдов презентаций к видео, порядка 200 страниц текстов для конспектов, около 700 тестовых и проектных заданий и свыше 100 дополнительных материалов.
При этом в курсах нет «воды», все предельно четко и конкретно. Они доступны 24/7 из любой точки, где есть Интернет. Ко всем пройденным материалам можно вернуться и не раз. В этом несомненный плюс онлайн-курсов!
Как правило, онлайн-курсы СПбГЭУ продолжаются 9 или 14 недель. Это связано с календарными графиками учебного процесса, так студенты имеют возможность изучать большой объем материала в течение семестра.
Онлайн-курсы, если они не включены в учебный план основной образовательной программы, реализуются без участия преподавателя. Взаимодействие между студентами происходит на форуме.
По результатам успешного прохождения контрольных точек, итогового теста и проектного задания студенту в личном кабинете формируется электронный сертификат СПбГЭУ.
Уже можно сказать про результаты Центра?
Конечно. В проекте по созданию цифрового образовательного контента участвуют 117 преподавателей и 31 авторский коллектив с 7 факультетов университета.
Программы 72 курсов можно посмотреть в каталоге онлайн-курсов на официальном сайте СПбГЭУ (unecon.ru/degree/online).
В первом потоке новые 10 онлайн-курсов изучали 438 студентов. Уже готов курс «Develop your soft skills through English», завершаются съемки, и идет финальная сборка курсов «Криминалистика», «Конструирование и управление инвестиционным портфелем», «Международное налогообложение и регулирование» и «Экономические вопросы управления качеством».
Создана группа ВК «Онлайн-курсы СПбГЭУ», где размещаются анонсы новых онлайн-курсов и полезные материалы от преподавателей-авторов.
Параллельно Центр задействован в разных проектах университета.
Так как сфера онлайн-образования постоянно развивается, важно регулярно знакомить преподавателей с новациями. Мы организовали обучение 128 преподавателей на онлайн-курсах платформы «Открытая онлайн-академия» Финансового университета при Правительстве РФ. Совместно с Корпоративным университетом ПАО «Газпром нефть» провели обучение 349 преподавателей по образовательной онлайн-программе «Педагогическое мастерство в цифровой действительности».
Вместе с преподавателями кафедры Социологии и управления персоналом и коллегами из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого участвуем в создании сетевого онлайн-курса «Сотрудничество: деловая компетенция современного профессионала» для Национальной платформы открытого образования.
В рамках проекта цифровой кафедры совместно с преподавателями кафедр Информационных систем и технологий, Информатики, Статистики и эконометрики и компанией ООО «Омега» участвуем в разработке четырех онлайн-программ дополнительного образования.
Как вы считаете, онлайн-обучение не потеряет своей актуальности?
Думаю, эффективна именно смешанная модель обучения, совмещающая достоинства онлайн- и офлайн форматов. В целом EdTech (образовательные технологии) постепенно трансформирует высшее образование. За счет использования цифровых технологий и сервисов возникают новые сетевые конфигурации образовательных партнерств, яркий пример – сотрудничество образовательных онлайн-платформ, бизнеса и вузов по запуску онлайн-программ магистратуры. На образовательные задачи начинают работать технологии искусственного интеллекта, VR и геймификация, собирается «цифровой след», развивается аналитика данных. По прогнозам к 2030 году до 13 млн. человек возрастет число взрослого населения, вовлеченного в непрерывное образование. Массово формируется запрос на интерактивный и адаптивный персонализированный образовательный контент. Основные образовательные программы становятся более гибкими, а соотношение теоретических и практических знаний и навыков – оптимальным. Уверена, что онлайн-курсы – это важный шаг на пути развития образовательной деятельности СПбГЭУ.