Найти тему
АвиаОбоз

На каком этапе восстановления находятся европейские авиакомпании?

Справочная информация о преодолении последствий эпидемии коронавируса и состоянии европейских авиакомпаний на конец 2022 года и планах на 2023 год.

Фото: travelview/Shutterstock
Фото: travelview/Shutterstock

Несмотря на трудное начало года с новым вариантом коронавируса Омикроном, событиями в Украине и нехваткой персонала, 2022 год в итоге стал положительным годом для европейских авиакомпаний.
Благодаря полностью открытым европейским границам почти все перевозчики сообщили о летней прибыли, поскольку очень высокий спрос привел к высокой доходности, что с лихвой компенсировало увеличение затрат на топливо и перебои в работе. Полеты на европейские курорты и трансатлантические рейсы были особенно оживленными.

К концу года высокий спрос не ослабел, несмотря на все более мрачные прогнозы для нескольких ключевых экономик континента и продолжающийся конфликт в Украине. Это яркое восстановление означает, что европейские авиакомпании в совокупности сократят убытки до $3 миллиардов в этом году и снова получат прибыль в 2023. Большинство крупнейших авиакомпаний Европы планируют получить прибыль.

В то время как перевозчики восстановили пропускную способность, а некоторые, например, Turkish Airlines, Ryanair и Wizz Air уже работают намного выше докризисной активности, европейским авиакомпаниям в целом еще предстоит полностью восстановить свою работу.

В частности, сетевые перевозчики страдают от медленного восстановления пропускной способности Азиатско-Тихоокеанского региона как из-за снятия пограничных ограничений в некоторых странах, так и из-за влияния на полеты закрытия воздушного пространства России. Это способствует не только тому, что IATA оценивает пропускную способность европейских авиакомпаний в этом году на 16% ниже уровня 2019 года, но и ожидает, что этот показатель будет на 10% ниже в 2023 году.

AEGEAN AIRLINES

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: EQRoy@shutterstock.com
Фото: EQRoy@shutterstock.com

Aegean Airlines достигла допандемического уровня в третьем квартале.
Благодаря особенно высокому спросу на поездки в эту страну Греция была одной из трех европейских стран, в аэропортах которых летом превышался доковидный уровень пассажиропотока.

Aegean Airlines сообщила о прибыли выше докризисного уровня в течение сильного третьего квартала. После убытков в первые три месяца для греческого перевозчика это был второй прибыльный квартал подряд. Компания зафиксировала прибыль в размере €121 млн за первые девять месяцев года по сравнению с убытком в размере €33 млн за тот же период прошлого года.

Что ждет в 2023 году

Получив свой первый Airbus A320neo накануне эпидемии, Aegean Airlines продолжает обновление своего флота. В течение 2023 года авиакомпания получит еще девять самолетов этого типа, а к концу следующего года парк Neo достигнет 28 самолетов. Всего у авиакомпании в настоящее время 46 заказов.

АЭРОФЛОТ

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: SturmUfa/Shutterstock
Фото: SturmUfa/Shutterstock

Аэрофлот обратил свое внимание на самолеты отечественного производства после того, как из-за санкций ему все труднее эксплуатировать самолеты западного производства.
Российская авиакомпания, которой помог сильный внутренний рынок, изначально лучше, чем большинство европейских операторов, восстанавливалась после коронавируса.

Однако это резко прекратилось, когда она была практически отрезана от международных рынков после начала спецоперации России в Украине. С тех пор перевозчику пришлось сосредоточиться преимущественно на внутренних маршрутах, хотя он по-прежнему обслуживает несколько пунктов назначения в Азии, на Ближнем Востоке и в Турции.

Количество пассажиров группы "Аэрофлот" за первые девять месяцев года снизилось на 8% по сравнению с 2021 годом и составило чуть более 31 миллиона человек, подавляющее большинство из которых летело
на внутренних маршрутах.

Потратив большую часть последнего десятилетия на модернизацию своего парка Boeing и Airbus, «Аэрофлот» из-за санкций западных стран был вынужден вернуться к российским самолетам. В сентябре компания заказала 339 самолетов, в том числе 210 двухмоторных МС-21, 89 - SSJ-New, доработанной версии Superjet 100, а также 40 самолетов Ту-214.

Что ждет в 2023 году

Способность «Аэрофлота» расширять деятельность в следующем году, очевидно, связана с событиями в Украине и текущей политической ситуацией внутри России. Тем не менее, открытие китайских границ после коронавируса потенциально может расширить рыночные возможности компании.

Модернизация парка начнется в следующем году с поставкой первых двух SSJ-New, но серьезно увеличится годом позже, когда будут переданы первые шесть МС-21 и семь Ту-214.

AIR FRANCE-KLM

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: Minhan photos/Shutterstock.com
Фото: Minhan photos/Shutterstock.com

Усилия Air France-KLM по восстановлению пропускной способности до докризисного уровня были затруднены ограничениями на вылет в Schiphol airport как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Air France-KLM рассчитывает получить годовую прибыль в размере €900 млн после очень приличных результатов в третьем квартале, даже несмотря на текущие операционные проблемы в главном аэропорту компании Amsterdam Schiphol. Выручка группы в размере более €8 млрд в третьем квартале превысила докризисный квартальный уровень на 89%.

Воодушевленная возвращением к прибыльной работе, группа предприняла шаги, чтобы досрочно погасить часть государственной помощи, предоставленной правительствами Франции и Нидерландов во время эпидемии коронавируса.

Между тем, группа сохраняет интерес к участию в европейской консолидации. Air France-KLM была стратегическим партнером частной инвестиционной компании Certares в тендере на покупку ITA Airways, хотя эксклюзивные переговоры закончились в октябре безрезультатно. Она также выразила заинтересованность в участии в приватизации TAP Air Portugal после ее запуска.

Что ждет в 2023 году

Ожидается, что пассажиропоток группы вернется к 90% докризисного уровня в первом квартале. Хотя у Transavia пропускная способность будет примерно на 40% больше, чем в 2019 году, продолжающиеся ограничения, влияющие на ее азиатскую сеть, и ограничения в Amsterdam Schiphol влияют на более широкую пропускную способность группы.

Ограничения на вылет в аэропорту, вероятно, останутся в силе до конца марта. Даже если проблемы с наращиванием возможностей Схипхола будут преодолены к следующему лету, существует еще одна проблема с пропускной способностью - правительство Нидерландов высказало предложения о постоянном сокращении полетов из аэропорта на 12% из-за шумового загрязнения и других экологических проблем.

EASYJET

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: Airbus
Фото: Airbus

EasyJet будет использовать поступающие воздушные суда семейства A320neo для увеличения пропускной способности аэропортов с ограниченным количеством слотов.

Рекордные финансовые показатели за три месяца, закончившихся 30 сентября, позволили EasyJet завершить финансовый год на высоком уровне. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить убытки третий год подряд, хотя и значительно меньший в 2022 году по сравнению с предыдущим. Британский перевозчик был самым осторожным из крупных европейских лоукостеров с точки зрения восстановления пропускной способности и в пиковый летний сезон по-прежнему задействовал только 88% доковидной пропускной способности.

Бурные отношения с основателем EasyJet Stelios Haji-Iaonnou, который сохраняет за собой 15% акций компании, обострились после того, как в июле акционеры подавляющим большинством голосов одобрили заказ еще на 56 самолетов семейства A320neo. Это был заказ на большее количество узкофюзеляжных самолетов Airbus от 2013 года, который стал катализатором бурных споров в совете директоров между руководством авиакомпании и Stelios Haji-Iaonnou.

Что ждет в 2023 году

EasyJet, которая была одним из наиболее пострадавших авиакомпаний из-за задержек и отмен в Великобритании, заявляет, что идет по графику с набором персонала и рассчитывает вернуться на полную мощность к пику летнего сезона следующего года.

Несмотря на медленное увеличение пропускной способности, авиакомпания утверждает, что сохранила свои ключевые позиции в основных аэропортах, а замена самолетов A319 более крупными A320neo и A321neo дает ей возможность увеличить пропускную способность в аэропортах с ограниченным количеством слотов, не требуя дополнительных рейсов.

International Airlines Group (Aer Lingus, British Airways, Iberia и Vueling)

Фото: Fasttailwind/Shutterstock
Фото: Fasttailwind/Shutterstock

Iberia стала первым перевозчиком группы IAG, вернувшим прибыль, а успешное лето на трансатлантических рейсах позволило British Airways стать лидером по прибыли в третьем квартале.

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Iberia была первым перевозчиком IAG, вернувшимся в плюс в третьем квартале 2021 года, где она и оставалась, за исключением первого квартала 2022 года, на показатели которого повлиял Omicron. Прибыль в третьем квартале составила €246 млн. Выручка уже была на 3% выше, чем в 2019 году, несмотря на то, что пропускная способность все еще на 16% меньше доковидного уровня в этом квартале.

Высокие трансатлантические показатели помогли British Airways и Aer Lingus снова начать работу с прибылью во втором квартале, впервые после кризиса. Действительно, British Airways вернулась к своей докризисной позиции самого прибыльного перевозчика IAG в абсолютном выражении с прибылью в размере €411 млн в третьем квартале. Однако провозная способность по-прежнему составляла лишь около 3/4 допандемического уровня, увеличившись до 80% в четвертом квартале, а выручка в третьем квартале была на 7% меньше, чем в 2019 году.

В третьем квартале Aer Lingus закрылась в пределах 90% от уровня 2019 года и полностью восстановилась в четвертом квартале. Трансатлантические маршруты были центральной частью восстановления перевозчика, включая его первые рейсы за океан из Манчестера.

Vueling стала первым подразделением IAG, превысившим доковидный уровень производительности и прибыли. Операционная прибыль испанского перевозчика в третьем квартале в размере €259 млн была на €29 млн больше, чем за тот же период 2019 года. В четвертом квартале он отработал на 15% лучше, чем в 2019 году.

Фото: Markus Mainka/Shutterstock.com
Фото: Markus Mainka/Shutterstock.com

Vueling стала первой авиакомпанией группы IAG, которая достигла доковидного пика активности и прибыли в третьем квартале.
Примечательно, что Vueling усилила свои позиции в лондонском Гатвике и парижском Орли, получив места, которые были освобождены в рамках уступок, связанных с государственной помощью Франции, предоставленной Air France во время эпидемии коронавируса.

IAG ожидает, что прибыль группы составит около €1,1 млрд за весь год.
Группа также подтвердила свое обязательство по заказам на Boeing 737 Max, которые были сделаны на Парижском авиасалоне в 2019 году, хотя этот тип оставался на земле в тот момент. IAG сделала твердый заказ на 50 самолетов B737Max 8 и 10 и подписала опционы еще на 100 самолетов.

Что ждет в 2023 году

Азия остается недостающим звеном для British Airways, а это означает, что авиакомпании еще предстоит полностью восстановить пропускную способность до доковидного уровня. Ожидается, что пропускная способность достигнет 90% от уровня 2019 года в первом квартале — это единственный из крупных перевозчиков группы IAG, который к этому моменту восстановится не полностью.

Генеральный директор Sean Doyle также указал на намерение авиакомпании расширить деятельность на короткие расстояния в London Gatwick, которую она возобновила в марте, создав новую дочернюю компанию BA Euroflyer.

В отличие от этого, Iberia и Aer Lingus в первом квартале 2023 года будут использовать на 5% больше мощностей, чем в 2019 году, а провозная способность Vueling будет на 20% выше, чем до эпидемии. Aer Lingus также начнет свои первые рейсы из Дублина в Кливленд следующим летом на самолетах A321LR.

ITA AIRWAYS

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: ITA/ALAFCO
Фото: ITA/ALAFCO

Летом ITA представила свой первый A350, один из четырех новых типов Airbus, которые компания приобретает в рамках нового бизнес-плана.
Начав работу только в середине октября 2021 года, преемник Alitalia модернизирует свой парк за счет начальных активов и восстанавливает свою сеть.

В этой же логике поступление двух новых типов самолетов: в октябре компания приняла свой первый A220, а летом - первые A350. Итальянский перевозчик также планирует в ближайшее время получить свой первый A320neo. Данные ресурса Cirium показывают, что до сих пор большая часть сети ITA была основана на бывших маршрутах Alitalia, при этом ITA использовала почти две трети пропускной способности по сравнению с Alitalia в декабре 2019 года.

Как и у своего предшественника, важной задачей молодой авиакомпании стал поиск в Италии инвестора и стратегического партнера. И, как и в случае с Alitalia, это оказалось непростой задачей — все осложнилось сменой правительства в стране. Два консорциума были на первом плане. Но переговоры с Certares, в который входят в качестве стратегических партнеров Air France-KLM и Delta, закончились безрезультатно.

С тех пор процесс зашел в тупик. Antonino Turicchi, занявший пост президента ITA в октябре, получил задание предпринять дополнительные усилия по поиску партнера. По сообщениям итальянских СМИ, Lufthansa ведет переговоры о возможной сделке, хотя ее партнер по консорциуму, судоходная компания MSC, отказался от такого сценария.

Что ждет в 2023 году

Хотя многое в наступившем году будет зависеть от результатов процесса продажи, ITA продолжает развивать свой флот. В 2023 году компания планирует получить 39 самолетов, в том числе четвертый новый тип - 9 самолетов A330-900, а к концу года ее флот увеличится до 96 воздушных судов.

LUFTHANSA GROUP (Austrian Airlines, Brussels Airlines, Eurowings, Lufthansa, Swiss)

Lufthansa получила свой первый B787 Dreamliner в 2022 году. Фото: Lufthansa
Lufthansa получила свой первый B787 Dreamliner в 2022 году. Фото: Lufthansa

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Восстановление группы стало очевидно, когда в середине декабря она снова повысила свои ожидания по прибыли за год, на этот раз с €1 млрд до примерно €1,5 млрд в связи с сильным завершением года. Это произошло даже после забастовок в немецких авиакомпаниях в сентябре, хотя с тех пор группа заключила ряд новых трудовых соглашений, чтобы облегчить ситуацию в производственных коллективах.

В третьем квартале пропускная способность группы по-прежнему была на 22% ниже доковидного уровня, а на Азиатско-Тихоокеанских маршрутах - даже меньше половины пропускной способности 2019 года. В то время как все перевозчики группы были прибыльными в третьем квартале, швейцарская Swiss стала самой успешной и вместе со скромной прибылью Austrian Airlines — единственными в плюсе за девять месяцев.

Быстрое финансовое восстановление позволило Lufthansa погасить государственную помощь Германии, предоставленную во время эпидемии, что побудило правительство этой страны продать долю, которую оно приобрело в Lufthansa в рамках пакета поддержки.

В рамках обновления флота Lufthansa получила в конце августа первый из 32 самолетов Boeing 787-9, что стало первой поставкой Dreamliner европейскому заказчику за год на фоне длительного перерыва в поставках Boeing этого типа. Austrian Airlines также получила свой первый A320neo, в то время как Swiss International Air Lines разработала планы по замене с 2025 года своих A340-300 на A350, а Lufthansa подписала контракт на получение нового грузового Boeing 777-8.

Что ждет в 2023 году

Спрос вырос настолько быстро, что Lufthansa планирует вернуть по крайней мере три своих A380, которые, казалось, уже ушли в историю после начала эпидемии коронавируса. Это также является отражением проблемы с пропускной способностью, как из-за задержек поставок самолетов, так и нарушении цепочек поставок запасных частей для целей ТОиР. Помимо задержек с программой В787, Lufthansa также является одним из заказчиков Boeing 777-9, поставка которого отложена с 2023 до 2025 года.

NORWEGIAN

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: Norwegian
Фото: Norwegian

Norwegian вернула В737 Max в свой парк в 2022 году, а затем оформила твердый заказ на 50 самолетов этой модели с поставкой с 2025 по 2028 год.
Компания перешла от эксплуатации 50 самолетов в первом квартале к 70 к середине года и, благодаря растущему спросу, зафиксировала прибыль в размере $100 млн в третьем квартале.

Что ждет в 2023 году

Norwegian продолжит восстанавливать свой парк, который летом должен достичь 85 самолетов. Похоже, что у компании также появляется аппетит к расширению за пределы своего основного скандинавского рынка, поскольку с лета 2023 года он разместит два самолета в аэропорту Риги в качестве теста на жизнеспособность расширения своих возможностей.

RYANAIR

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: Stefana Garau/Shutterstock
Фото: Stefana Garau/Shutterstock

Восстановив пропускную способность, Ryanair была на пути к возвращению к доковидному уровню активности, но появился вариант Omicron. После снятия ограничений лоукостер летает намного больше уровня 2019 года. В разгар летнего сезона перевозчик перевез 95 млн человек — на 10 млн. больше, чем за апрель-сентябрь 2019 года.

Летний спрос был настолько велик, что Ryanair получила прибыль в размере €1,37 млрд. за шесть месяцев с апреля по сентябрь, что выше, чем докризисные показатели.

Что ждет в 2023 году

Ryanair рассчитывает перевезти 168 миллионов пассажиров за год, который закончится 31 марта 2023 года. Это на 19 млн. больше, чем предыдущий максимум в 2019 году, и является частью плана по увеличению этого показателя до 225 млн. в течение следующих трех лет.

Планы развития авиакомпании зависят от поставки большего количества самолетов B737 Max. К концу сентября у Ryanair было 77 самолетов этого типа, и они надеются получить еще 51 к следующему лету, хотя в ноябре компания отметила, что Boeing сможет поставить все самолеты вовремя.

SAS

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: FastTailwind/Shutterstock.com
Фото: FastTailwind/Shutterstock.com

Скандинавская авиакомпания в июле добровольно подала заявление о защите от банкротства в соответствии с главой 11 США в рамках своих усилий по проведению реструктуризации своего бизнеса.

Генеральный директор Anko van der Werff, который ранее возглавлял колумбийскую Avianca во время ее реструктуризации после эпидемии, сказал, что SAS нуждается в комплексной перестройке, чтобы привлечь инвесторов, готовых вложить в компанию $915 млн. Особенно с учетом, что ни шведское, ни норвежское правительства не намерены вносить свой вклад, а датское правительство будет участвовать в запланированном увеличении капитала только условно.

В рамках реструктуризации SAS пересматривает отношения со своими арендодателями и по состоянию на середину ноября заключила сделки, включающие 46 самолетов.

Компания получила убыток в размере 7,85 млрд шведских крон за финансовый год, который длится до 31 октября. Выручка составила 31,8 млрд шведских крон, но эта цифра по-прежнему почти на треть меньше, чем в последний полный год перед эпидемией, хотя разрыв в выручке в четвертом квартале сократился до 21%.

Плановая пассажировместимость также остается на треть ниже докризисного уровня.

Что ждет в 2023 году

SAS считает, что к концу апреля пассажиропоток восстановится примерно до 90% от доковидного уровня. Ожидается, что выручка достигнет 40 млрд шведских крон в 2023 финансовом году, что все еще ниже уровня 2019 года. Достижение прибыли и возвращение к показателям доходов "до эпидемии" предполагается в следующем году.

SAS рассчитывает начать привлечение капитала в размере 9,5 млрд шведских крон примерно в конце января, что является важнейшим шагом, поскольку компания стремится выйти из системы защиты от банкротства во второй половине 2023 года.

TURKISH AIRLINES

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: EvrenKalinbacak/Shutterstock.com
Фото: EvrenKalinbacak/Shutterstock.com

Немногие авиакомпании оправились от эпидемии так быстро, как Turkish Airlines, о чем свидетельствует выручка за третий квартал в размере $6,1 млрд, что более чем на 50% превышает показатели третьего квартала 2019 года.

Операционная прибыль перевозчика за тот же период — $1,4 млрд — в два раза выше показателей 2021 год, и немного превысила показатели 2019 года.

Пассажировместимость в третьем квартале была на 16% выше допандемического уровня и на 80% на маршрутах в США, поскольку Турция на фоне слабой лиры и сильного доллара США была привлекательным местом для американских туристов. Сама авиакомпания не очень пострадала от слабой местной валюты: на лиру приходится всего 7,7% доходов и 22% расходов.

Что ждет в 2023 году

Турецкий перевозчик увеличил свой флот с 370 до 390 единиц за последний год и планирует довести его до 550 самолетов к 2027 году. По этому плану в 2023 году будет получено 36 самолетов, в том числе 12 широкофюзеляжных. Это будет способствовать достижению долгосрочных целей роста по увеличению пассажиропотока с предыдущего максимума в 75 миллионов до более чем 100.

VIRGIN ATLANTIC

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: Airbus
Фото: Airbus

После тяжелого периода эпидемии авиакомпания провела одобренную судом реструктуризацию, ее ключевой трансатлантический рынок оставался закрытым до ноября 2021 года. В этом году авиакомпания вернулась на передовые позиции, восстановив свою сеть и представив свежий продукт на своем новом А330neo.

Virgin добавила свою первую новую точку назначения в США с 2015 года, когда летом начала полеты в Остин, а затем в ноябре добавила свой первый рейс в Тампу. Последний является одним из маршрутов, на которых перевозчик развертывает свои новые A330-900, первый из 16 заказанных поступил в эксплуатацию в ноябре. Сильный трансатлантический спрос помог Virgin превзойти доходы допандемического уровня, но при этом использовать на 20% меньше пропускной способности.

Что ждет в 2023 году

Ожидается, что следующим летом Virgin будет эксплуатировать на пять самолетов больше, чем в этом году, и компания уже наметила планы по запуску следующей зимой рейсов на Мальдивы и острова Теркс и Кайкос. Тем не менее, ее маршруты за океан еще предстоит полностью восстановить.

Критик запланированного повышения аэропортовых сборов в Heathrow, исполнительный директор Shai Weiss также настаивает на реконструкции своих терминалов в аэропорту и сделал это условием своей постоянной поддержки третьей взлетно-посадочной полосы в Heathrow Airport.

Virgin, консолидировавшая свои операции в этом узле во время кризиса, не проявляет особого желания возвращаться в свой первоначальный дом в Гатвике, подчеркивая дополнительные преимущества работы в Heathrow Airport.

WIZZ AIR

Насколько ситуация улучшилась в 2022 году

Фото: JetKat@shutterstock.com
Фото: JetKat@shutterstock.com

Немногие европейские авиакомпании были столь же агрессивны в возвращении своих позиций после затухания эпидемии. Однако этот скачок роста не обошелся без проблем, как операционных, так и финансовых. Авиакомпания снизила свои первоначальные планы по увеличению пропускной способности на лето, чтобы повысить устойчивость после сложного начала года, убытки за 2 и 3 кварталы составили $384 млн.

События в Украине повлияли на деятельность Wizz Air Ukraine — на данный момент компания вернула один из четырех самолетов, застрявших в стране. Тем не менее, перевозчик еще больше активизировался на Ближнем Востоке и расширил сеть в Саудовской Аравии, добавив к своим маршрутам в Абу-Даби.

Wizz Air не ослабляет своих амбиций и заказал еще 72 самолета A321neo в сентябре, что, по словам руководства, позволит к концу десятилетия стать группой авиакомпаний, насчитывающей 500 самолетов.

Что ждет в 2023 году

Создав резерв для решения своих задач в начале лета, Wizz планирует вернуться к своему нормальному уровню загрузки к апрелю 2023 года. Кроме того, ожидается, что зимняя загрузка судов будет на 35% выше докризисного уровня.

Источник: FlightGlobal

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале