Найти тему
КультЪ - турне

"Он хотел чтобы мы полюбили всё русское, - мы полюбили" - часть 1

Сергей Дягилев
Сергей Дягилев

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения всемирно известного антрепренера Сергея Павловича Дягилева. Хочу воспользоваться случаем и предложить вам для прочтения несколько фактов из биографии Дягилева. Они сохранились в воспоминаниях его друзей, коллег, тех, кто знал его в разные периоды жизни: тогда, когда он «розовощеким юношей, пышущим здоровьем» приехал из родной Перми, и все открытия - мира, себя, - ещё были впереди; в период его профессионального становления, когда он начинал создавать свои первые масштабные проекты, и, наконец, в моменты его деятельности за рубежом, где на различных прославленных сценах блистали его «Русские сезоны».

Текст для прочтения иногда будет непростым, я в основном буду цитировать. Но надеюсь, что информация будет интересной.

Первый мемуарист в моём списке Александр Бенуа. Человек, которому суждено было стать для Дягилева проводником в мир искусства, другом и недругом, соратником и соперником, единомышленником и противником. Надо ли представлять Александра Бенуа? Один из главных персонажей Серебряного века. Живописец, иллюстратор, знаток театра, историк искусства, художественный критик. Он немного не дожил до своего 90-летия, умер в Париже. Оставил книгу «Мои воспоминания», над которой работал с 1934 года. Книга, вышедшая сначала в Нью-Йорке в 1955 году, стала своего рода энциклопедией художественной жизни российской столицы конца XIX-начала XX века. Бенуа - автор, идейный вдохновитель журнала «Мир искусства», дружил или сотрудничал с огромным количеством талантливых, неординарных людей, впоследствии, как и он, получивших мировую славу.

Дягилева он встретил летом 1890 года, когда оба собирались поступать в университет. Только Александр, петербуржец, из семьи прославивших себя архитекторов и художников, Сергей же прибыл в Петербург из провинции. От искусства он был далёк (пожалуй, только к музыке был неравнодушен), собирался поступать на юридический факультет. В круг петербургской «золотой» молодёжи Дягилев попал благодаря своему двоюродному брату Дмитрию Философову, близкому другу Бенуа.

«Резюмируя впечатление, произведенное Серёжей, скажу, что он показался нам «славным малым», здоровяком-провинциалом, пожалуй, «не очень далёким», немного terre a terre (приземленным, фр.), немного примитивным, но в общем симпатичным».

Бенуа пишет о том, что Сергей не сразу вписался в их компанию. Многое в нём шокировало: «явное безразличие к нашим чисто эстетическим и философским разговорам», во время которых он даже иногда засыпал, или поведение в общественных местах, например, в театре, где «он сразу от нас отделялся, но тут же дарил приятнейшими улыбками и усердными поклонами тех знакомых, которые занимали в обществе или по службе видное положение».

Сферой, которая сближала молодых людей, была музыка. Сергей занимался ею профессионально (брал уроки музыки у композитора Николая Римского-Корсакова в Петербургской консерватории). Впрочем, и здесь влияние сверстников, более подготовленных и утонченных в своих пристрастиях, на Дягилева было серьезным. Отношение к музыке постепенно становилось более вдумчивым и менее чувственным, менее эмоциональным. Поэтому, когда в период уже «Русских сезонов» возникала необходимость, Дягилев сам способен был что-то приписать или переписать уже существующее музыкальное сочинение.

«В области изобразительных художеств Дягилев гораздо дольше оставался на положении (и в самосознании) ученика. Не будучи одарен каким-либо талантом к рисованию, к живописи, к скульптуре (он никогда и не пробовал своих сил в этих отраслях), Дягилев и сам считал себя если не полным профаном, то всё же любителем, дилетантом (в итальянском понимании слова), и мнения «авторитетов» среди его ближайших друзей-художников - моё, Бакста и Серова - являлись для него абсолютными».

В ранней молодости Дягилев совершил две поездки за границу: во время этих турне у него впервые проявилась тяга к коллекционированию. За полтора месяца странствий по Европе в 1895 году Сергей встречался и беседовал с писателем Эмилем Золя, с композиторами Шарлем Гуно, Жюлем Массне, с Адольфом фон Менцелем, Арнольдом Бёклиным, Пьером Пюви де Шаванном и т.д.

«Чтобы импонировать заграничным людям, Серёжа довольно удачно разыгрывал Большого барина, un grand seigneur en voyage (путешествующего вельможу, фр.). Не щадя денег (он как раз вступил в распоряжение наследства, полученного от матери, этого наследства хватило года на три), он останавливался в лучших отелях, разъезжал по городу в закрытом экипаже, одевался с большой изысканностью, вставил в глаз (не нужный ему) монокль, не расставался с превысоким цилиндром, а на своих визитных карточках он проставил Serge de Diaghileff, тогда как никому среди нас не приходило в голову вставлять la particule (частицу «де», фр.) перед нашими фамилиями, хотя иные и имели на то такое же право. …для заграничных людей он был окружен ореолом какого-то заморского, чуть ли не экзотического барства - un vrai boyard russe (настоящий русский боярин)».

На рубеже веков стала опять популярна идея дендизма. Его Золотой век - это начало XIX века, когда первый денди Лондона Джордж Брайан Браммелл покорил и увлек своей философией многих молодых аристократов по всей Европе. Денди - это не только и не столько костюм, денди - это особая философия, это особое отношение к жизни и своей биографии. Это сознательное жизнетворчество. В памяти почему-то тут же возник призыв Костика из кинофильма «Покровские ворота» ко Льву Евгеньевичу Хоботову: «Так будьте ж творцом своей биографии!». Это и про Дягилева. Он сознательно создавал свой образ, он себя делал.

Портрет Дягилева. Л.Бакст, 1906 год. Фотография из книги "Мои воспоминания" (А.Бенуа)
Портрет Дягилева. Л.Бакст, 1906 год. Фотография из книги "Мои воспоминания" (А.Бенуа)

«Дягилев, будучи одних лет с нами (и самым молодым из нас), находил смелость проникать и к самым прославленным художникам, входить с ними в разговоры. При случае он и выманивал у них за самые доступные цены превосходные вещи (по большей части это этюды, наброски, рисунки»). «Однако, лучше вникнув впоследствии в натуру Дягилева, я понял, что не одно тщеславие или праздное любопытство толкало его, а какая-то потребность входить в контакт с людьми, его страстное желание «почувствовать человека». … Ему удалось приобрести довольно эффектное собрание, и теперь он мог сойти в наших глазах за начинающего серьезного любителя».

Постепенно он приобретал облик того Дягилева, который вполне осознал (вернее, почувствовал) свою миссию. В Дягилеве проснулся творец! Пока его друзья мечтали о великих свершениях, рассуждая: «Как хорошо было бы, если бы…», он проявлял решительность и произносил: «Да будет!».

«У Дягилева была своя специальность, это была именно его воля, его хотение. Лишь с момента, когда этот удивительный человек «начинал хотеть», всякое дело «начинало становиться», «делаться». Самые инициативы его выступлений принадлежали не ему. Он был скорее беден на выдумку, на идею. Зато он с жадностью ловил то, что возникло в голове его друзей, в чём он чувствовал зачатки жизненности. С упоением принимался он за осуществление этих «не его» идей. Случалось, что я, Бакст, Серов делали усилия, чтобы заразить Дягилева идеей, явившейся одному из нас, и что в ответ на это он проявлял полную инертность. …как вдруг через день (а то и через час) положение оказывалось опрокинутым. В глазах только что не верившего Серёжи загоралась радость делания, и с этого момента он сразу принимается выматывать у того, кто предложил идею, всё, что нужно для её реализации. Взяв навязанное дело в руки, он его превращал в своё, и часто с этого момента инициаторы, вдохновители как-то стушёвывались, они становились ревностными исполнителями своих же собственных затей».

«Сергей любил в кругу друзей прихвастнуть своим происхождением de main gauche (с левой руки (в смысле: от незаконной связи), фр.) от Петра I. Он едва ли верил этой семейной легенде (которую, быть может, он сам и выдумал), но что в нём было что-то от Петра - это всё же несомненно. Когда я создавал свои иллюстрации и картины, в которых центральной фигурой являлся Петр Великий, я невольно себе представлял, toute proportion gardee(соблюдая все соотношения, фр.), Серёжу - не столько au physigue, сколько au moral (не столько физически, сколько духовно). В Дягилеве несомненно жила та природная властность, тот проникающий в самую суть вещей ум, часто и без всякого знания этих вещей, то же умение угадывать людские слабости и на них играть, что составляет основной характер преобразователя России. Дягилев был природным вождем, и не случись так, что жизнь случайно сблизила его с художниками, быть может, он свой дар проявил бы на более широком и значительном поприще».

Продолжение

P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.