Давно установлено, что уровень образования и доходов родителей — социально-экономический статус (СЭС) — сказывается на самоопределении подростка. Закончит ли он девять или одиннадцать классов, поступит в колледж или в вуз, во многом зависит от семейных установок и ресурсов — одного из источников образовательного неравенства.
А какое значение для учащегося имеет статус всех его соучеников, или, иначе, социально-экономическая композиция школы? Исследовательница Юлия Керша из Института образования ВШЭ выяснила, что этот показатель влияет не только на ближайшее, но и на отдаленное будущее учащегося — например, поступление в магистратуру.
Все ли равны?
Известно, что дети образованных и обеспеченных родителей, имеющих высокий социально-экономический статус (СЭС) чаще переходят в старшие классы, учатся в лучших школах, получают более высокие баллы на экзаменах и поступают в вузы. И дело здесь не только в ресурсах и стратегиях этих семей, но и в установках. Родители ориентируют наследников на учёбу в высшей школе, часто — в селективных университетах (средний балл ЕГЭ зачисленных — более 70). Такие семьи обеспечивают младшему поколению доступ к лучшим жизненным и образовательным опциям.
Родители с меньшими ресурсами часто не имеют таких возможностей. Да и ситуация в семье может требовать от молодого человека более раннего трудоустройства и заработка. Учащиеся из малообразованных и бедных семей не используют все свои шансы на социальную мобильность, даже если учатся хорошо. Получается, что система образования, которая могла бы служить инструментом выравнивания жизненных шансов учащихся из разных семей, невольно участвует в воспроизводстве имеющейся социальной структуры и обеспечивает «наследование» привилегий для благополучных учащихся.
Что влияет на траекторию развития школьников?
Существует такое понятие как «социально-экономическая композиция (СЭК) школы» — аналогичная СЭС, но агрегированная на уровне всего состава учащихся или параллели классов. Как показала исследовательница Юлия Керша, семейный бэкграунд соучеников в не меньшей степени оказывает влияние на жизненную траекторию и образовательные стратегии школьников.
Согласно Мониторингу экономики образования НИУ ВШЭ за 2020 год, более 40% семей считают хорошее школьное окружение ребенка значимым фактором образовательных успехов и учитывают его при выборе учебного заведения. Поэтому логично, что в школах с высокой СЭК будет больше детей из благополучных семей и больше учащихся, нацеленных на академическую траекторию — поступление в старшие классы, а затем в вуз.
При этом в работе Юлии Керша подтверждается идея, что семейный бэкграунд других учащихся школы оказывает дополнительное влияние на достижения отдельного ребёнка. Независимо от своих индивидуальных качеств, ученик сможет добиться больших результатов, если его окружают ребята из благополучных семей, и, наоборот. Тем самым школы с высокой СЭК поддерживают образовательное неравенство, в том числе, через скрытые механизмы влияния контингента на учёбу и самих детей.