Период с 1916 по 1928 г. в истории Китая именуют «Эрой милитаристов», т.е. временем, когда страна распалась на отдельные области, контролировавшиеся генеральскими кликами. Фактически генеральские клики существовали в китайских провинциях вплоть до создания КНР 1949 г., хотя после 1928 г. контролировали лишь часть территории страны. Эта эпоха породила целую плеяду военных лидеров разного интеллектуального уровня и разных военных талантов, имена большинства которых в настоящее время известны только историкам. Но наиболее выдающиеся остались в исторической памяти Китая – такие, как маньчжурские правители Чжан Цзолин и Чжан Сюэлян или дунганские генералы Ма.
Пожалуй, самым интересным персонажем из этой плеяды был маршал Фэн Юйсян. Он был не просто военным. Фэн занимался литературным трудом - написал интересные мемуары, множество эссе и стихов, развивал традиционные китайские боевые искусства.
О ранних этапах биографии будущего маршала известно немного: его отец вроде бы был каменщиком, вступившим в императорскую армию и дослужившимся до младшего офицера. Однако о происхождении Фэна бытую странные слухи, самый популярный из которых стоит упомянуть. Якобы Фэн был не китайцем, а закарпатским украинцем по имени Ириней и по фамилии Фендь. Согласно этой легенде, Фендь был матросом, затем военным моряком в США, а в 1910-х гг. женился на китаянке, перебрался в Китай и взял имя Фэн Юйсян.
История эта неправдоподобна от первого до последнего слова – хотя бы потому, что на фотографиях маршала Фэна мы видим типичного уроженца Центрального Китая. Скорее всего, нелепая выдумка связана с двумя особенностями Фэна: его христианским вероисповеданием и тесными связями с Советским Союзом (при этом он никогда не был коммунистом).
На самом деле христианское вероисповедание, хотя и нечастое в Китае, не является чем-то уникальным. Христианство известно в Китае с VII века; в первой половине XIX века на юге страны протестантизм распространялся на Юге страны; правда, он «китаизировался» и принял причудливые формы, превратившись в разрушительную секту тайпинов. В 1899-1900 гг. во время Боксёрского восстания было убито около 30 тыс. китайцев-христиан, что говорит о довольно широком распространении этой религии. И в настоящее время десятки миллионов китайцев исповедуют христианство разных направлений.
Христианами были отец-основатель Китайской республики и создатель партии Гоминьдан Сунь Ятсен (протестант-конгрегационалист), и глава Китая маршал Чан Кайши (протестант-методист). Маршал Фэн тоже принадлежал к епископальной методистской церкви. Но, в отличие от Сунь Ятсена и Чан Кайши, он был не просто верующим, а ревностным христианином, настоящим миссионером. Мало того, что Фэн обращал в христианство солдат своей армии и население подведомственных территорий (что привело к мини-гражданской войне с мусульманами в провинции Ганьсу), он разработал своеобразную религиозно-политическую доктрину «христианского социализма», предвосхитив позднейшую «теологию освобождения», популярную в Латинской Америке в 1960-80-е гг.
Молодой Фэн окончил Баодинскую военную школу в 1910-м, а 1911 г. участвовал в Синьхайской революции, свергнувшей империю Цин. В бурные послереволюционные годы Фэн участвовал в подавлении мятежей, и в 1917 г. стал командиром дивизии, дислоцированной в провинции Шэньси, и превратился в её некоронованного властителя.
Одним из самых влиятельных китайских лидеров Фэн стал в октябре 1924-го. Ранее, в сентябре, в Северном Китае разразилась война между Фэнтянской кликой милитаристов, возглавлявшейся губернатором Маньчжурии Чжан Цзолинем, и Чжилийской кликой генерала У Пэйфу (первая ориентировалась на Японию, вторая – на Великобританию и США). Целью Чжан Цзолиня был захват столицы страны Пекина и утверждение послушного ему правительства. Фэн в то время командовал 3-й армией Чжилийской клики в Шэньси, но поддерживал тайные отношения с Чжан Цзолинем.
22 октября, в разгар боёв, Фэн внезапно захватил Пекин и отстранил от власти безвластного президента Цао Куня, ставленника чжилийев. Фронт чжилийцев начал рушиться, и 3 ноября война закончилась: разбитый У Пэйфу бежал в Центральный Китай.
Фэн превратился в правителя огромной территории, и неофициальным «делателем» центрального правительства (хотя оно и не имело реальной власти). Фэн продемонстрировал, что ставит интересы Китая выше личных (что было необычно для китайских милитаристов того времени), и предпринимал усилия для объединения расколотой страны. Фэн заключил соглашение с националистической партией Гоминьдан, с которой сотрудничала небольшая компартия, и пригласил лидера националистов Сунь Ятсена в Пекин для того, чтобы тот возглавил объединённое правительство.
Однако в Гоминьдан Фэн не вступил, считая его недостаточно революционным, и не отвечающим его идеям «христианского социализма». Он объединил свои войска в Народную армию (Гоминьцзюнь) – союзную Гоминьдану, но не входившую в его состав. Фэн развернул на подконтрольных территориях христианскую пропаганду. Существует легенда, что он массово крестил своих солдат, поливая их из брандспойта, но многочисленные очевидцы отрицают это. Одновременно он поддерживал профсоюзное движение и общественные организации, не препятствовал работе Гоминьдана и коммунистов. В войсках Фэн утверждал принципы равенства и простоты, малейшие нарушения порядка и причинение ущерба гражданским лицам жёстко пресекались и наказывались. Советские специалисты докладывали в Москву: ««Взаимоотношения солдат и офицеров простые. Солдат не тянется, не выслуживается, держится свободно, вежливо». Подконтрольная Фэну часть Северного Китая превратилась в своеобразную демократическую республику.
Если чжилийцы опирались на Англию и США, фэнтянцы – на Японию, Фэн сделал ставку на Советский Союз. Он встретился с советскими посланниками Михаилом Бородиным и Львом Караханом, убедил их в приверженности идеям революции, попросил военной помощи и пригласил советских военных советников. В Пекин приехала группа советских специалистов во главе с командиром корпуса Виталием Примаковым. Народная армия получила большие партии советского оружия - 40 тыс. винтовок, 48 орудий, 230 пулемётов, 3 самолёта, 42 млн патронов и 10 тыс. ручных гранат. Советские военспецы обучали Народную армию, а христианские священники много сделали для укрепления дисциплины в её рядах. Английский миссионер Маршалл Б.Брумхолл, находившийся в Пекине в то время, писал: «Контраст между Железнобокими Кромвеля и кавалерами Чарльза не более разителен, чем тот, который существует в Китае сегодня между благочестивыми и дисциплинированными войсками генерала Фэна и обычным человеком, которого в этой стране называют солдатом ... Хотя было бы преувеличением утверждать, что в Китае нет хороших солдат, кроме армии генерала Фэна, тем не менее верно, что люди, как правило, боятся присутствия войск так же, как и разбойничьих банд».
Советские специалисты в 1920-40-е гг. помогали Гоминьдану, а впоследствии коммунистам. При этом ни националисты типа Чан Кайши, ни коммунисты типа Мао Цзэдуна не пользовались доверием советских спецов, ни с кем из них не было доверительных отношений. Что неудивительно: китайские политики всех направлений были националистами, не уважали «белых» и не скрывали, что обращаются к ним только ради получения военной и экономической помощи.
В отличие от них, Фэну удалось наладить доверительные отношения с советскими людьми. Специальная комиссия Коминтерна по Китаю докладывала: «Фэн - самая крупная военно-политическая фигура национального движения Северного и Центрального Китая. Он не чета заурядным китайским милитаристам, видящим в армиях лишь доходные коммерческие предприятия». С советским резидентом при Гоминьдане Александром Панюшкиным Фэн находился в приятельских отношениях. С уважением отзывался о Фэне известный советский военачальник Василий Блюхер. Про руководителя группы советников Примакова вообще шутили, что он «влюблён» в Фэна. При этом Фэн никогда не высказывал симпатий к коммунизму.
Попытка Фэна сформировать общекитайское коалиционное правительство под руководством Сунь Ятсена провалилась. При подготовке переезда в Пекин тяжелобольной Сунь скончался. Всесильный наместник Маньчжурии Чжан Цзолинь, обладавший огромной (250 тыс. человек) армией и опиравшийся на самую экономически развитую часть Китая, монархист и союзник Японии, не желал делиться властью ни с Фэном, ни с Гоминьданом. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена вступил в полосу борьбы за власть. «Христианского социалиста» Фэна, вступившего всё-таки в Гоминьдан, не хотели видеть во главе партии такие видные деятели, как Чан Кайши и Ван Цзинвэй.
В ноябре 1925 г. против Чжан Цзолиня восстал генерал Го Сунлин. Заявив, что переходит на сторону Фэна, он осадил столицу Маньчжурии Мукден. Так началась новая война, в которой был на стороне Чжан Цзолиня и У Пэйфу, объединившимся со старым врагом, был большой перевес сил. В декабре Го Сунлин был разгромлен и погиб, а войска Фэна потерпели ряд серьёзных поражений. В январе 1926 г. Фэн подал в отставку и уехал в СССР. Его войска продолжали сопротивление, но в апреле 1926 г. армия Чжан Цзолиня взяла Пекин.
Война с Народной армией подорвала обе сильнейшие милитаристские клики – Фэнтяньскую и Чжилийскую. В 1926 г. Народно-революционная армия (НРА) Гоминьдана из южных провинций начала Северный поход для разгрома милитаристов и объединения страны. Но решающим фактором успеха НРА и крушения милитаризма в Китае стало упорное сопротивление Народной армии на Севере.
В сентябре 1926 г. Фэн вернулся в Китай. Народная армия воевала с милитаристами, очищая Северный Китай. В 1927 г. он поддержал антикоммунистический переворот Чан Кайши, и заключил с ним соглашение о сотрудничестве. Чан Кайши присвоил ему звание маршала и назначил военным министром и вице-председателем правительства. Однако уже в 1928 г. Фэн разочаровался в Чан Кайши, и начал критиковать лидера Гоминьдана за репрессии и сворачивание демократических преобразований. За что лишился государственных должностей. В 1930 г. он вернулся к своим войскам.
В 1928 г. мусульмане провинции Ганьсу, контролировавшейся Фэном, напали на местных тибетцев-буддистов, устроив страшную резню. Народная армия пыталась навести порядок, и началась междоусобная война. Чжан Цзолин и, возможно, Чан Кайши поставляли мусульманским повстанцам оружие и боеприпасы, в то время как советские поставки Фэну, из-за его перехода на сторону Чан Кайши, прекратились. В 1930 г. НРА заняла Ганьсу, а затем и Пекин. Народная армия оказалась оттеснённой во Внутреннюю Монголию, где продолжила сопротивление.
После начала японской агрессии Фэн активно выступал против японцев. Его войска численностью до 100 тыс. чел., укрепившиеся на юге Внутренней Монголии, стали называться Чахарской народной антияпонской армией, и попытались вытеснить японцев из сопредельных районов. К армии Фэна примкнули отступившие из Маньчжурии партизаны, монгольские формирования князя Демчугдонгруба и местные бандиты-хунхузы Ван Ина. Однако армии Фэна катастрофически не хватало оружия и боеприпасов: Чан Кайши приказал блокировать Чахарскую армию с юга. Монголы Демчугдонгруба воевали не за свободу Китая, а за освобождение от него, и перешли на сторону Японии. За ними последовали бандиты Ван Ина, готовые продаться тем, кто больше платит. В августе 1933 г. армия Фэна потерпела поражение, и маршал, объявив о её роспуске, ушёл в отставку. При этом он призывал Гоминьдан объединиться со всеми силами, готовыми воевать с японцами, включая коммунистов, и обещал присоединиться к объединённым силам, забыв о личных амбициях.
В 1935 г. Фэн прибыл в Нанкин в распоряжение Чан Кайши. Он получил должность вице-президента Национального военного совета. В 1937-38 гг. маршал командовал китайскими войсками, оборонявшими Шанхай, но после неудач был смещён. До 1945 г. он руководил остатками своих войск в Северном Китае, сражаясь с японцами вместе с местными гоминьдановскими частями и коммунистическими партизанскими отрядами.
Формирования бывшего Гоминьцзюня и Чахарской армии на северном фронте войны с Японией были самыми активными. Но самостоятельной политической роли они уже не играли. Как лишился её и сам маршал Фэн.
В середине 1920-х гг. Фэн Юйсян был одним из самых перспективных политиков Китая, контролировал Пекин и большие территории на севере и в центре страны, и располагал крупной, хорошо вооружённой и дисциплинированной армией. Он был, пожалуй, единственной фигурой, пытавшейся объединить страну, не претендуя на установление личной власти. При этом Фэн не соглашался становиться марионеткой иностранных держав, хотя и не хотел с ними враждовать. Испытывая симпатии к СССР, он не стал проводником советского влияния. Настаивая на необходимости сотрудничества с коммунистами ради общей борьбы с японскими агрессорами, он не сближался с партией Мао Цзэдуна, и не раз предостерегал соотечественников от «красной угрозы». Признавая лидеров Гоминьдана Сунь Ятсена и Чан Кайши руководителями всего Китая и занимая посты в Гоминьдане, Фэн всегда проводил самостоятельный курс в соответствии со своей идеологией «христианского социализма». Некоторые исследователи считают Фэна хитрым и циничным политиком, неоднократно менявшим фронты и предававшим союзников. В этом, конечно, есть доля истины – Фэн был китайским политиком в смутное время, и по-другому действовать он не мог. Но он всегда действовал в соответствии со своими взглядами, что сильно отличало его от других китайских деятелей того времени.
Мог ли маршал Фэн стать объединителем Китая вместо Мао Цзэдуна? По-видимому, нет. В первую очередь потому, что его идеи «христианского социализма» чужды китайскому менталитету. Советские лидеры симпатизировали Фэну, и по-человечески относились к нему лучше, чем к Мао Цзэдуну, которого Сталин справедливо называл «редиской». Но Москва в конце концов сделала ставку даже не лично на Мао, а на Компартию Китая, надеясь, что общая идеология позволит её контролировать. США и Великобритания также не могли сделать Фэна своим главным доверенным лицом: демонстрируя этим странам своё уважение, маршал резко критиковал их империалистическую политику и равнодушие к судьбам китайского народа.
Таким образом, Фэн не мог и не хотел опираться на иностранные силы, а ресурсов контролируемых им территорий было недостаточно, чтобы бросить вызов группировкам, доминировавшим в других регионах (Маньчжурия, управлявшаяся Чжан Цзолинем, и Юг, где господствовал Гоминьдан, были гораздо богаче, экономически сильнее и гуще населены, чем подконтрольные Фэну районы Северо-Запада). При этом Фэн, пусть опосредованно, но сыграл большую роль в централизации Китая и антияпонском Сопротивлении.
В 1945 г., после окончания Второй мировой войны, Фэн поехал в США, где изучал «Новый курс» Рузвельта и историю TVA (Администрации Долины Теннесси), успешно занимавшейся развитием экономики и социальной сферы штатов Теннесси, Алабама, Миссисипи и Кентукки после Великой депрессии.
В США Фэна застали известия о возобновлении гражданской войны в Китае. Маршал выступил с заявлениями против Чан Кайши, которого он обвинял в антидемократизме и попытке установления личной диктатуры. При этом Фэн не порвал с Гоминьданом и не стал однозначно поддерживать коммунистов: он установил контакты с левыми гоминьдановцами (Союз товарищей трех народов в Чунцине и Китайская националистическая ассоциация содействия демократии в Гуанчжоу), пытавшимися выступить в роли «третьей силы». Вероятно, Фэн рассчитывал, что подчинявшиеся ему воинские части на Севере Китая сыграют роль в умиротворении страны. В любом случае было бы неправильно рассматривать разрыв с Чан Кайши как переход маршала на сторону коммунистов.
В ноябре 1947 г. в Гонконге левые гоминьдановцы сформировали Революционный комитет Гоминьдана. В то время он не признавал «руководящей и направляющей роли КПК» - это произошло позднее, после военной победы коммунистов над гоминьдановцами и провозглашения Китайской Народной Республики. Поначалу же левые гоминьдановцы пытались играть самостоятельную роль. Судьбы страны ещё не были решены, и в разных районах Китая, помимо коммунистов и гоминьдановцев, действовали различные независимые формирования. Главой Революционного комитета стала Сун Цинлин - вдова Сунь Ятсена, видная деятельница левого, античанкайшистского крыла Гоминьдана. Кроме того, Сун, как и Фэн, принадлежала к методистской христианской церкви. Неудивительно, что Фэн стал одним из членов руководства Революционного комитета.
Но принять участие в деятельности этой организации маршал уже не смог. Он выехал в СССР, где проводил консультации с советскими руководителями относительно будущего государственного устройства Китая. В Москве планировалась конференция левых сил Китая, в которой должен был участвовать и Фэн. Но 1 сентября 1948 г. маршал погиб на пароходе «Победа» при пожаре: двери кают маршала и его дочери оказались заблокированными снаружи. Кто стоял за гибелью маршала, а в случайность поверить трудно, никто уже не узнает. В советском руководстве были разные мнения относительно того, кто предпочтительнее для СССР в качестве лидера нового Китая – были сторонники Мао Цзэдуна, а были и противники. Но сторонники, судя по всему, были активнее: так, в 1949 г. в Бурятии таинственным образом разбился самолёт с членами делегации Восточно-Туркестанской республики, летевшими на переговоры с Мао Цзэдуном о вхождении Синьцзяна в состав КНР.
«Возможно, размышляя над судьбами Китая, Сталин разрабатывал несколько вариантов с привлечением «запасных» фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. Его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе, возможно, нарушила стратегические планы Сталина. И, что совершенно очевидно, расчистила путь Мао к верховной единоличной власти» (О.Бар-Бирюков «Гибель маршала». «Совершенно секретно», 03.04.2009).
***
Фигура маршала Фэн Юйсяна занимает особое место в истории Китая ХХ века. Этот деятель занимал левонационалистический фланг китайской политики и придерживался идеологии, близкой к социал-демократии с христианским оттенком. Он впервые в истории Китая на подвластной ему территории попытался построить ядро демократического государства. В настоящее время демократический Тайвань, отказавшийся от диктаторского наследия Чан Кайши, во многом наследует левогоминьдановские традиции «христианского маршала» Фэн Юйсяна.