Найти тему

"Кино как вдохновение и немного о стиле": новогоднее настроение с фильмом "Вечера на хуторе близ Диканьки"(1961г.)

Добрый день, дорогие читатели.

Наступили долгожданные новогодние каникулы и сегодня выпуск рубрики "Кино как вдохновение и немного о стиле" будет посвящен фильму, который я обычно с удовольствием смотрю в это праздничное время. Это "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Эта публикация будет не совсем обычной, так как, рассматривая героев истории, я буду использовать не только материалы киноленты, но и цитаты из первоисточника - повести Николая Васильевича Гоголя.

О начале съемок фильма-сказки "Вечера на хуторе близ Диканьки" было объявлено около 1961 года. Идея принадлежала кинорежиссеру Александру Роу, известному публике по лентам "Конек-Горбунок", "Кощей Бессмертный" и многие другие.

Кинорежиссер Александр Роу. Материал из сети.
Кинорежиссер Александр Роу. Материал из сети.

Для режиссера это была не первая работа над материалом Николая Васильевича Гоголя, ранее он уже снял фильм по повести "Майская ночь или Утопленница" и далеко не первая экранизация повести "Ночь перед Рождеством". В 1913 году этот же сюжет был воспроизведен в немом фильме режиссера Вячеслава Старевича, а в 1951 году вышел мультипликационный фильм, однако последняя экранизация получила наибольшую популярность и хорошо знакома современному зрителю.

В отличие от упомянутых версий, Александру Роу пришлось отказаться от оригинального названия повести в заглавных титрах по идеалогическим соображениям и назвать ленту по сборнику, в который входит повесть. Однако, в самом начале фильма использован красивый прием открывающейся книги и зритель видит название произведения вместе с портретом Николая Васильевича Гоголя и общим названием сборника.

Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".

Сначала режиссер планировал снимать ленту в естественных условиях , в Полтавской области, примерно в той же местности, где располагалась гоголевская Диканька, но от этого плана пришлось отказаться, так как съемки назначили на весну ( март) 1961 года. В результате в Мурманской области были созданы декорации аутентичной деревеньки с хатами, отражающей эстетику повести.

Фильм ( именно сюжетная линия) как и повесть начинается иллюстрацией ясной предрождественской ночи:

"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо светить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа."
Цитата из повести Н.В.Гоголя " Ночь перед Рождеством"
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Так как сюжет фильма очень близок к событиям повести, я процитирую небольшой отрывок, вводящий читателя в мир героев литературного произведения и фильма.

"И тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу , и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле."
Цитата из повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Ведьма на метле. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Ведьма на метле. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Таким образом читатель/зритель знакомится с ведьмой Солохой, крадущей звезды с неба и симпатичным чертом, который на дух не переносит сына Солохи - кузнеца и местного художника Вакулу. Как мы помним, черт решает украсть месяц, чтобы помешать кузнецу встретиться с его возлюбленной Оксаной. Так как канва сюжет всем известна,я позволю себе остановиться лишь на основных характеристиках ведущих героев и их образах.

Роль чёрта исполнил знаменитый Георгий Милляр. Известно, что съемки для актера были достаточно сложными. Он носил специальный утепленный костюм с нашитым мехом и исполнял трюки (погружение в прорубь, когда чертик в нее сел, после того как Вакула его окончательно наказал и выпорол). Даже самый сложный высотный трюк с иммитацией полета артист выполнил самостоятельно, так как дублер заболел. Николай Васильевич Гоголь описывает черта с юмором и свойственной ему иронией:

"...узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхающая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яросковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством"
Георгий Милляр в роли черта. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Георгий Милляр в роли черта. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Георгий Милляр в роли черта. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Георгий Милляр в роли черта. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Роль ведьмы Солохи исполнила не менее прославленная актриса Людмила Хитяева, известная публике по роли Дарьи в экранизации произведения М. Шолохова "Тихий Дон" и Евдокии в одноименном фильме.

В качестве ведьмы Солоха предстает перед зрителем с распушенными по плечам длинными волосами, которые венчает четырехугольный платок, традиционный для замужних женщин. В повести нет указания на социальный статус Солохи. Она женщина свободная, но очевидно что она была замужем когда-то и скорее всего является вдовой.Верхняя одежда героини напоминает шушпан.

Шушпан - вид верхней одежды. Его шили из холста и чаще всего использовали в качестве рабочей одежды.
Солоха собирает звезды на небе. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Солоха собирает звезды на небе. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
"Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством."

Спустившись по трубе и выбравшись из печи Солоха приводит себя в порядок: скинула верхнюю одежду и убрала волосы под платок.

Стоит отметить, что художник по костюмам Л. Душина с большим вниманием отнеслась к воссозданию элементов традиционного костюма. Большое значение играет цвет. В фильме много красного цвета и его оттенков. Это относится и к наряду Солохи. На ней традиционная длинная белая рубашка кошуля с активной черно-красной вышивкой по подолу и особенно по рукавам. Поверх рубашки надета красная безрукавка, которую обычно называли керсетка, с достаточно явной баской и клечатая юбка - плахта с вышитым передником, запаской, в тон безрукавки. На ногах Солохи высокие сапожки - чоботи. Они обычно были без каблучков, но в фильме этим правилом принебрегли.

Содоха и козак Чуб. Кушак Чуба перекликается по оттенку с нарядом Солохи. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Содоха и козак Чуб. Кушак Чуба перекликается по оттенку с нарядом Солохи. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

В качестве декоративной составляющей женского костюма используется не только вышивка, но и разнообразные шейные украшения - монисто. По этому поводу можно вспомнить кокетливый диалог Солохи дьяка Осипа Никифоровича:

" -А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, отскочил он ( т.е. дьяк ) несколько назад.
- Как что? Рука, Осип Никифорович! Отвечала Солоха.
-Гм! рука! хе!хе!хе! - произнес сердечно довольный своим началом дьяк и прошелся по комнате. - А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.
- Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто".
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".
Монисто на шее Солохи. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
Монисто на шее Солохи. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
Солоха и дьяк Осип Никифорович ( актер Сергей Мартинсон). Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
Солоха и дьяк Осип Никифорович ( актер Сергей Мартинсон). Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
Людмила Хитяева в роли Солохи. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Людмила Хитяева в роли Солохи. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Николай Васильевич Гоголь описывает Солоху как женщину средних лет, достаточно расчетливую ( ее привлекало слаженное и крепкое хозяйство Чуба) и привлекательную. Она умела построить отношения с многочисленными поклонниками так, чтобы каждый из них думал, что он единственный. Ее нарядам могли завидовать женщины деревни:

"Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собой. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных Козаков..., что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович...и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник...
А пойдет ли бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уж верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ него соседу: "Эх, добрая баба! Черт-баба!""
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".

Пожалуй если бы не досадное недоразумение и проделки черта никто из козаков Диканьки никогда бы не узнал о своем соперничастве за внимание Солохи.

Пока Солоха разбиралась с почтенными козаками, а Чуб бродил по деревне, забредя в конце концов к Солохе, кузнец Вакула отправился к Оксане, дочери Чуба. Оксана слыла первой красавицей Диканьки. Давайте прочтем соответствующий отрывок из повести:

"Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее...Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то, что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством."

Ее монолог " Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша" ( цитата из повести), пожалуй, один из самых ярких эпизодов киноленты. Для актрисы Людмилы Мызниковой роль Оксаны стала фактически дебютной в большом кино. Актриса вспоминала, что ее выбрали из огромного числа претенденток, но с партнером Юрием Тавровым, также дебютантом, играть ей было сложно, так как дружбы между ними не сложилось. Наряд ее героини, избалованной и эгоистичной Оксаны, состоит из тех же элементов, что и у Солохи, отличается лишь цветовая гамма. У девушки наряд выдержан в синем оттенке с красной вышивкой, красной и желтой каймой.

Актриса Людмила Мызникова в роли Оксаны. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
Актриса Людмила Мызникова в роли Оксаны. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".

Внимание в первую очередь привлекают головные уборы девушки. Сидя перед зеркалом, Оксана примеряет традиционный девичий головной убор -венок с многочисленными разноцветными лентами.

Венок -традиционный  головной убор для девушек . Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Венок -традиционный головной убор для девушек . Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Также Оксана примеряет рассшитую светло-голубую хомёвку, сначала надевая ее поверх лент, а потом убрала ленты и накинула поверх хомёвки красный платок.

Хомёвка - головной убор в форме дуги, которая обращена назад или обруча.

Платок девушки надевали редко, только чтобы защититься от холода или жары.

На Оксане хомёвка и поверх нее платок. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
На Оксане хомёвка и поверх нее платок. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Отдельно хотелось бы обратить внимание на интерьеры. В хате Солохи и Оксаны ( т.е. козака Чуба) можно увидеть красивые цветочные мотивы на стенах, дверях, немногочисленной мебели.

На  беленой стене цветочный узор. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
На беленой стене цветочный узор. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".

Красочно показаны в и фильме, и в повести рождественские колядки и веселье молодежи.

Катание с горки на санях. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Катание с горки на санях. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

В фильме молодые люди поют колядку с красивый, звучным припевом:

"...Щедрый вечер,
Добрый вечер,
добрым людям
на здоровье..."
Колядка из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".

В повести Н.В. Гоголь использует другую распространенную колядку:

"Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!
Цитата из повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".

Оксана веселится вместе со всеми, но Николай Васильевич Гоголь показывает преображение и духовное взросление девушки. Сначала своенравная красавица Оксана заметила красные, украшенные золотом сапожки своей подруги Одарки и захотела иметь черевички, которые носит сама царица. Своими капризами она доводит кузнеца сначала до мыслей о самоубийстве, а потом и вовсе толкает на сотрудничество с нечистой силой. Однако, узнав о предпологаемой смерти молодого человека Оксана наконец-то понимает, что испытывает к нему настоящие, искренние чувства.

Услышав от кумушек, что кузнец свел счеты с жизнью, Оксана понимает,  что по-настоящему любит его.
Услышав от кумушек, что кузнец свел счеты с жизнью, Оксана понимает, что по-настоящему любит его.

В повести так описаны ее состояние на утренней службе в церкви:

"Одна только Оксана стояла как будто не своя; молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах. Дивчата не могли понять этому причины и не подозревали, чтобы виною был кузнец."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".
Слепой кобзарь перед церковью. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Слепой кобзарь перед церковью. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Оксана на утренней рождественской службе. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Оксана на утренней рождественской службе. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Когда Вакула вернулся из своего удивительного путешествия в Санкт-Петербург царицины черевички уже не имели для привередливой и гордой Оксаны никакого значения и стали лишь приятным сувениром к сватовству.

Черевички  Екатерины II, которые Вакула привез своей любимой Оксане. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Черевички Екатерины II, которые Вакула привез своей любимой Оксане. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Как известно из повести кузнец и его возлюбленная поженились и жили долго и счастливо.

Фильм заканчивается символическим соединением рук влюбленный, которое свидетельствует об их долгом и счастливым союзом. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
Фильм заканчивается символическим соединением рук влюбленный, которое свидетельствует об их долгом и счастливым союзом. Кадр из фильма " Вечера на хуторе близ Диканьки".
"Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей, хвалил место, на котором стоит село, и, проезжая по улице, остановился перед новою хатою.
- А чья это такая размалеванная хата? - спросил преосвященный у стоящей близ дверей красивой женщины с дитятей на руаах.
-Кузнеца Вакулы! - сказала ему, кланяясь, Оксана, потому что это именно была она.
-Славно! славная работа! -сказал преосвященный, разглядывая двери и окна. А окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством."

Пожалуй, стоит немного остановиться на путешествии Вакулы в столицу. Как известно, по приезду в Петербург кузнец отправился к запорожцам, которым чинил по осени колесо на кибитке. Запорожцы, не без содействия черта, согласились взять его на запланированную аудиенцию к царице. Внешний вид Вакулы в фильме немного отличается от того, что описывает писатель в повести. Из текста следует, что Вакула надел такую же одежду, как у запорожцев и "натянул на себя зеленый жупан"( цитата из повести "Ночь перед Рождеством"). В фильме можно увидеть одежду, которая напоминает охабень (кроме воротника) из золотой парчи с воротником из дорогого меха. Так как и жупан, и охабень родственны, большой нестыковки в данном случае нет.

Жупан на указанной территории это один из видом верхней одежды. Он является разновидностью охабня. Может использоваться местный термин "зипун".
Охабень в свою очередь это длинный и широкий кафтан с большим воротником и длинными рукавами, в которых делали специальные прорези. Руки продевали в прорези, а рукава свисали по бокам. С охабнем сходен опашень, к которому пристегивался воротник. Разница между охабнем и опашнем прежде всего заключалась в длине рукава, т.к. у последнего они были короче.
Вакула в доме козака Чуба после путешествия в столицу. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Вакула в доме козака Чуба после путешествия в столицу. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Кроме того, на примере кадра показанного выше можно рассмотреть костюм козака. Основой мужского костюма служила рубаха, которую украшали вышивкой и тесьмой. Рубаха Чуба украшена красной тесьмой. Рубаху обычно заправляли в широкие штаны, напоминающие шаровары. Обязательными аксессуарами был пояс или как в случае с козаком Чубом кушаком и сапоги, которые мазали для блеска смальцем или дегтем. Достаточно вспомнить отрывок из повести, когда Чуб в одном из мешков Вакулы, которые приволокли в хату Оксана и ее подруги, обнаруживает голову.

"..Голова сам был не меньше смущен и не знал, что начать.
-Должно быть, на дворе холодно? - сказал он, обращаясь к Чубу.
-Морозец есть, - ответил Чуб. -А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем?
Он хотел не то сказать, он хотел спросить:" Как ты, голова,залез в этот мешок?", но сам не понимал, как выговорил совершенно другое.
-Дегтем лучше! - сказал голова. - Ну прощай, Чуб! - И, нахлобучив капелюхи, вышел из хаты."
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством"

Иногда дополнением к мужскому костюму могла служить вышитая жилетка, похожая на ту, что мы видим на Чубе в последних кадрах фильма. Верхней одеждой козаков часто служил тулуп.

Интересно, что в экранизации 1961-го года ввели образ императрицы Екатерины II, который был вырезан из немого фильма 1913-го по причине действовавшего тогда запрета на изображение венценосцев в кино. Роль царицы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" исполнила актриса Зоя Чекулаева.

Актриса Зоя Чекулаева в роли императрицы Екатерины II.
Актриса Зоя Чекулаева в роли императрицы Екатерины II.

Образ царицы в описании Николая Васильевича Гоголя и ее "беседа" с кузнецом:

"Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собой собой небольшого росту женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной царствующей женщине...
-Чего же хотите вы? - заботливо спросила Екатерина.
Запорожцы значительно взглянули друг на друга.
"Теперь пока! царица спрашивает, чего хотите!" - сказал сам себе кузнец и вдруг повалился на землю.
-Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать. Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже ты мой, что если бы моя жинка надела такие черевики!
Государыня засмеялась...
-Встань, - сказала ласково государыня. - Если так тебе хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно сделать. Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом! Право, мне очень нравится это простодушие!...
Цитата из повести "Ночь перед Рождеством".
"Башмаки самые дорогие, с золотом" в фильме оказались нежными туфельками, достойными  Золушки. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".
"Башмаки самые дорогие, с золотом" в фильме оказались нежными туфельками, достойными Золушки. Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Предпоказ фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки" прошел в декабре 1961 года, а союзная премьера состоялась в январе 1962 года. Сейчас кинолента стала почти неотъемлемым атрибутом новогодних каникул. В этой публикации были рассмотренны лишь некоторые герои и их образы. Бесспорно, в этом фильме каждый зритель самостоятельно сможет выделить любимые моменты и персонажей.

Спасибо , что прочли мою статью, надеюсь вам было интересно. Буду рада новым читателям/подписчикам и комментариям по теме статьи.