В этом году заведующая отделением патологии беременности СП «Перинатальный центр» ГБУЗ РК «РКБ им. Н. А. Семашко» Марианна Лубенникова получила звание заслуженного врача Крыма и празднует свой 50-летний юбилей. Благодаря её высокому профессионализму на свет появилось около шести тысяч детей. В беседе с «Крымской газетой» она рассказала о том, как стала врачом, чем опасны домашние роды и падают ли в обморок мужчины в родзалах.
– Как будущей матери выбрать врача для родов?
– Обычно женщины в поисках врача опираются на рекомендации уже родивших подруг, так называемое сарафанное радио или на отзывы в интернете. Как правило, пациент принимает решение о выборе врача после личного общения. Роды – очень интимное мероприятие, в котором принимают участие врач, роженица и ребёнок.
– За последние годы в Крыму снизилась рождаемость, с чем это связано?
– Современные женщины не хотят рожать много детей. Они стали независимыми, интересы профессионального роста и материального обеспечения встали на первое место. Кроме того, до сих пор население не приучено следить за состоянием здоровья, проходить обследование. Вредные привычки, плохое питание также сказываются на репродуктивности.
– Среди врачей существует мнение, что если беременность тяжёлая, то и роды будут непростыми. А каждую ли беременность в таком случае стоит сохранять?
– Задача врача – предупредить пациента о возможных осложнениях. До 12 недель беременности делается скрининг, во время которого можно определить врождённые генетические заболевания. Если выявляют, например, хромосомную патологию (синдром Дауна), мы информируем пациента. Прерывать ли беременность – решение принимают родители.
Сильное плечо
– Много ли сегодня партнёрских родов? Чаще это мужья или мамы пациенток?
– По статистике 85-90% родов – партнёрские. Чаще всего рядом находятся мужья, будущая мать в такие моменты хочет иметь рядом мужское плечо. Такое испытание формирует нерушимую связь между матерью, ребёнком и отцом. Кстати, мы практикуем перерезание пуповины. Но если мужчина не справляется с эмоциями, выводим его в коридор. В обморок обычно не падают, разве что единичные случаи.
– Перед родами женщины боятся боли, имеет ли она негативные последствия?
– Сейчас очень расширены медицинские показания для проведения эпидуральной анастезии в родах. Её рекомендуется делать женщинам с высоким давлением. Также при проведении преждевременных родов и по просьбе роженицы. Процент обезболивания в родах в нашем центре достигает 80-90%.
– В перинатальном центре есть платные роды. Чем они отличаются от бесплатных?
– Платные роды – возможность иметь индивидуального врача и выбирать медучреждение. Платный врач не только принимает роды, но и ведёт беременность. Так бывает, что и пол врача играет роль. В Крыму это актуально, поскольку есть много женщин определённых национальностей, которые не могут рожать у врача мужчины. У нас оказывают квалифицированную помощь всем одинаково.
– Как вы относитесь к домашним родам, насколько это безопасно для матери и малыша?
– Я категорически против домашних родов. Это огромный риск. Даже опытному врачу в домашних условиях сложно оказать помощь в случае осложнений. Одна моя бывшая пациентка решила пятые роды провести дома. Но она не смогла родить сама, пока приехала скорая, женщина родила мёртвого ребенка. Поэтому я говорю своё категорическое нет.
– Принимали ли вы роды у знакомых, родственников?
– Принимала роды у своих подруг, коллег, но это всегда непросто. Ты испытываешь глубокие внутренние переживания. Присутствовала на родах невестки, поддерживала её психологически. Сейчас настал уже такой период, когда девочки, которым я помогла появиться на свет, выросли и теперь сами приходят ко мне рожать.
– Сколько родов вы приняли? Самая младшая и самая старшая роженица в вашей практике?
– В ПЦ в год я принимаю 260-320 родов. За 10 лет – около трёх тысяч родов. За всю свою практику пять-шесть тысяч. Самая старшая первородящая пациентка – 53 года, а самая младшая – 12 лет.
Под счастливою звездой
– Акушер-гинеколог одна из значимых профессий, каждый день вы помогаете детям появиться на свет. Вы пошли работать в эту сферу по призванию?
– В семье я – единственный врач. Будучи маленькой девочкой, делала куклам уколы, накладывала повязки. А в школе была медсестрой, носила сумку с красным крестом, в ней были бинт, вата, перекись водорода. И если кто-то из одноклассников поранился, я оказывала первую помощь. В старших классах хотела стать юристом – поступить на юрфак тогда было престижно. Но мама сказала, что я не смогу защищать плохих людей. Советовала поступить в мединститут. Был жёсткий отбор – двенадцать человек на место. Сдала все экзамены, но не прошла по конкурсу – не хватило баллов. Поступила на второй год. Окончив институт, по распределению попала в интернатуру в акушерско-гинекологическое отделение. Туда было очень сложно попасть, но мне повезло.
– Вы высококвалифицированный специалист, заведуете отделением, имеете опыт и возможности писать книги и преподавать…
– Я писала статьи, принимала участие в форумах. Проводила просветительскую работу в колледжах и школах на тему формирования здорового образа жизни девочек-подростков. А в 2012 году пошла учиться в юридическую академию в Одессе. Когда стала руководителем, захотела что-то изменить в лучшую сторону. Сейчас также регулярно посещаю обучающие семинары, съезды, которые проходят в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах.
– Вы работаете практически 24/7, как вам удаётся совмещать работу и семью?
– Не обходится без ночных дежурств. В первую очередь от этого страдает семья. Но, к счастью, мои близкие всегда относились с пониманием, домашние заботы они брали на себя.
– Профессия требует большой самоотдачи, сильного характера, как вы справляетесь с нагрузкой?
– Много лет играла в большой теннис, выращивала комнатные цветы. Очень нравилось наблюдать, как на твоих глазах из маленького отростка вырастает большое растение. А сейчас во дворе моего дома появился целый розарий. Помогают перезагрузиться наше крымское море, водопады, горы. Очень люблю Ялту, Новый Свет. Я верующий человек, часто посещаю храмы. Это позволяет мне восстановиться морально и физически.