Продолжим озвученную тему и теперь разберёмся с нюансами.
Различают два уровня научного познания: эмпирический (опытный) и теоретический.
Эмпирический уровень познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемом объекте путем наблюдения, выполнения разнообразных измерений и проведения экспериментов, а также производится первичная систематизация получаемых данных и, возможно, формулирование некоторых простых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. Здесь строятся научные теории, которые являются основной формой научного знания.
Оба эти уровня совершенно равнозначны и неотделимы друг от друга. Если какой-то уровень начинает преобладать, то наблюдаются различные проблемы в познании.
Если преобладает теоретический уровень познания, не обращая на практическое подтверждение, то наука быстро скатывается к теориям, мало и или вообще на содержащими материальную основу - скатывание в идеализм.
А это уже не наука, а что-то другое.
Если же преобладает опытный путь познания, то он рано или поздно сталкивается с невозможностью объяснить огромный пакет фактов, если не применять теоретизирование и моделирование.
В последнее столетие научное сообщество увлеклось теоретическим уровнем научного исследования, совершенно забыв, что любая теория - это лишь некое приближение к истине и должно проверяться на опыте.
Произошёл постепенный переход от материализма к идеализму, и как результат нарушения первого критерия и последующих, а значит потеря научности полученных знаний.
Отсюда можно сделать вывод, что не должно быть разрыва между обоими уровнями знаний. Оба уровня, как уже было сказано выше, равноправны, равноценны и не отделимы друг от друга.
***
Познание природных явлений производиться при помощи научных методов.
Термин “метод” означает способ построения системы познания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов и правил, которые позволяют достичь результатов наиболее рациональным путем.
Владение методом означает для человека знание того, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения какой-либо задачи, и умение применять эти знания на практике.
Среди множества используемых в науке методов, перечислим некоторые как наиболее важные:
- анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства и отношения) для их всестороннего объяснения;
- синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;
- абстрагирование – это мысленное отвлечение от каких-то менее существенных в данных условиях свойств, сторон, признаков, отношений изучаемого объекта с одновременным выделением и формированием одной или нескольких наиболее существенных сторон, свойств или признаков и отношений этого объекта;
- идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате такого изменения могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны или признаки объекта. Хорошо известным примером идеализации является понятие материальной точки в механике – это объект, размерами которого пренебрегают. Реально в природе таких объектов не существует, но подобная абстракция позволяет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от атомов и молекул до планет и звезд;
- обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
- индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;
- дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;
- аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве в других признаках;
- моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
При моделировании широко используются абстрагирование, аналогии и обобщения. Среди многих методов моделирования отметим математическое моделирование, производимое средствами математики и логики. Мысленный эксперимент является одним из видов моделирования, широко используемых в науке.
В процессе познания выбранным методом или их совокупности строятся научные понятия.
Понятия – это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений.
Следует помнить, что понятия - это некое обобщённое приближённое формулирование с помощью языка (слов) природных явлений или объектов.
Поэтому процесс образования понятий связан с огрублением, с приближённым описанием действительности.
Отсюда следует, что законы природы нельзя абсолютизировать, а значит, наши представления о физической реальности никогда не могут быть окончательными.
Таким образом, объектами научного (теоретического) познания выступают не сами предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги (модели) – некие идеализированные объекты. Поэтому полученная картина природы не обязательно буквально совпадает с реально существующим миром.
Что в свою очередь означает следующие важные выводы:
- научные знания не полны;
- любая научная модель, теория - есть некое приближение реально существующего явления;
- любая научная модель, теория должны развиваться через сравнение с реальными явлениями или отвергаться;
- любое природное явление имеет бесчисленное множество свойств, которые берутся для формулирования можно описать бесконечным количеством разных моделей или теорий;
- результаты любого эксперимента могут иметь бесчисленное множество толкований и соответствовать бесчисленному множеству теорий;
- любая модель или теория по сути субъективна, но должна отражать объективный рациональный характер явления.
Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого мышления и т.д.
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – это объективная истина, которая достигается преимущественно рациональными средствами и методами. Поэтому научные знания имеют рациональный характер.
Истина есть правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизведение их такими, какими они существуют вне и независимо от сознания.
Придерживаясь этих правил и методов, мы можем надеяться, что с большой вероятностью полученные знания и теории будут соответствовать реальным природным явления