Найти в Дзене

Два модуля и два квадрата. Тестовое задание для ЕГЭ №4279.

Сегодня рассмотрим задание №4279 из банка тестовых заданий для ЕГЭ ФИПИ. Это задание «высокого» уровня сложности, однако, разобрать его будет полезно и ученикам средних способностей. Напоминаю, для подписчиков предусмотрена возможность получения решений в «вордовском» .DOCX формате со стандартными формулами и рисунками. Кому требуется, делайте запросы в комментариях – я предоставлю файл. Общий список заданий, разобранных на канале, приведён здесь. Задание Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение имеет единственный корень. Рассуждаем Уравнение содержит два модуля, следовательно, в нем есть четыре варианта раскрытия модулей, и до четырёх областей графика в координатах x - a. Сразу отметим, что параметр везде входит в состав разности 5 - a. Это сразу даёт возможность сделать замену параметра, упрощающую уравнение. После замены необходимо найти точки изменения поведения модулей (точки нулевых модулей). Таких точек две, и они делят всю числовую прямую на три участка. При это
Оглавление

Сегодня рассмотрим задание №4279 из банка тестовых заданий для ЕГЭ ФИПИ. Это задание «высокого» уровня сложности, однако, разобрать его будет полезно и ученикам средних способностей.

Напоминаю, для подписчиков предусмотрена возможность получения решений в «вордовском» .DOCX формате со стандартными формулами и рисунками. Кому требуется, делайте запросы в комментариях – я предоставлю файл.
Общий список заданий, разобранных на канале, приведён здесь.

Задание

Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение

имеет единственный корень.

Рассуждаем

Уравнение содержит два модуля, следовательно, в нем есть четыре варианта раскрытия модулей, и до четырёх областей графика в координатах x - a.

Сразу отметим, что параметр везде входит в состав разности 5 - a. Это сразу даёт возможность сделать замену параметра, упрощающую уравнение.

После замены необходимо найти точки изменения поведения модулей (точки нулевых модулей). Таких точек две, и они делят всю числовую прямую на три участка. При этом, поскольку внутри модулей есть параметр, точки эти меняют своё положение, и могут меняться местами. Следовательно, разумно будет рассмотреть три варианта параметра – когда точки нулевых модулей совпадают, когда первая точка больше второй и когда вторая больше первой.

В каждом из вариантов необходимо исследовать знаки раскрытия модулей, и потом, раскрыть модули в каждой из получающихся областей с соответствующими знаками.

После раскрытий модулей получившиеся уравнения необходимо будет привести к каноническому виду, и построить график допустимых решений, он будет состоять из нескольких отрезков, в соответствии с количеством раскрытий модулей.

Наконец, последним шагом будет исследование пересечения линии уровня постоянного параметра с получившимся графиком. Необходимо будет отобрать такие значения параметра, при которых пересечение (или касание) будет только одно.

План решения

  • Перенесём все вправо и сделаем замену.
  • Найдём интервалы раскрытия модулей.
  • Раскроем модули со всеми вариантами знаков.
  • В каждом варианте найдём пересечение получившегося графика с графиком постоянного параметра.
  • На каждом из интервалов параметра проверим соответствующие решения, и отберём те, которые соответствуют условиям.

Решение.

Исходное уравнение:

-2

Переносим всё влево:

-3

Заметим, что параметр и значение 5 везде стоят рядом в составе разности. Упростим себе жизнь. Сделаем замену:

-4

Подставляем:

-5

Находим интервалы раскрытия модулей. Сперва точки, где модули меняют знак:

-6

Эти две точки могут делить числовую прямую на три интервала, кроме случая, когда они совпадают (b = 0). Причём, для положительного и отрицательного параметра точки перемены знака меняются местами. А значит, необходимо рассмотреть три варианта значений параметра:

-7

Рассматриваем.

Первый вариант, (b < 0). Точек, где модули меняют знак две. Интервалы, раскрытия модулей (в скобках укажем знаки раскрытия):

-8

Второй вариант, (b = 0). Точка, где модули меняют знак, одна. Интервалы, раскрытия модулей:

-9

Третий вариант, (b > 0). Точки, где модули меняют знак, две. Интервалы, раскрытия модулей:

-10

Как видим, среди перечисленных вариантов присутствуют все четыре варианта раскрытия модулей. Поэтому рассмотреть необходимо их всех. Для нахождения числа корней уравнения в зависимости от параметра, для каждого раскрытия необходимо построить график, и найти точки его пересечения с графиком b=const (ниже изобразим все четыре варианта раскрытия на одном графике).

Раскрытие (– –):

-11

Приводим подобные:

-12

Приводим к каноническому виду окружности:

-13

Или:

-14

В координатах (x-b) это уравнение окружности с центром (-1;0) и радиусом 1. Пересечение в одной точке с графиком b=const возможно в двух точках касания:

-15

Раскрытие (– +):

-16

Приводим подобные:

-17

Приводим к каноническому виду окружности:

-18

Или:

-19

В координатах (x-b) это уравнение окружности с центром (0;1) и радиусом 1. Пересечение в одной точке с графиком b=const возможно в двух точках касания:

-20

Раскрытие (+ –):

-21

Приводим подобные:

-22

Приводим к каноническому виду окружности:

-23

Или:

-24

В координатах (x-b) это уравнение окружности с центром (0;–1) и радиусом 1. Пересечение в одной точке с графиком b=const возможно в двух точках касания:

-25

Раскрытие (+ +):

-26

Приводим подобные:

-27

Приводим к каноническому виду окружности:

-28

Или:

-29

В координатах (x-b) это уравнение окружности с центром (1;0) и радиусом 1. Пересечение в одной точке с графиком b=const возможно в двух точках касания:

-30

Изобразим все четыре окружности, и графики b=const для всех четырёх случаев касаний:

-31

Возвращаемся к рассмотрению трёх вариантов параметра, укажем решения для каждого варианта:

Первый вариант, (b < 0):

-32

Здесь, с учётом условий по x и по b существует только одно возможное решение:

-33

Второй вариант, (b = 0):

-34

Здесь нет значений параметра, которые бы отвечали условиям, и давали бы точки ответа.

Третий вариант, (b > 0):

-35

Снова, с учётом условий по x и по b видим, что существует только одно возможное решение:

-36

В итоге, по всем трём вариантам параметра имеем множество решений:

-37

Делаем обратную подстановку:

-38

Откуда получаем ответ:

-39

Замечание

Для проверки построим анимированный график функции:

-40

Параметр обозначим точкой на оси абсцисс:

-41

Как видим, график пересекает ось один раз (точнее, касается оси в одной точке) только в двух указанных значениях параметра.