Найти в Дзене

98 фото об истории бывшего доходного дома Владимира Павловича Лихачёва в Фонарном пер., 18, наб. канала Грибоедова, 83 и Казанской ул., 60.

Друзья, передаю всем Вам большой привет! Врываюсь в Новый 2023 год с новым постом об очередном люксовом доходном доме. Первым в 2023 году будем изучать историю прекрасного здания с тройным адресом: набережная Екатерининского канала, 83, Фонарный переулок, 18 и Казанская улица, 60. Дом был построен в 1912 году.

По традиции, сначала познакомимся с этим прекрасным домом снаружи. Дом 6-ти этажный, с фасадом, решённым в стиле неоклассицизма.

-2

Автор проекта этого здания - прекрасный архитектор и граф Константин Николаевич де-Рошефор.

-3

Главный парадный вход располагается со стороны канала Грибоедова. проездная арка во двор устроена в Фонарном переулке.

-4

Фасад первых двух этажей рустован гладкой штукатуркой. Угловая часть здания со стороны набережной канала Грибоедова выполнена со срезанным углом.

-5

В подоконном пространстве оконных проёмов второго этажа расположились барельефные изображения бога торговли Гермеса.

-6

Здесь Гермес стоит с посохом-кадуцеем в правой руке и с мешочком в левом. Голова Гермеса увенчана головным убором с крыльями - петазом.

-7

В противоположном углу тот же Гермес стоит с весами в правой руке.

-8

Барельефные изображения располагаются по всему фасаду второго этажа.

-9

Угловая часть здания со сторона набережной канала Грибоедова с третьего по шестой этажи представлена в виде утопленного вглубь фасада эркера. Вся площадь этого фасада оформлена гладкой штукатуркой.

-10

На уровне третьего этажа по бокам от углового трёхчастного проёма расположены круглые окна.

-11

В пространстве между окнами второго и третьего этажей на углу дома находятся барельефные украшения.

-12

У боковых окон в венках прячутся парные факелы, а между ними над лавровым фестоном покоится массивная пальметка

-13

Также на всей площади фасада архи тектор разместил трёхэтажные эркеры (с третьего по пятый этажи). Так же отметьте, что площадь фасада с третьего по пятый этажи украшены шероховатой цементной шубой.

-14

Эркер на уровне второго и третьего этажей оформлен гладкой штукатуркой, совсем без декора.

-15

Со стороны Фонарного переулка из фасада выделен массивный ризалит шириной в шесть окон, в центре которого располагается трехэтажный эркер.

-16

Осмотрим барельефные украшения в виде большого количества многоуровневых пальметок.

-17

Парные факелы внутри фестонов ближе.

-18

Обратим внимание на узкие угловые оконные проёмы в угловой части здания.

-19

На уровне пятого этажа в верхней полуциркульной части прячется маскарон с виноградными подвесками.

-20

А ещё интересно решены эркеры пятого этажа. Простенки между окнами заняты гладкими, в верхней части каннелированными полуколоннами.

-21

На уровне шестого этажа над эркерами устроены балконы. Вид с этого балкона открывается удивительный.

-22

В тимпане треугольного щипца располагается полуциркульное окон, над которым в кессонах цветут цветы. Кстати, обратите внимание на кованные, балконные ограждения.

-23

Помимо треугольных щипцов кровлю здания украшают круглые башенки. В одной из них со стороны набережной при реконструкции пробиты круглые оконные проёмы.

-24

Кратко изучив внешнее убранство здания, давайте заглянем в его внутренний двор. К сожалению, сами двустворчатые ворота новодельные.

-25

Высотный дом с глубоким двором-колодцем.

-26

Убранство дворовых фасадов не менее интересное, чем снаружи. В центре снимка отмечаем шаговые оконные проёмы, посредством которых освещается главная парадная лестница.

-27

Фасадный декор со двора.

-28

Помёрзнув на улице при фотографировании фасада изучаемого нами дома, направляемся в тёплое помещение для изучения истории участка, на котором был построен данный дом.

-29

История участка на самых информативных планах известна уже с середины 18-го века. Например на плане 1753 года видим что территория участка ограничена будущим Фонарным переулком и 1-ой Переведенской улицей, нынешней Казанской.

-30

С помощью уникального для петербурга аксонометрического плана, датированного 1765-1773 годами, можем рассмотреть постройки, находившиеся на нашем участке.Судя по всему главный дом, выделенный синей чертой, выходил фасадом на набережную Екатерининского канала.

-31

На следующем плане, датированном 1798 годом на участка располагаются видоизменённые постройки.

-32

Первым известным нам владельцем ( и то не факт, но надеемся), но со стороны Фонарной улицы и Большой Мещанской, указан надворный советник по фамилии Нечагин.

-33

Спустя 13 лет, в 1822 году, собственник сменится и в его роли выступит коллежский советник по фамилии Шипулинский.

-34

Правда в справочнике за 1824 год Шипулинских обнаруживается двое - братьев. Оба они коллежские советники и проживают в исследуемом нами месте.

-35

Как здорово, что в архиве сохранились чертежи построек на участке, принадлежавшем коллежскому советнику и кавалеру Шипулинскому.

-36

В верхней части чертежа изображены постройки, находящиеся в 1833 году на участке.

-37

А вот через два года, в 1835 году, при всё то же Шипулинском, главный дом на участке был двухэтажным и по прошению от этого же года, планировавшийся быть надстроенным дополнительным третьим этажом.

-38

Чертёж 1835 года. Описание плана участка. Увеличивайте и наслаждайтесь описанием.

-39

В 1844 году всё то же советник Шипулинский Является домовладельцем.

-40

А вот спустя 5 лет, в 1849 году участок перейдёт во владение семейства Пащенко.

-41

В частности, к жене статского советника Софьи Кузминичне Пащенко.

-42

В справочнике 1854 года, то есть спустя 6 лет, действительная статская советнице ( будучи женой генерала, звавшаяся бы генеральшей) Софья Кузминична проживает в доме Попова (с наскока не нашёл) у Торгового моста.

-43

А вот и план участка, датированный 1859 годом подоспел. Всё та же уважаемая Софья Кузминична является владелицей.

-44

Главный угловой и уже трёхэтажный дом надстроен третьим этажом.

-45

Примерно 40 лет, а может и больше, вплоть до 1891-го года, семейство Пащенко владело данным участком.

-46

Очередными владелицами с 1892-го года по 1897-й годы домовладелицами представлены две женщины.

-47

Хмырова Мария Николаевна являлась вдовой действительного статского советника. Найти супруга не удалось.

-48

Второй домовладелицей и компаньонкой представлена Рутковская Софья Николаевна. Может быть они были сёстрами?

-49

Следующими хозяевами, всего лишь год, с 1898-го по 1899-го, указывается семейство Никулищевых. В частности, Мария Григорьевна и её супруг, отставной полковник Виталий Иванович, служивший в экономическом обществе гвардейских офицеров.

-50

В справочниках, начиная с 1899-го по 1901-ый годы владельцами участка представлены братья Малышевы.

-51

Иван Александрович, проживающий на нынешней улице Рубинштейна, бывшей Троицкой и Николай Александрович с Большой Конюшенной, 21.

-52

Следующие 10 лет, с 1901-го по 1911-ый годы, участок находится в собственности купца 2-ой гильдии Юсема Мейера Моисеевича.

-53

Выдержка из купеческой книги 1901 года. Виктор и Мейер Моисеевичи проживают на Итальянской улице, 47, а также Рувим Мовшанович, проживавший по Екатерингофскому, нынешнем проспекте Римского-Корсакова содержат газо-водопроводные и механические мастерские.

-54

Выдержка из купеческой книги 1901-го года.

-55

Фотография, датированная 1906-ым годом. Трёхэтажный дом, сохранившийся со времён владения участком Софьей Кузминичной Пащенко.

-56

На фото изображена сцена реального ограбления кареты государственного казначейства. В ходе неё была убита лошадь.

-57

В 1911-м году очередной домохозяйкой представлена супруга финансиста, председателя правления Третьего Санкт-Петербургского общества взаимного кредита и акционерного общества шоколадной фабрики «Карл Бездена» Миная Соломоновича Залшупина, хозяина книжных складов и типографий в Санкт-Петербурге и Варшаве, Сабина-Стефания Яковлевна Залшупина. Вот это регалии. Устал перечислять.

-58

Ну а с 1911-го года и до самой революции последним, как сейчас можно говорить, крайним владельцем являлся Лихачёв Владимир Павлович.

-59

Он являлся коллежским асессором и тем, кто представлен в выдержке ниже.

-60

Весной 1911-го года в Санкт-Петербургскую Городскую управу будет подано ходатайство о постройке 6-ти этажного каменного здания.

-61

Чертёж участка, датированный 1915 годом.

-62

Эскиз фасада здания по набережной нынешнего канала Грибоедова.

-63

Эскиз фасада по Фонарному переулку.

-64

Семейный портрет архитектора Константина Николаевича де-Рошефора с супругой Анной Александровной, бывшей в девичестве Липской.

-65

Вплоть до самой революции Владимир Павлович Лихачёв владел участком, на котором был построен его собственный доходный дом. жил ли он здесь фактически, неизвестно.

-66

Фотография, сделанная летом 1913-го года. Тишина и покой на снимке. Подьяческий мост узкий, не то, что сейчас. Со стороны набережной на уровне шестого этажа, на балконе стоит человек, держащий руки в брюках. С этого балкона открывается действительно роскошный вид. Ах!

-67

Изучив как всегда оригинальную историю участка, переходим к осмотру главной парадной лестницы!

-68

Просторный тамбур почти совсем не украшен каким-либо декором, кроме кессонированного потолка. К сожалению, дореволюционная напольная плитка заменена на современную.

-69

Капители пилястр - псевдоколонн каннелированы - то есть украшены углублениями - каннелюрами

-70

Поднимаемся на верхние этажи.

-71

Неизвестно, что это за ниша и когда она появилась.

-72

Обернувшись назад, на входные двери.

-73

Поднимаемся наверх. Те самые шаговые окна, эффективно освещающие парадную лестницу.

-74

Вид на объём вестибюля.

-75

На уровне второго этажа располагаются государственные учреждения, так что мы поднимаемся на уровень третьего.

-76

БОльшая часть квартирных дверей сохранилась оригинальными. За всеми ими - оригинальными дореволюционными скрываются коммунальные квартиры.

-77

Множество кАбелей, по бОльшей части телевизионных заходит внутрь квратир.

-78

В левой части двери частной квартиры, в правой - коммуналки. как говорится, почувствуйте разницу.

-79

Поднимаемся выше.

-80

Например за этими дверями проживают как минимум 7 семей.

-81

Дверные звонки ближе.

-82

Следует отметить, что все лестничные ограждения оригинальные.

-83

И даже обнаруживаются некие фамильные вензели.

-84

Судя по буквам, вензель "Е.Л." принадлежал бывшей супруге Владимира Павловича Лихачёва - Елизавете Павловне.

-85

Вполне возможно ,что дом был записан на Владимира Павловича, но в реально собственности находился у Елизаветы Павловны.

-86

А ещё, на двутавровой балке, поддерживающей лестницу консольного типа, я обнаружил клеймо "Р.Б.М.О", принадлежавшее Русско-Бельгийскому металлургическому обществу.

-87

Российская и главная контора Петровских заводов Р.Б.М.О. располагалась в современной Украине в Енакиево Бахмутского уезда.

-88

Акция Р.Б.М.О. в 250 рублей на 1895 год.

-89

Так называемые шаговые окна на последней межэтажной площадке.

-90

Впечатляет вид на лестничный пролёт сверху вниз.

-91

В одной из створок квартирных дверей последнего шестого этажа обнаруживается старинный почтовый ящик, вернее его шторка.

-92

Очистить бы от краски не только часть почтового ящика, но и сами двери.

-93

Выглядело бы просто отлично!

-94

Познакомившись со внутренним убранством парадной выходим на улицу!

-95

Роскошный дом с уникальными визуализациями и аксонометрическим планом. Было бы здорово обнаружить хоть один портрет кого-нибудь из владельцев, но увы, не получилось. Пацан к успеху шёл.

-96

Друзья, поздравляю Вас с наступившим Новым годом и желаю, чтобы он проёшл гладко, без каких-либо шероховатостей. Ну и вдруг вы пожелаете помочь мне с содержанием канала, буду очень благодарен!

-97

До новой встречи, Друзья!