Найти тему

Разговоры о смерти

Честно говоря, разговоры о смерти среди как психоаналитиков, так и психологов, вызывают нечто среднее между удивлением и недоумением. Дело в том, что здесь смерть видят совершенно особым образом, как нигде и никогда больше не стали бы на неё смотреть - и поверьте, это настоящее "чудо".

Здесь можно услышать: "большинство психических проблем и конфликтов - от страха смерти". Или: "страх потери - это страх смерти". И конечно, "страх окончания анализа/психотерапии - это страх смерти", куда же без этого упоминания. Смерть здесь представляют как некий "предел", границу, преодолевая которую вещи больше не могут быть прежними; границу, разделяющую всё происходящее на "до" и "после"; границу предельных переживаний, обрушивающихся на субъекта и меняющих его навсегда. "Реальное - это смерть, это худшее, что можно встретить" - иногда даже такое говорят те, кто почитывает Лакана в пересказе легковозбудимых авторов.

Чего здесь никогда нельзя понять, так это откуда уважаемые эксперты могут об этом знать. Если хотя бы на минутку задуматься, то единственное, что можно сказать о смерти - так это то, что её опыт нам не дан, в том смысле, что мы просто ничего не знаем и не можем об этом сказать. Всё, этого достаточно. Откуда берутся упования на революционный преображающий потенциал смерти, кроме как из литературных описаний лирических героев, гибнущих на глазах у той самой фигуры, остаётся загадкой.

Истоки этой фантазии туманны ровно до тех пор, пока мы не подходим к этой теме в контексте материалов об отсутствующем Отце. Ведь именно здесь тема смерти и "ходячих мертвецов" получает своё не Воображаемое, а символическое место, поскольку нет такого невротика, который не имел бы отношения с мёртвым Отцом, и в этом мы уже немного разобрались.

Так давайте посмотрим: есть в этих отношениях то самое трансгрессивное преодоление рубежей всего сущего, выход за пределы всех пределов через символическую смерть и преображение в результате?

Ну, точно можно сказать, что попытками что-то подобное произвести невротик постоянно занимается: ведь мы знаем, что любые невротические симптомы устроены как попытка избавиться от некой мешающей проблемы, т.е. наконец убить того самого мертвеца, от присутствия которого страдающий вынужден всё время защищаться.

В этом смысле у невротика есть не опыт смерти, а опыт убийства, причём убийства дважды неудачного: он 1) не убивал, но 2) виновен в убийстве, и поэтому 3) сам был уже мёртв. Здесь действует та же логика сновидения, что и в знаменитом анекдоте про чайник.

Иначе говоря, преображающий опыт преодоления себя видит в смерти именно невротик - его Воображаемое всегда делает ставку на героическую революцию личности, которая наконец всё изменит. Что возвращает нас к разговору о ситуации современности, когда специалисты находятся на одном уровне понимания с клиентом - вот она, во всей красе. Здесь одинаково уповают на смерть, просто находясь по разные стороны одного бессилия - а значит ничего нового в результате взаимодействия двух заложников одного заблуждения не возникнет.

Упования на смерть и обнажают истинное положение дел невротика, т.е. тот факт, что он заложник повторения - потому и ищет везде способ наконец вырваться из того порядка вещей, в котором он застрял.

И заметьте, что сама смерть здесь расщеплена: 1) там, где невротик видит в ней преображающий выход за пределы всех пределов - её нет, ведь у него нет и не будет такого опыта, и чем сильнее он старается его получить, тем ощутимее неудача; 2) а там, где он постоянно ощущает присутствие мёртвого за своей спиной, невротик обречён на повторение, т.е. никакой разрядки присутствие смерти в уравнении его симптомов не даёт.

#отец #закон #смерть #навязчивость #истерия

Рекомендую подписаться на группу в Telegram https://t.me/kaplyapsiho — там я выкладываю контент чаще и больше.