Найти тему
Мурманский вестник

Наследники Ришара и Рязанова

Об офисном планктоне - увлекательно

Фотографии с сайта kinopoisk.ru. «Пошумим!» (16+).
Фотографии с сайта kinopoisk.ru. «Пошумим!» (16+).

Слово «планктон» в фигуральном смысле вошло в наш лексикон недавно, причем кинематограф (в первую очередь «Матрица» (16+) и «Бойцовский клуб», 18+) сыграл в этом не последнюю роль. Однако образное значение оказалось столь удачным, что термин «планктон» в отношении людей с горизонтом планирования как у инфузории-туфельки и таким же интеллектом стал использоваться везде и всюду. И, конечно, о бытии планктона кинематограф не забывает.

Гангстерская комедия «Пошумим!» (16+) - одна из самых парадоксальных новинок последних недель: рейтинг на «Кинопоиске» 4,6, а на imdb 8,2. Правда, зрителей на «Кинопоиске» раз в пять больше, но все равно. Съемочная группа «Пошумим!» процентов на 80 - из явных русскоязычных, в том числе в режиссерах, кроме Брайана Уоткинса, числится Дмитрий Головин. Из актеров «наш», правда, только Pavel Lychnikoff, играющий босса некоей (после 24.02 в Голливуде слово «русский» под запретом) мафии.

Сама драматургия «Пошумим!» составлена из штампов криминальной комедии. Любителям жанра эти штампы прекрасно известны. Однако это знают и создатели «Пошумим!», и над штампами они или сыронизировали, или просто посмеялись. Хороший задел для хорошей комедии? Да, может быть, если в фильме есть хоть какая-никакая режиссура. А вот в «Пошумим!» она отсутствует полностью. Поэтому даже если вы не ценитель жанра - ну вот, есть такой фильм-парадокс с рейтингом на «Кинопоиске» чуть ли не вдвое меньшим, чем на imdb.

«Гнев во спасение» (18+) - не комедия, а трагедия в формате криминального боевика. Действие происходит где-то в пределах Ржавого Пояса - бывшей индустриальной Америки. Сама лента ужасно старомодна и по сценарию, и по режиссуре - рассказ о мести боссам наркоторговли со стороны мстителя-одиночки. Как будто не было ни Тарантино, ни «Во все тяжкие» (18+). Почему же на эту ленту стоит обратить внимание? А представьте себе трагедию, где Джон Хьюстон в главной роли, а на втором плане - Роберт Де Ниро и Джон Малкович. И оба играют так, как мы от них ждем!

«Гнев во спасение» (18+).
«Гнев во спасение» (18+).

Очень любопытный взгляд на жизнь планктона - шведский комедийный сериал «Договорились!» (16+). Потому что главный планктон в нем министр. Причем женщина. Она кочует по правительству, затыкая всяческие малопрестижные вакансии. Впрочем, пока она в политике, это ее нисколько не волнует, разруливать все равно придется ее пиарщикам и пресс-секретарям.

«Договорились!» многим хорош, в том числе трезвым взглядом на политические реалии Швеции: на втором плане не раз возникают настоящие боссы-«решалы» шведской политики. Но есть и один очень заметный именно для нашего зрителя минус - вся сатира здесь на уровне карикатур из таблоидов, а не, скажем, Салтыкова-Щедрина.

Норвежский криминальный сериал «Бабки» (18+), может, для ясности стоило перевести как «Бабосы» или «Бабло», чтобы не возникало лишних вопросов по содержанию. Действие сериала происходит в Осло в начале 90-х, в среде, говоря по-русски, «приблатненных» и «авторитетов с района», которых местная пресса (в сериале об этом говорится прямо) возвела на уровень гомеровских крестных отцов. Образно говоря, кино Гая Ритчи, но без романтики, хотя с иронией и юмором, и с точки зрения «парня с района», которому приходится вращаться внутри всех этих «гангстеров».

Сравнение с нашей «Бригадой» (18+) напрашивается, но, как мне кажется, лучше вспомнить «Жмурки» (16+). Хотя балабановский Нижний Новгород, судя по фильму, страшнее Осло тех же лет на порядок.

Теперь - о новых лентах, что ждут нас в кинотеатрах.

«Бывшие. Happy end» (18+).
«Бывшие. Happy end» (18+).

«Бывшие. Happy end» (18+) по содержанию - некий «параллельный спин-офф» к «Гневу во спасение», настолько Денис Шведов и Джон Хьюстон схожи по мужской харизме. На самом деле эта лента - продолжение сериала «Бывшие» (16+), снятая Антоном Мегердичевым о том, как двое бывших зависимых встретились в клинике и полюбили друг друга. Хотя для полного излечения им нельзя встречаться с зависимыми, даже бывшими, но - читайте название.

Сюжет французской «Новой игрушки» (6+) пересказывать бессмысленно, настолько известен у нас фильм с Пьером Ришаром - это одна из первых картин, наряду с лентами Рязанова, зафиксировавших планктон как социальное явление. Игрушкой здесь стал не журналист, а ночной сторож торгового центра. Соперничать с Ришаром не побоялся Жамель Деббуз: очень хороший актер (просто так стать кинозвездой с одной рукой не каждому дано), но вот настолько ли хороший, как Ришар… На imdb рейтинг фильма невысокий, 5,1, но там европейское кино всегда сильно занижается в рейтингах.

«Новая игрушка» (6+).
«Новая игрушка» (6+).

«Чук и Гек. Большое приключение» (6+) - экранизация Гайдара, причем не осовремененная, что уже удивительно. Путешествие Чука, Гека и их мамы куда-то на Север к папе в 1930-х - это Большое Приключение? Ну-ну. Среди героев - Хозяйка Медной Горы? А как насчет Бармалея с гиперболоидом инженера Гарина под мышкой?

Однако. Вот когда у нас последний раз снималось детское кино, да еще по Гайдару? Так что попробуем отнести все эти мнимые и даже реальные претензии к болезни роста. Режиссер «Большого приключения» - Александр Котт, постановщик-середняк, но не без заслуг, папу и маму играют Владимир Вдовиченков и Юлия Снигирь.

«Чук и Гек. Большое приключение» (6+).
«Чук и Гек. Большое приключение» (6+).

Фильм с длинным названием «Камчатка: длинные истории на краю земли» (12+) - редкая для нашего проката документальная картина. Анонс у нее такой: «Рассказ о пионерах камчатского сноубординга, о первом вейкбордисте, покорившем прибрежные воды Курил, и об основателе первой российской школы серфинга». С одной стороны, вспоминая документальные картины Майкла Манна и Алексея Федорченко, - не слишком ли старомодно? С другой - создатели ленты делают акцент и на том, что она не только об экстремалах, но и о крае, сам вольный природный дух которого экстремален.

Ирландско-американский мультфильм «Папин дракон» (6+) снят Норой Туми, протеже «ирландского Миядзаки» Томма Мура. С ним она сотрудничала в различном качестве во многих лентах, в том числе знаменитой «Легенде о волках» (6+), они вместе сняли анимационную картину «Тайна Келлс» (6+). Неудивительно, что Туми в творчестве следует за Муром. Она принципиально не снимает в 3D (причем ее 2D намеренно упрощенное, как в анимации 1950-х) и выбирает за основы сюжета или фольклор, или современную сказку. В целом к последней Нору Туми тянет больше.

«Папин дракон» - современная сказка по оригинальному сюжету, хотя и немного смахивающая на «Бесконечную историю» (0+). Главный герой, переехав с матерью в большой город, оказывается в таком диссонансе с его жизнью, что сбегает оттуда с помощью волшебной говорящей кошки на Дикий остров - обиталище дракона Бориса, с которым, как оказалось, когда-то был близко знаком его отец.

«Песнь моря» (6+).
«Песнь моря» (6+).

А в повторном прокате можно посмотреть и собственно Томма Мура, его мультфильм 2014 года «Песнь моря» (6+). Это уже совсем не современная сказка, а средневековое сказание, в которое вплетена древняя ирландская легенда о шелки - людях-тюленях.

Геннадий Алешин