Зимой Нижегородская ярмарка превращалась в заколдованный сказочный город.
«Есть красивая детская сказка, изображается в ней спящее царство, и в царстве том большой город, богатый. Зимой город спит непробудным сном, спит и ждет дня своего пробуждения. Этот единственный в мире город – Нижегородская ярмарка», - писал Андрей Мельников в «Очерках бытовой истории Нижегородской ярмарки».
Но в остальном Нижнем Новгороде начиналась яркая новогодняя жизнь.
Как правильно украшать ёлку, и что должно быть на праздничном столе, кого навестить в первых числах января, а кому обязательно отправить открытку, - в материале о новогодних традициях Российской империи в XIX веке.
История Нового года в России
Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» — то есть от 5508 года до нашей эры.
В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны. Этим же указом Император обязывал украшать елками дома и улицы. Однако этот обычай был забыл после смерти Петра вплоть до середины XIX века.
Кстати, в те времена Рождество праздновалось 25 декабря, поэтому новогодние торжества (менее значимые, чем рождественские) приходились на мясоед.
Украшение ёлок
Во второй половине XIX века новогодний праздник стал обретать знакомые нам черты. Ёлку можно было увидеть не только в Зимнем дворце, но и в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Ёлки начали продаваться на базарах: в Санкт-Петербурге — у Гостиного двора, в Москве — на Театральной площади, в Нижнем Новгороде на Софроновской площади.
«Большой выбор детских игрушек и готовых ёлок от 1 до 25 рублей», – сообщала об открытии ёлочного базара в декабре нижегородская газета «Волгарь». «Готовые ёлки» - уже украшенные. Причем украшения часто были съедобными: конфеты, пряники, яблоки, золоченые орехи.
Новогодний стол и праздничные блюда
Украшение новогоднего стола и сами праздничные блюда были настоящим произведением искусства. Так, особенно популярным у петербургской знати стало жаркое «Императрица»: поросенок, фаршированный фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками, при этом все ингредиенты складывались друг в друга как в матрешку. А вот как был оформлен фешенебельный «Метрополь»: «Посредине огромного стола шла широкая густая гряда ландышей - 40 тысяч штук, а уплачено за них 4 тысячи золотых рублей за гряду. На закусочном столе - ледяные глыбы, а через лед светились разноцветные огни», — вспоминал художник Сергей Виноградов. Певец Федор Шаляпин описывал встречу Нового года там как праздник «среди африканского великолепия»: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные - во фраках. Обнимаются и говорят друг другу с чисто русским добродушием».
Мандарины
Главные новогодние фрукты – мандарины – появились в Москве в начале XIX века. Они стоили очень дорого: десяток – около трех рублей, когда за 15 в то время можно было купить корову. Мандарины стали доступнее в середине столетия, ведь появились морозоустойчивые сорта и их стали выращивать в ботанических садах Грузии и Абхазии.
Балы
Новый год открывал и в столице, и в провинции череду балов, вечеров и концертов. Так, в Зимнем дворце в новогодние праздники устраивались публичные маскарады, на которые могли попасть все желающие. «Народный маскарад в царских чертогах повторялся каждое 1 января. К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались. Милости просим, кому угодно!» - описывали современники такие балы.
Дочь графа Федора Толстого, знаменитого скульптора и живописца, вспоминает, как ее отец устраивал новогодние домашние маскарады: «Маскарад начался в зале танцами. Дяди и тетки мои оделись королями и дамами четырех мастей карт. Необыкновенно хороши и верны вышли их костюмы».
Открытки
В конце XIX столетия появились рождественские открытки. За основу бралось подкрашенное групповое или парное фото, сделанное в торжественной обстановке и дополненное праздничными надписями. Отправлять открытки было принято не только родственникам в другие города, но и соседям, живущим совсем рядом. Тогда же появились и письмовники – книжки с рекомендациями, как лучше поздравить родственников или начальство «в дань учтивости и деликатности».
Вот пример поздравления: «Милая и добрая моя маменька! Первое января — счастливейший день: само сердце рвется к Вам, чтобы пожелать здоровья, счастливых дней и всего того, чего Вы только можете желать себе сами».
Новогодние визиты
«Визитная повинность» была важной частью праздника. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было весь январь, но самым учтивым считалось навестить гостей в первых числах. Как отмечал писатель Михаил Загоскин, «посещают обыкновенно своих родных, друзей и приятелей, а визиты делают всем знакомым». Писатель Николай Вишняков рассказывал, что Рождество превращалось в настоящую «визитную каторгу»: полагалось объехать всех, особенно старших по возрасту и положению. Людям, обладавшим обширным кругом деловых знакомств, приходилось заезжать к знакомым по несколько десятков раз за один день.
Теперь вы сможете правильно встретить Новый год и Рождество в стиле XIX века.