Надеюсь все уже посмотрели фильм "Сердце Пармы"? Ну как, понравилось?
Сегодня мы отправимся на берег реки Косьвы, в то место, где снимался один из эпизодов фильма и до сих пор сохранились декорации. Осмотрим их детально и, соотнеся с фильмом, поговорим о том, что недодумали режиссеры и сценаристы с точки зрения фортификации, а что в принципе им более менее удалось.
Но вначале вкратце восстановим сюжет повествования писателя Иванова, по чьему одноименному роману был снят фильм, чуть отодвинув пока в строну любовную интригу, хотя якутянка Тиче в фильме была ох как хороша.
Михаил Ермолаевич, из рода верейских князьев, став по протекции Ивана III в 1451 году князем Перми Великой, обосновался в Чердыни и значительно укрепил этот город - оплот московской колонизации края. С ростом своего влияния стал проводить самостоятельную политику: вступил в союз с вятчанами против пелымских вогулов во главе с князем Асыкой, продолжал, пренебрегая Москвой, торговые контакты с более привычными новгородцами, да и вообще выстроил теплые и добрососедские отношения с окружающими племенами. В фильме это отражено в формате предпраздничной суеты и неоднократного посещения князем городищ местных родановских племен: Рождественского и Урола. Причем, если первое выглядит если ни как Багдад, то как Казань того периода времени и населено татарами, то второе и вовсе является отсылкой к "Водному миру" с Кевином Костнером в главной роли (цитат и отсылок в фильме много: от Андрея Рублева, до Джони Депа и Толкиена). Там были еще какие-то бородатые гномы, но с какого городища они я спросить забыл, кажется с Искора.
Заручившись поддержкой соседей князь Михаил организует поход на Пелым и берет этот вогульский городок с помощью кинетических саней и еле живой возвращается обратно с пленным князем Асыкой. Мансийский Пелымский городок в фильме представлен нам как сказочная крепость на высоком скалистом утесе с мощными привратными укреплениями. На самом деле это было обыкновенное мансийское городище в месте слияния Пелыма и Верхней Туры, укрепления которого состояли из плохо сделанного жердевого забора по верху небольшого вала и рва (?). Кто не верит, можете сейчас посетить это место. Укрепления сохранились, на территории городища расположены теплицы местной ИТК. Не спутайте с Пелымским острогом по-соседству.
В дальнейшем, по фильму, Михаил укрепляет свои отношения с соседними коми-пермяцкими племенами, "водными" белобрысыми и голубоглазыми людьми с Урола (правда ушки у них далеко не эльфийские, да и в районе Урола (Уроса) не то что озер, ручья приличного нет по факту) одетыми в рыбью кожу (!), вогулами и почему-то казанскими татарами, проживающими на Рождественском городище, которое к тому времени по факту уже постепенно пустеет, но наш писатель про это не знал.
Параллельно по княжеству бесконтрольно шарашатся друг за другом какие-то неопрятные попы стуча Ивану III на Михаила, уничтожая святыни местных племен и оскорбляя их религиозные чувства. Михаил на это мало обращает внимания и вместо того чтобы изгнать бесов из своих владений крестит своего ребенка и разрешает построить храм. Ничего себе поворот! От такого обращения Тиче (она же Тичерть, что означает - чертовка), естественно, голой рысью смылась от князя в зимнюю тайгу по морозу.
В финале мощная многонациональная поддержка и патриотическая повестка заставляют Михаила проигнорировать требование Ивана III выделить бойцов для похода на Казань. О чем думал князь Михаил я не знаю, но результат не заставил себя долго ждать. После того, как Иван Васильевич не смог взять в 1471 году Казань, но разбил в том же году при помощи псковичей на Шелони войска бестолковых новогородцев, руки у него дошли и до Перми Великой, куда и был направлен карательный отряд.
По фильму весной 1472 года у стен Чердыни состоялась эпическая битва европейского масштаба между московским войском под предводительством воеводы Федора Пестрого и союзными войсками Вятки, Верхокамья и Зауралья (+ 1 татарин). Сама битва снята в лучших традициях фильма "Скиф" которые можно охарактеризовать как "упыри в навозе режут друг друга". Союзники битву проиграли ибо не обладали артиллерией, четким строем, а боевые лоси к тому времени повывелись. Князя Михаила свозили как почетного пленника в Москву, а затем отпустили докняживать в Чердыни под присмотром московского воеводы из острога в Покче. В конце фильма вогульский вождь Асыка отпускает возлюбленную Тиче к князю Михаилу, склонившему голову перед московским царем в лице Федора Бондарчука и к тому времени уже примерившему на себя роль простого хлебопашца.
Мораль сей басни такова, что какие бы светлые мысли не посещали твою голову о благоденствии своего народа и мире с соседями, все-равно придут москали и все испортят.
Хотя, на самом деле, финал сей песни был еще более печален. Вогульский князь Асыка спустя 9 лет после битвы пришел под Чердынь, сжег Покчу, а князю Михаилу и его сыновьям за то что легли под Москву отрезал головы. Что он сделал с Тиче, история умалчивает. Вполне возможно, что забрал обратно и нарожал с ней новых детей. В дальнейшем на дочери Асыки и Тиче женился коми-пермяцкий богатырь Кудым-Ош. Отсюда и возник коми-пермяцкий богатырский эпос, который мало кто помнит.
После обширного вступления настала пора отправиться и осмотреть декорации в окрестностях Губахи на правом берегу реки Косьвы.
Прямо перед шоссейным мостом через Косьву сворачиваем направо и проезжаем мимо известного горнолыжного курорта. Пересекаем по старому мосту Косьву и доезжаем до железнодорожной платформы Старая Губаха. Оттуда по тропе можно отправиться сталкерить в Старую Губаху. Мы же по узким улочкам проезжаем поселок Загубашка и через обширное кладбище вырываемся на простор. Проехать это место невозможно - бревенчатые башни видны с дороги, останавливаемся на импровизированной парковке и отправляемся осматривать древнюю Чердынь.
Эти декорации "работали" в кинокартине "Сердце Пармы" Чердынью, Усть-Вымом и Пелымом - в зависимости от ракурса съемок. Мы же условно будем именовать их Чердынью, ибо до Усть-Выма отсюда сильно далеко, а укрепления Пелыма, как мы с вами знаем, в то время больше походили на деревенский плетень. После окончания съемок "летописная Чердынь" поступила на баланс муниципалитета с целью использовать эту достопримечательность для развития туризма. Планировалось установить информационные щиты с QR-кодами и обустроить смотровую площадку, но как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. На момент нашего посещения ажиотаж вокруг декораций спал, они существенно обветшали, а сторож покинул свое рабочее место навсегда, чего не скажешь о подросшем поколении голодных бездомных псов по привычке встречающих редких одиноких посетителей у могильного креста.
Песики в количестве примерно трех экземпляров и таком же количестве щенят прячутся в каком-то подобии склепа и жду подачки от прибывших туристов. Судя по раскиданным вокруг клочкам и обуви некоторых туристов они едят. Но в целом песики достаточно милы и безобидны.
Давайте с вами изучим декорации и попытаемся понять, на сколько они достоверно имитируют деревянные оборонительные укрепления. Первое что бросается глаза это полное отсутствие каких-либо земляных укреплений. а именно рва и вала. Их нет от слова совсем. Российские киношники не одиноки в своей фальсификации истории. Я не припомню хоть какого-нибудь исторического фильма где киношники бы не забыли построить или хотя бы нарисовать вал и ров. А ведь именно с этого начинается любая крепостная фортификация, если уж вы заговорили хоть о каком-то подобии крепостных стен и башен, тем более деревянных. Мы конечно понимаем, что деньги на отрыв рва и насыпание вала можно было сэкономить, хотя на таком участке это можно бы было сделать за несколько дней, а уж тем более нарисовать труда никакого не стоило. Но и в киноленте вал со рвом чудесным образом не появляются.
В результате обозревая декорации мы можем с уверенностью констатировать, что фортификационное искусство Московской Руси XV века по мнению авторов фильма находилось в стадии упадка и деградации особенно на фоне сопредельных европейских государств типа Речи Посполитой, которая на тот момент от валов и крепостных стен переходила к бастионной фортификации обусловленной развитием как военного дела, так и огнестрельного оружия в частности. Но это в Европе, а на Урале и в Сибири в укрепленных городках инородцев не особо заморачивались стенами и башнями, однако про проверенные тысячелетиями валы и рвы по прежнему не забывали ибо они не горят.
Рассмотрим более детально правый фланг укреплений. Нет, даже с такого расстояния здесь мы с вами не увидим ров и вал. Более того деревянная стена из неокоренных бревен, должно быть для того чтобы она побыстрее сгнила, построена даже не на мало-мальском возвышении рельефа, а в какой-то естественной западинке. Это наверное специально так сделано чтобы врагам было удобнее штурмовать? Тем более что вскарабкаться на такую стену по торчащим бревнам и при отсутствии бойниц будет делом техники.
Вы же видите, что на одну условную городень приходится всего одна или две бойницы фронтального огня дальнего боя причем явно сделанные под огнестрельное оружие (уж не под ДП-27 ли?). Зато боевая галерея надежно прикрыта от осадков в виде дождя и снега с фронтальной бревенчатой стеной.
Но вернемся к третьему крупному косяку. Как известно, в Московской Руси, да и на Новгородчине в XIV-XV веках широко применялись так называемые заборола (их еще позднее называли обламы) - легкие дощатые конструкции в виде помостов поверх каменных или деревянных стен, нависающие со стороны фронта. С этих помостов можно было вести как фронтальный огонь, так и держать под обстрелом подножие стен и ров. В нашем случае ров отсутствует, но зато есть щели на всю длину бревна чуть выступающей вперед крытой галереи по облику конца XV - XVI веков. Причем эти щели такого размера, что в них без труда может пролезть снизу человек или свалится сверху, случайно оступившись. Не знаю о чем думали декораторы, но они явно за счет крытой бревенчатой галереи в половину занизили высоту стен и так поставленных в какой-то ложбине.
В условиях Чердынского княжества при отсутствии осадной артиллерии не было смысла строить массивные бревенчатые заборола над относительно невысокими стенами на наиболее угрожаемом правом фланге. Вполне можно было ограничится легкими помостами из плах и досок (как обычно и делалось в те времена). Ведь задача гарнизона была не противостоять таранам или осадной артиллерии, а не дать осаждающим подобраться вплотную к стене, чтобы поджечь ее или вскарабкаться по выступающим концам бревен.
Тараном же, если про него тогда здесь помнили, можно было работать по воротам, но они у нас с фронта прикрыты только двумя бойницами и одной щелью так называемых "заборол". Никакого косоприцельного и флангового огня на подступах к воротам не предусматривалось. Воротная башня выполняет чисто декоративную функцию и крайне неудачно фланкирует прилегающие прясла, имея всего по две бойницы косоприцельного огня.
Давайте с вами зайдем вовнутрь крепости. Как здесь интересно! Сложные внутренние каркасно-столбовые конструкции еще раз подчеркивают что перед нами всего лишь декорации, а даже не макет крепости в натуральную величину. Но и декорации со стороны камеры должны быть максимально достоверны. Или я не прав?
Декорации как декорации конструктивно со стороны тыла сделаны достаточно грамотно. Глядя на них мы понимаем, что никто по этим стенам бегать во время осады не собирался.
Конструкция правофланговой башни говорит нам о том, что я был не прав в отношении бревенчатых заборол. Они собраны из плах как и должно быть. А вот стены вместо бревен тоже из плах, что не есть хорошо...
Тем не менее даже эта шаткая конструкция в сравнении с вогульскими стенами из всякого дреколья типа жердей смотрится как неприступная твердыня. Что, однако, не помешало Асыке брать и сжигать такие укрепления ни по одному разу. Интересно, как он это делал? Методом поджога или все-таки штурмом брал?
Кстати, укрепления Чердыни в фильме предстают перед нами сильно в другом виде и лишь только в нескольких кадрах мелькают знакомые декорации. Как такое может быть? - спросите вы и будете правы. Все оказалось просто. Еще одна Чердынь была построена в подмосковсном Лыткарино и она выглядела намного солиднее как с фронта так и изнутри.
Источник фото Лыткаринской крепости.
К сожалению, декорации в Лыткарино были снесены, чего не скажешь о декорациях на киносъемочной площадке под Губахой. Кстати, наличие двух городков и использование их кадров в сюжетах аж о трех крепостях привело к тому, что понять в какой крепости происходит действие в фильме решительно не возможно. Ну как минимум остается ощущение что князь Михаил все кино просидел в Усть-Выме ибо одни и те же деревянные постройки появившись в первых кадрах фильма преследуют Михаила всю его оставшуюся жизнь...
Но вернемся на съемочную площадку к сюжету о храме. Я так и не понял из какого материала он построен в фильме.
Бегло глянем на избушки монахов. Не понимаю, почему их так называют?
Прощаемся с этим удивительным местом и, погладив собачку, возвращаемся к машине. Нас ждут другие приключения:
В качестве эпилога. Грустно видеть, как один из внезапно появившихся в пермской провинции аттракторов, еще до выхода в прокат фильма "Сердце Пармы" несмотря на хотелки местной администрации уже начал ветшать и приходить в упадок. Я снимал декорации в октябре 2021 года. Интересно, как они выглядят сейчас, когда волна интереса к фильму достигла своего максимума и впереди у нас Новогодние каникулы?
Для того чтобы вас подзадорить на посещение этого место публикую два видео. И да, не забудьте покормить собачек, им зимой холодно.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение. Спасибо!
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь.