Найти тему

«Фермеры» и «охотники»: кого брать в команду и как ими управлять?

Оглавление

В любой команде есть два типа сотрудников: «фермеры» и «охотники».

Чем они отличаются, как ими управлять и на какие должности нанимать, рассказала Алеста Сидорова, топовый бизнес-консультант по HR.

Алеста — участница программы «Миллион с Аязом». 13 лет Алеста управляла командами в «М.Видео» и «Додо Пицце». Первый миллион заработала с командой из 3 сотрудников всего за месяц.

Итак, начнем с описания.

Охотники. Быстрые, готовы рисковать и захватывать новую территорию сотрудники. Не видят смысла работать без «добычи». Могут весь фокус держать только на том, чтобы достичь результата.

Фермеры. Работают каждый день ради какого-то результата в будущем. Адаптируются к обстоятельствам, выполняют монотонную работу, стараются обезопасить процесс от неблагоприятных условий.

Чем охотники и фермеры отличаются друг от друга?

Кого нанимать: охотников или фермеров?

Нанимай охотника, если нужен:

- Владелец бизнеса

- Ассистент

- Менеджер продаж

- Руководитель отдела продаж

- Маркетолог

- Директор по развитию

- Администратор в салоне

Нанимай фермера, если нужен:

- Аналитик

- Бухгалтер

- Менеджер контроля качества

- Мастер

- Айтишник

На первых этапах бизнеса тебе нужны охотники. Выбирай их.

Как при найме определить, кто — охотник, а кто — фермер?

Задай соискателям 2 вопроса:

  1. «Ваши результаты на предыдущем месте работы». Фермер ответит, что занимался этим и тем. Охотник расскажет, что получил вот такие результаты, конверсия такая, заявки такие, денег заработали столько.
  2. «По каким параметрам понимаешь, что работа сделана хорошо?». Фермер ответит, что по внутреннему удовлетворению и довольному клиенту. Охотник ответит, что смотрит, выросли ли показатели, сравнивает цифры.

Как из фермера сделать охотника?

Сначала убедись, что это тебе нужно.

Если да, то внедри два процесса:

1. Запиши → заверши → покажи

Сотрудник записывает свои планы и задачи каждый день с утра, завершает их (обязательно на 100%), потом показывает результаты за день. Следи, чтобы у человека были ресурсы всё сделать.

2. Посчитай → спроси → сохрани

Сотрудник начинает сам ставить себе цели и считать процент выполнения. Если возникли сложности или вопросы, сотрудник сначала спрашивает у Google и «Яндексе», ищет решение сам и только потом идет к руководителю.

Рекомендуем! Когда сотрудник нашел решение, он сохраняет его в отдельном документе. Например, назови его «Инструкции».

«Инструкции» в принципе полезная для бизнеса вещь. Когда проблема возникнет снова, сотрудник открывает их и находит решение. Если нужно передать задачу, «Инструкции» помогут новому сотруднику разобраться и выполнить задание.

А ты охотник или фермер? Делись в комментариях!