Приближаются Новый год и Рождество. Почитаем фрагмент очерка известного смоленского историка-краеведа, музейного работника Василия Ивановича Грачева «Рождественские праздники в Смоленске», напечатанный в газете «Смоленский вестник» в 1894 году:
«…На второй день праздника по заведенному исстари обычаю жители окраинных слобод города посещают позднюю литургию женского Вознесенского монастыря. В храме женщины становятся впереди, а мужчины толпятся при дверях, вытесняя нищих, за что последние вслух высказывают неудовольствие. По окончании литургии мужчины, выходя из храма, становятся по обе стороны дорожки, ведущей к дверям храма, и осматривают каждую выходящую из церкви женщину. То же самое повторяется и на третий день праздника в Троицком мужском монастыре. Обычай этот известен под названием «смотрин».
Со второго дня начинаются балы, елки, вечера и у низшего класса – вечеринки. Последние устраиваются в домах более просторных. Кавалеры в складчину заготовляют угощение для барышень, вино и закуску – для себя, приглашают двух-трех музыкантов, и дело в шляпе. Интересно, что жители одной слободы не любят присутствовать на вечерниках жителей других слобод.
Но любители приключений, особенно молодежь Рачевской слободы, «воинственный дух» которой известен исстари, собираются компаний и отправляются на вечеринку в соседние слободы. Зная бурный нрав прибывших гостей, их обыкновенно в дом не пускают, а для целости окон последние закрывают ставнями. Тогда незваные гости залезают на крышу дома, ловко и скоро разбирают дымовую трубу и лежак печи и к всеобщему удивлению и ужасу всех присутствующих на вечеринке чрез отверстие в потолке появляются в доме. Подымается крик, шум, начинается рукопашная, и гости часто с фонарями под глазами, с помятыми боками возвращаются домой, довольные своей проделкой. Дело редко доходит до суда или полиции – расправа своя. Сегодня жители Рачевки помнут бока и наставят фонарей ямщикам, завтра ямщики тем же самым отплатят рачевцам, тем дело и кончается.
С четвертого дня берутся уже за необходимые работы, но работают лишь до сумерек, по вечерам же, которые носят название «святых», работать считается большим грехом. Этими вечерами молодежь поочередно собирается друг у друга и проводит время в играх, в пении святочных песен и гаданиях. Гадания и вечеринки продолжаются до 8-го января включительно.
Во время Рождественских праздников особенно процветают кулачные бои…
Накануне дня Богоявления (6-го января), освящения святой воды, ничего не едят, вечером делают на притолоках дверей, стенах, окнах и проч. мелом небольшие крестики, а часов в десять вечера некоторые, взяв с собой какой-либо сосуд, отправляются к проруби, близ устроенного Иордана на р. Днепре, и здесь зажигают восковые свечи, укрепленные заранее к крестообразным деревянным дощечкам, и пускают их на воду в прорубь. Ровно в полночь, лишь только на соборной колокольне пробьет 12 часов, берут из проруби сосудом воду и уносят домой; вода эта считается святой, исцеляющей от разных болезней, и хранится по несколько лет. Крещенская вода, принесенная из церкви накануне 6-го января, и в день крещения из реки, наливается в особые бутылки, из которых никогда вся вода не выливается, и таким образом она хранится по несколько десятков лет.
6-го и 7-го января происходят последние праздничные развлечения, известные в народе под именем «загонять зайца или воробья».
Вот начало его очерка "Рождественские праздники в Смоленске" (1894 г.), написанного не только со знанием вопроса, но и с юмором.
"В нашем городе сохранилось немало своеобразных обычаев и поверий, связанных с праздником Рождества и свято чтимых населением. Приезжие из других городов немало удивляются, например, нашему обычаю делать визиты на первый день праздника Рождества Христова, тогда как в других городах принято делать визиты только в день Нового года, но у нас по заведенному нашими предками обычаю визиты делаются два раза в продолжение Святок – 25-го декабря и первого января. «Не нами заведено, не нам и искоренять этот обычай», – говорят обитатели нашего города. Хотя все, видимо, тяготятся этим обычаем, так как кому после шумных приготовлений к празднику не хотелось бы отдохнуть в родной семье, а тут изволь рыскать по домам знакомых и родственников или же принимать чуть ли не целый день гостей. Зато на бедных визитеров все беды сваливаются. Сожжет ли хозяйка пирог – визитер виноват, «принесла его нелегкая», говорит обыкновенно после хозяйка: «заболталась и забыла про пирог».
Праздничные визиты начинаются с раннего утра. Первой обыкновенно являются напомнить о наступившем празднике прислуга. Затем являются славильщики, большею частью подростки-мальчуганы, впрочем, от этих визитеров стали закрывать двери и ворота, так как неоднократно случается, что после их визита исчезает из прихожей или кладовой что-либо из платья. Наконец, являются уже родственники и знакомые, которые, поздравив хозяйку и семейство с праздником, начинают разговор о морозе, дороговизне съестных продуктов и проч. Дальше этого разговор не идет, и визитер, посидев минут пять и выпив рюмочку, другую, спешит дальше с визитами по родным и знакомым. Одного визитера сменяет другой, и так почти до вечера..."
Автор: Юрий Шорин
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.