В любой команде есть два типа сотрудников: «фермеры» и «охотники».
Чем они отличаются, как ими управлять и на какие должности нанимать, рассказала Алеста Сидорова, топовый бизнес-консультант по HR.
Алеста — участница программы «Миллион с Аязом». 13 лет Алеста управляла командами в «М.Видео» и «Додо Пицце». Первый миллион заработала с командой из 3 сотрудников всего за месяц.
Итак, начнем с описания.
Охотники. Быстрые, готовы рисковать и захватывать новую территорию сотрудники. Не видят смысла работать без «добычи». Могут весь фокус держать только на том, чтобы достичь результата.
Фермеры. Работают каждый день ради какого-то результата в будущем. Адаптируются к обстоятельствам, выполняют монотонную работу, стараются обезопасить процесс от неблагоприятных условий.
Чем охотники и фермеры отличаются друг от друга?
Кого нанимать: охотников или фермеров?
Нанимай охотника, если нужен:
- Владелец бизнеса
- Ассистент
- Менеджер продаж
- Руководитель отдела продаж
- Маркетолог
- Директор по развитию
- Администратор в салоне
Нанимай фермера, если нужен:
- Аналитик
- Бухгалтер
- Менеджер контроля качества
- Мастер
- Айтишник
На первых этапах бизнеса тебе нужны охотники. Выбирай их.
Как при найме определить, кто — охотник, а кто — фермер?
Задай соискателям 2 вопроса:
- «Ваши результаты на предыдущем месте работы». Фермер ответит, что занимался этим и тем. Охотник расскажет, что получил вот такие результаты, конверсия такая, заявки такие, денег заработали столько.
- «По каким параметрам понимаешь, что работа сделана хорошо?». Фермер ответит, что по внутреннему удовлетворению и довольному клиенту. Охотник ответит, что смотрит, выросли ли показатели, сравнивает цифры.
Как из фермера сделать охотника?
Сначала убедись, что это тебе нужно.
Если да, то внедри два процесса:
1. Запиши → заверши → покажи
Сотрудник записывает свои планы и задачи каждый день с утра, завершает их (обязательно на 100%), потом показывает результаты за день. Следи, чтобы у человека были ресурсы всё сделать.
2. Посчитай → спроси → сохрани
Сотрудник начинает сам ставить себе цели и считать процент выполнения. Если возникли сложности или вопросы, сотрудник сначала спрашивает у Google и «Яндексе», ищет решение сам и только потом идет к руководителю.
Рекомендуем! Когда сотрудник нашел решение, он сохраняет его в отдельном документе. Например, назови его «Инструкции».
«Инструкции» в принципе полезная для бизнеса вещь. Когда проблема возникнет снова, сотрудник открывает их и находит решение. Если нужно передать задачу, «Инструкции» помогут новому сотруднику разобраться и выполнить задание.
А ты охотник или фермер? Делись в комментариях!