Добрый день, дорогие читатели.
Наступили долгожданные новогодние каникулы и сегодня выпуск рубрики "Кино как вдохновение и немного о стиле" будет посвящен фильму, который я обычно с удовольствием смотрю в это праздничное время. Это "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Эта публикация будет не совсем обычной, так как, рассматривая героев истории, я буду использовать не только материалы киноленты, но и цитаты из первоисточника - повести Николая Васильевича Гоголя.
О начале съемок фильма-сказки "Вечера на хуторе близ Диканьки" было объявлено около 1961 года. Идея принадлежала кинорежиссеру Александру Роу, известному публике по лентам "Конек-Горбунок", "Кощей Бессмертный" и многие другие.
Для режиссера это была не первая работа над материалом Николая Васильевича Гоголя, ранее он уже снял фильм по повести "Майская ночь или Утопленница" и далеко не первая экранизация повести "Ночь перед Рождеством". В 1913 году этот же сюжет был воспроизведен в немом фильме режиссера Вячеслава Старевича, а в 1951 году вышел мультипликационный фильм, однако последняя экранизация получила наибольшую популярность и хорошо знакома современному зрителю.
В отличие от упомянутых версий, Александру Роу пришлось отказаться от оригинального названия повести в заглавных титрах по идеалогическим соображениям и назвать ленту по сборнику, в который входит повесть. Однако, в самом начале фильма использован красивый прием открывающейся книги и зритель видит название произведения вместе с портретом Николая Васильевича Гоголя и общим названием сборника.
Сначала режиссер планировал снимать ленту в естественных условиях , в Полтавской области, примерно в той же местности, где располагалась гоголевская Диканька, но от этого плана пришлось отказаться, так как съемки назначили на весну ( март) 1961 года. В результате в Мурманской области были созданы декорации аутентичной деревеньки с хатами, отражающей эстетику повести.
Фильм ( именно сюжетная линия) как и повесть начинается иллюстрацией ясной предрождественской ночи:
"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо светить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа."
Цитата из повести Н.В.Гоголя " Ночь перед Рождеством"
Так как сюжет фильма очень близок к событиям повести, я процитирую небольшой отрывок, вводящий читателя в мир героев литературного произведения и фильма.
"И тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу , и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле."
Цитата из повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Таким образом читатель/зритель знакомится с ведьмой Солохой, крадущей звезды с неба и симпатичным чертом, который на дух не переносит сына Солохи - кузнеца и местного художника Вакулу. Как мы помним, черт решает украсть месяц, чтобы помешать кузнецу встретиться с его возлюбленной Оксаной. Так как канва сюжет всем известна,я позволю себе остановиться лишь на основных характеристиках ведущих героев и их образах.
Роль чёрта исполнил знаменитый Георгий Милляр. Известно, что съемки для актера были достаточно сложными. Он носил специальный утепленный костюм с нашитым мехом и исполнял трюки (погружение в прорубь, когда чертик в нее сел, после того как Вакула его окончательно наказал и выпорол). Даже самый сложный высотный трюк с иммитацией полета артист выполнил самостоятельно, так как дублер заболел. Николай Васильевич Гоголь описывает черта с юмором и свойственной ему иронией:
"...узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхающая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яросковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством"
Роль ведьмы Солохи исполнила не менее прославленная актриса Людмила Хитяева, известная публике по роли Дарьи в экранизации произведения М. Шолохова "Тихий Дон" и Евдокии в одноименном фильме.
В качестве ведьмы Солоха предстает перед зрителем с распушенными по плечам длинными волосами, которые венчает четырехугольный платок, традиционный для замужних женщин. В повести нет указания на социальный статус Солохи. Она женщина свободная, но очевидно что она была замужем когда-то и скорее всего является вдовой.Верхняя одежда героини напоминает шушпан.
Шушпан - вид верхней одежды. Его шили из холста и чаще всего использовали в качестве рабочей одежды.
"Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством."
Спустившись по трубе и выбравшись из печи Солоха приводит себя в порядок: скинула верхнюю одежду и убрала волосы под платок.
Стоит отметить, что художник по костюмам Л. Душина с большим вниманием отнеслась к воссозданию элементов традиционного костюма. Большое значение играет цвет. В фильме много красного цвета и его оттенков. Это относится и к наряду Солохи. На ней традиционная длинная белая рубашка кошуля с активной черно-красной вышивкой по подолу и особенно по рукавам. Поверх рубашки надета красная безрукавка, которую обычно называли керсетка, с достаточно явной баской и клечатая юбка - плахта с вышитым передником, запаской, в тон безрукавки. На ногах Солохи высокие сапожки - чоботи. Они обычно были без каблучков, но в фильме этим правилом принебрегли.
В качестве декоративной составляющей женского костюма используется не только вышивка, но и разнообразные шейные украшения - монисто. По этому поводу можно вспомнить кокетливый диалог Солохи дьяка Осипа Никифоровича:
" -А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, отскочил он ( т.е. дьяк ) несколько назад.
- Как что? Рука, Осип Никифорович! Отвечала Солоха.
-Гм! рука! хе!хе!хе! - произнес сердечно довольный своим началом дьяк и прошелся по комнате. - А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.
- Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто".
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".
Николай Васильевич Гоголь описывает Солоху как женщину средних лет, достаточно расчетливую ( ее привлекало слаженное и крепкое хозяйство Чуба) и привлекательную. Она умела построить отношения с многочисленными поклонниками так, чтобы каждый из них думал, что он единственный. Ее нарядам могли завидовать женщины деревни:
"Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собой. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных Козаков..., что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович...и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник...
А пойдет ли бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уж верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ него соседу: "Эх, добрая баба! Черт-баба!""
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".
Пожалуй если бы не досадное недоразумение и проделки черта никто из козаков Диканьки никогда бы не узнал о своем соперничастве за внимание Солохи.
Пока Солоха разбиралась с почтенными козаками, а Чуб бродил по деревне, забредя в конце концов к Солохе, кузнец Вакула отправился к Оксане, дочери Чуба. Оксана слыла первой красавицей Диканьки. Давайте прочтем соответствующий отрывок из повести:
"Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее...Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то, что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством."
Ее монолог " Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша" ( цитата из повести), пожалуй, один из самых ярких эпизодов киноленты. Для актрисы Людмилы Мызниковой роль Оксаны стала фактически дебютной в большом кино. Актриса вспоминала, что ее выбрали из огромного числа претенденток, но с партнером Юрием Тавровым, также дебютантом, играть ей было сложно, так как дружбы между ними не сложилось. Наряд ее героини, избалованной и эгоистичной Оксаны, состоит из тех же элементов, что и у Солохи, отличается лишь цветовая гамма. У девушки наряд выдержан в синем оттенке с красной вышивкой, красной и желтой каймой.
Внимание в первую очередь привлекают головные уборы девушки. Сидя перед зеркалом, Оксана примеряет традиционный девичий головной убор -венок с многочисленными разноцветными лентами.
Также Оксана примеряет рассшитую светло-голубую хомёвку, сначала надевая ее поверх лент, а потом убрала ленты и накинула поверх хомёвки красный платок.
Хомёвка - головной убор в форме дуги, которая обращена назад или обруча.
Платок девушки надевали редко, только чтобы защититься от холода или жары.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на интерьеры. В хате Солохи и Оксаны ( т.е. козака Чуба) можно увидеть красивые цветочные мотивы на стенах, дверях, немногочисленной мебели.
Красочно показаны в и фильме, и в повести рождественские колядки и веселье молодежи.
В фильме молодые люди поют колядку с красивый, звучным припевом:
"...Щедрый вечер,
Добрый вечер,
добрым людям
на здоровье..."
Колядка из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
В повести Н.В. Гоголь использует другую распространенную колядку:
"Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!
Цитата из повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Оксана веселится вместе со всеми, но Николай Васильевич Гоголь показывает преображение и духовное взросление девушки. Сначала своенравная красавица Оксана заметила красные, украшенные золотом сапожки своей подруги Одарки и захотела иметь черевички, которые носит сама царица. Своими капризами она доводит кузнеца сначала до мыслей о самоубийстве, а потом и вовсе толкает на сотрудничество с нечистой силой. Однако, узнав о предпологаемой смерти молодого человека Оксана наконец-то понимает, что испытывает к нему настоящие, искренние чувства.
В повести так описаны ее состояние на утренней службе в церкви:
"Одна только Оксана стояла как будто не своя; молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах. Дивчата не могли понять этому причины и не подозревали, чтобы виною был кузнец."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".
Когда Вакула вернулся из своего удивительного путешествия в Санкт-Петербург царицины черевички уже не имели для привередливой и гордой Оксаны никакого значения и стали лишь приятным сувениром к сватовству.
Как известно из повести кузнец и его возлюбленная поженились и жили долго и счастливо.
"Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей, хвалил место, на котором стоит село, и, проезжая по улице, остановился перед новою хатою.
- А чья это такая размалеванная хата? - спросил преосвященный у стоящей близ дверей красивой женщины с дитятей на руаах.
-Кузнеца Вакулы! - сказала ему, кланяясь, Оксана, потому что это именно была она.
-Славно! славная работа! -сказал преосвященный, разглядывая двери и окна. А окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством."
Пожалуй, стоит немного остановиться на путешествии Вакулы в столицу. Как известно, по приезду в Петербург кузнец отправился к запорожцам, которым чинил по осени колесо на кибитке. Запорожцы, не без содействия черта, согласились взять его на запланированную аудиенцию к царице. Внешний вид Вакулы в фильме немного отличается от того, что описывает писатель в повести. Из текста следует, что Вакула надел такую же одежду, как у запорожцев и "натянул на себя зеленый жупан"( цитата из повести "Ночь перед Рождеством"). В фильме можно увидеть одежду, которая напоминает охабень (кроме воротника) из золотой парчи с воротником из дорогого меха. Так как и жупан, и охабень родственны, большой нестыковки в данном случае нет.
Жупан на указанной территории это один из видом верхней одежды. Он является разновидностью охабня. Может использоваться местный термин "зипун".
Охабень в свою очередь это длинный и широкий кафтан с большим воротником и длинными рукавами, в которых делали специальные прорези. Руки продевали в прорези, а рукава свисали по бокам. С охабнем сходен опашень, к которому пристегивался воротник. Разница между охабнем и опашнем прежде всего заключалась в длине рукава, т.к. у последнего они были короче.
Кроме того, на примере кадра показанного выше можно рассмотреть костюм козака. Основой мужского костюма служила рубаха, которую украшали вышивкой и тесьмой. Рубаха Чуба украшена красной тесьмой. Рубаху обычно заправляли в широкие штаны, напоминающие шаровары. Обязательными аксессуарами был пояс или как в случае с козаком Чубом кушаком и сапоги, которые мазали для блеска смальцем или дегтем. Достаточно вспомнить отрывок из повести, когда Чуб в одном из мешков Вакулы, которые приволокли в хату Оксана и ее подруги, обнаруживает голову.
"..Голова сам был не меньше смущен и не знал, что начать.
-Должно быть, на дворе холодно? - сказал он, обращаясь к Чубу.
-Морозец есть, - ответил Чуб. -А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем?
Он хотел не то сказать, он хотел спросить:" Как ты, голова,залез в этот мешок?", но сам не понимал, как выговорил совершенно другое.
-Дегтем лучше! - сказал голова. - Ну прощай, Чуб! - И, нахлобучив капелюхи, вышел из хаты."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством"
Иногда дополнением к мужскому костюму могла служить вышитая жилетка, похожая на ту, что мы видим на Чубе в последних кадрах фильма. Верхней одеждой козаков часто служил тулуп.
Интересно, что в экранизации 1961-го года ввели образ императрицы Екатерины II, который был вырезан из немого фильма 1913-го по причине действовавшего тогда запрета на изображение венценосцев в кино. Роль царицы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" исполнила актриса Зоя Чекулаева.
Образ царицы в описании Николая Васильевича Гоголя и ее "беседа" с кузнецом:
"Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собой собой небольшого росту женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной царствующей женщине...
-Чего же хотите вы? - заботливо спросила Екатерина.
Запорожцы значительно взглянули друг на друга.
"Теперь пока! царица спрашивает, чего хотите!" - сказал сам себе кузнец и вдруг повалился на землю.
-Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать. Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже ты мой, что если бы моя жинка надела такие черевики!
Государыня засмеялась...
-Встань, - сказала ласково государыня. - Если так тебе хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно сделать. Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом! Право, мне очень нравится это простодушие!...
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".
Предпоказ фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки" прошел в декабре 1961 года, а союзная премьера состоялась в январе 1962 года. Сейчас кинолента стала почти неотъемлемым атрибутом новогодних каникул. В этой публикации были рассмотренны лишь некоторые герои и их образы. Бесспорно, в этом фильме каждый зритель самостоятельно сможет выделить любимые моменты и персонажей.
Спасибо , что прочли мою статью, надеюсь вам было интересно. Буду рада новым читателям/подписчикам и комментариям по теме статьи.