Прошедший в первой декаде декабря в Бишкеке инвестиционный саммит был посвящен обсуждению базовых экономических условий, формирование которых позволит увеличивать приток капиталовложений в Киргизстан и в целом в Центрально-Азиатский регион. В работе форума участвовало не менее 1500 экспертов и представителей бизнес-структур из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Можно сказать, основной лейтмотив всех составляющих саммита состоял в том, что, по оценке большинства его участников, во-первых, текущая геополитическая и внешнеэкономическая ситуация негативно влияет на общемировую инвестиционную конъюнктуру; во-вторых, под влиянием этих трендов инвесторы в большинстве своем предпочитают по крайней мере в регионе СНГ либо «попридержать» экспорт капиталовложений, либо вкладывать главным образом в проекты, обеспечивающие максимально быструю окупаемость (это преимущественно сырьевой сектор, сферы услуг, недвижимости). И соответственно - высокую доходность.
В связи с этим немалое число промышленных и смежных инвестпроектов, связанных с крупными вложениями и с длительными сроками окупаемости/доходности, пока уходят на второй план. Причем это является ныне общемировой тенденцией (то есть касающейся не только инвествложений в Киргизстан).
Означенные тренды были в косвенной форме подтверждены в выступлении на саммите премьер-министра Киргизстана Акылбека Жапарова. Отметив, как и глава ЕЭК Михаил Мясникович в своем выступлении, важнейшую роль инвестиций в развитии национальной и интеграционной экономики, премьер КР подчеркнул, что на площадке саммита «будут заложены новые инициативы для реализации крупных инфраструктурных и иных экономических проектов». Но при условии «сбалансированной доступности как внешних инвестиций, так и внутренних». Тем самым А. Жапаров выделил проблему именно доступности национальных и зарубежных капиталовложений для инвестпроектов.
В этой связи киргизстанский премьер акцентировал внимание на востребованности в ЕАЭС-регионе централизованных прямых инвестиций. Прежде всего, производственных и инфраструктурных. По его мнению, «на полях евразийского пространства существует необходимость создания фонда прямых инвестиций, как объединяющей системы совместных инвестиционных платформ и фондов прямых инвестиций». А. Жапаров уточнил, что именно Киргизстан инициировал создание такого фонда и работа в этом направлении ведется. То есть он фактически признал, что в рамках ЕАЭС пока не сформированы межгосударственный пул и, соответственно, механизм прямого инвестирования в значимые совместные и/или национальные инвестпроекты.
В этой связи примечательно, что основной приток иностранных капиталовложений в Киргизстан пока поступает в основном в сырьевые и смежные с ними проекты, доходность которых выгоднее инвесторам в сравнении с вложениями в перерабатывающие отрасли. А именно: как сообщил Национальный статистический комитет КР, в январе-сентябре с. г. основной объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - около 96% - направлен в предприятия по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, сферу финансового посредничества и страхования, оптовой и розничной торговли, а также информации. При этом за тот же период фактическая доля вложений в сырьевые проекты/отрасли (включая сферу именно первичной переработки сырья), по имеющимся данным, составила около 40%.
Что же касается географии привлекаемых ПИИ, наблюдается тренд в пользу увеличения этих вложений в Киргизстан из дальнего зарубежья. Ибо за первые 3 квартала с. г. объем поступления ПИИ из стран СНГ в сравнении с январем-сентябрем 2021 г. увеличился в 1,7 раза, в основном за счет их роста из России в 2,1 раза и Казахстана – на 20,8%. А объем поступления ПИИ из стран вне СНГ возрос вдвое: за счет их роста из Японии - в 13 раз, Турции - в 4 раза, Швейцарии - в 2,6 раза, КНР - в 1,6 раза. Такой тренд тоже иллюстрирует востребованность в ЕАЭС фонда прямых инвестиций, что, повторим, предлагает киргизстанский премьер.
Впрочем, насчет капиталовложений из РФ за период до 2021 г. включительно, то есть до введения Западом (в 2022-м) жестких антироссийских санкций, как и вторичных санкций против сотрудничающих с РФ стран, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей Артем Чайка высказал весьма благоприятные оценки. За период с 2010 по 2021 год объем накопленных российских инвестиций составил в странах Центральной Азии порядка 30,5 млрд долл. Отмечено также, что в центральноазиатских странах действуют более 10 тыс. совместных предприятий с российским участием, создающие 900 тыс. рабочих мест.
В ходе саммита высказывались мнения о том, что число инвестпроектов в Киргизстане растет быстрее, чем реальные объемы привлекаемых капиталовложений. Вот, скажем, оценка ситуации директором ОсОО «Алекс Сервис» Александром Пеннером: «Мы приехали на саммит в поиске инвестиций. Занимаемся переработкой люцерны. Есть четыре совместных предприятия. Многое хочется сделать. Но недостаточность доступности финансирования остается одним из основных вызовов для бизнеса, особенно для малого и среднего». А. Пеннер уточнил, что процентные ставки по кредитам «довольно высокие, а инвестиции в капитал практикуются не так широко».
Аналогичный пример: «Наша компания планирует построить парк ветряных электростанций, - отметил директор компании «ВИЭ Иссык-Куль» Асанказы Оморов. - Парк без проблем может обеспечить дешевой электроэнергией всю Иссык-Кульскую область (около трети территории страны. - Ред.). Но не хватает средств: ищем инвесторов». Нашел ли этот проект инвесторов в ходе Бишкекского саммита - нет официальной информации. А ведь это проект второй половины 2010-х.
В то же время в ходе форума Андреем Бельяниновым, главой Ассамблеи народов Евразии, Киргизстану было рекомендовано активно приступить к внешним заимствованиям, что, по мнению оратора, может частично заменить нехватку инвестиций. Не очень понятный совет. Во-первых, рост внешних заимствований, как показывает мирохозяйственная практика, отнюдь не гарантирует какой-либо «замены» инвестиций, ибо, во-первых, заимствования эти привлекаются, как правило, для сокращения дефицитов нацбюджетов или на обеспечение срочных госбюджетных расходов по социальным статьям. Во-вторых, размер киргизстанского внешнего долга и без того зашкаливает, о чем не раз и с тревогой писал «Ритм Евразии».
Внешний долг КР, по последним данным национального Минфина, ныне составляет не менее 4 млрд долл., а внутренний госдолг - примерно 1,3 млрд долл. В целом внутренняя и внешняя госзадолженность страны достигает почти 60% национального ВВП.
Впрочем, означенная рекомендация тоже косвенно подтверждает, что в киргизстанской экономике всё более востребованы прямые инвестиции.
Что касается конкретных соглашений в рамках саммита по инвестиционным проектам, развернутая/официально подтвержденная информация пока весьма ограничена. По завершении саммита местные источники лаконично сообщали, что «некоторые компании нашли потенциальных партнеров; другие как минимум достигли договоренностей о последующих встречах и переговорах по вопросу финансирования». При этом в сегменте биржи контрактов Россией, Киргизстаном. Казахстаном и Узбекистаном было представлено в целом свыше 200 инвестпроектов.
Известно, что «Кыргыз темир жолу» (национальные железные дороги), «Российский экспортный центр»» и «РЖД Интернешнл» подписали меморандум о взаимопонимании по совместной реализации проекта железной дороги Север-Юг: Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече (почти 190 км). Проект соединит железнодорожные линии на севере страны с ее южным регионом (Нарынская область). А в перспективе эта магистраль будет состыкована (в районе узбекистано-киргизской границы) с сооружаемой железной дорогой КНР-Киргизстан-Узбекистан. Финансовые параметры и конкретные сроки реализации проекта официально пока не обозначены.
Международный финансовый центр «Астана» (Казахстан), «Специальная экономическая зона Бишкек» и «Центральноазиатская корпорация по развитию СЭЗ» (Киргизстан) договорились о совместном освоении/привлечении инвестиций в реализацию проекта по созданию международного выставочного центра, инвестиционно-финансового и IT-хаба в столичном регионе Киргизстана. Реализация проекта рассчитана на 5 лет, здесь будет создано не менее 6 тыс. рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Предварительный объем инвестиций по проекту составляет 186 млн долл.
С российскими и другими зарубежными инвесторами предварительно согласованы проекты по сооружению новых и реконструкции шести мало- и среднемощных ГЭС в Киргизстане. Эти проекты - составная часть национальной программы освоения местных гидроэнергоресурсов на основе локальных (малых) и среднемощных ГЭС.
Словом, привлечение именно прямых инвестиций в экономику Киргизстана, наряду с созданием в ЕАЭС инвестиционного фонда для прямых капиталовложений, это, пожалуй, наиболее востребованные меры для обеспечения комплексного экономического развития стран ЕАЭС в целом и Киргизстана в частности.
Оригинал статьи размещен здесь