Найти тему
PrimaMedia.ru

"Кино не умрет, пока в кинотеатрах будет темно": как выживал кинопрокат ДФО в 2022 году

Негативные прогнозы о судьбе российской киноиндустрии — сбываются. Жители Дальнего Востока уже к октябрю не досчитались около 12 храмов кино, а в целом по всей стране закрылось более 40% кинозалов. Число посетителей кинотеатров также сократилось на 40-90%. Речь больше не идет о бизнесе, только о выживании, рассказали представители кинотеатров корр. ИА PrimaMedia.

С начала XXI века кинотеатры России начали жить в другой реальности, полной вызовов. Основные деньги в кинозалы теперь приносили блокбастеры, и перед каждым владельцем встал выбор: опустошить карманы и приобрести современное оборудование или закрыться в скором времени. Потом пришли стриминговые сервисы с круглосуточным доступом и почти неограниченным количеством фильмов, и, что важнее, сериалов. Приверженцы серьезного кино продолжали посещать любимые залы, но с приходом COVID-19, серьезными стали не только фильмы, но и ограничения.

Кошмар не только перед Рождеством

В 2021 году, подсчитав убытки от глобального мирового вируса, владельцы кинотеатров и прокатчики надеялись сохранить хотя бы 70% прошлогодней выручки. А уже в 2022 году, после введения санкций со стороны крупных западных киноконцернов доход упал еще на 56-70% — общим счетом почти в четыре раза.

"Безусловно, последние два года нас многому научили. В основном выживать. Нужно понимать, что старая модель кинопроката уже никогда не будет работать, а новая ещё не построена. Киноиндустрия, как и многое в стране переживает переломный момент", — поделился директор кинотеатра "Шахтер" в Артеме Виталий Рымарь.

Трудности возникли сразу по нескольким фронтам: оборудование, дефицит контента и начинающий отвыкать от похода в кино зритель. Санкции все еще никуда не делись, закупка и ремонт проекторов и ламп (которые в России и так приобретаются на вторичном рынке) становится все большей угрозой. Некоторые кинотеатры уже снимают лампы с залов, в которых прекратили показы, чтобы не покупать новые.

Угроза в виде стриминговых сервисов стала "обмякать". Ассортимент по дешевой месячной подписке начал сокращаться, а стоимость аренды или покупки фильма заметно выросла, в то время как кинотеатры уже полтора года не поднимают цены на билеты и ценят своего зрителя.

"Очень тяжело переформатировать кинотеатры, об этом думали многие, но это очень затратно, трудно будет придумать новый вид деятельности, который будет приносить такую же прибыль, как продажа кинобилетов. Те, кто превращают кинозалы в фуд-корты и боулинг-центры вряд ли смогут вернуться к прежнему доходу", — рассуждает исполнительный директор кинотеатра "Лимонад" (Камчатка) Лейли Шамоян.

В новый год прокатчики, кинотеатры, зрители входят, уже пережив множество трудностей — кто-то держится стойко, кто-то уже закрылся. В момент кризиса появилась возможность перестроиться и ввести новые кино-моды, изменить подход к самому походу в кино как явлению. И у кинотеатров есть все шансы перейти на новую волну в 2023 году.

"Кино не умрет, пока в кинотеатрах будет темно"

Сэмуэль Голдвин