Друзья, передаю всем Вам большой привет! Врываюсь в Новый 2023 год с новым постом об очередном люксовом доходном доме. Первым в 2023 году будем изучать историю прекрасного здания с тройным адресом: набережная Екатерининского канала, 83, Фонарный переулок, 18 и Казанская улица, 60. Дом был построен в 1912 году.
По традиции, сначала познакомимся с этим прекрасным домом снаружи. Дом 6-ти этажный, с фасадом, решённым в стиле неоклассицизма.
Автор проекта этого здания - прекрасный архитектор и граф Константин Николаевич де-Рошефор.
Главный парадный вход располагается со стороны канала Грибоедова. проездная арка во двор устроена в Фонарном переулке.
Фасад первых двух этажей рустован гладкой штукатуркой. Угловая часть здания со стороны набережной канала Грибоедова выполнена со срезанным углом.
В подоконном пространстве оконных проёмов второго этажа расположились барельефные изображения бога торговли Гермеса.
Здесь Гермес стоит с посохом-кадуцеем в правой руке и с мешочком в левом. Голова Гермеса увенчана головным убором с крыльями - петазом.
В противоположном углу тот же Гермес стоит с весами в правой руке.
Барельефные изображения располагаются по всему фасаду второго этажа.
Угловая часть здания со сторона набережной канала Грибоедова с третьего по шестой этажи представлена в виде утопленного вглубь фасада эркера. Вся площадь этого фасада оформлена гладкой штукатуркой.
На уровне третьего этажа по бокам от углового трёхчастного проёма расположены круглые окна.
В пространстве между окнами второго и третьего этажей на углу дома находятся барельефные украшения.
У боковых окон в венках прячутся парные факелы, а между ними над лавровым фестоном покоится массивная пальметка
Также на всей площади фасада архи тектор разместил трёхэтажные эркеры (с третьего по пятый этажи). Так же отметьте, что площадь фасада с третьего по пятый этажи украшены шероховатой цементной шубой.
Эркер на уровне второго и третьего этажей оформлен гладкой штукатуркой, совсем без декора.
Со стороны Фонарного переулка из фасада выделен массивный ризалит шириной в шесть окон, в центре которого располагается трехэтажный эркер.
Осмотрим барельефные украшения в виде большого количества многоуровневых пальметок.
Парные факелы внутри фестонов ближе.
Обратим внимание на узкие угловые оконные проёмы в угловой части здания.
На уровне пятого этажа в верхней полуциркульной части прячется маскарон с виноградными подвесками.
А ещё интересно решены эркеры пятого этажа. Простенки между окнами заняты гладкими, в верхней части каннелированными полуколоннами.
На уровне шестого этажа над эркерами устроены балконы. Вид с этого балкона открывается удивительный.
В тимпане треугольного щипца располагается полуциркульное окон, над которым в кессонах цветут цветы. Кстати, обратите внимание на кованные, балконные ограждения.
Помимо треугольных щипцов кровлю здания украшают круглые башенки. В одной из них со стороны набережной при реконструкции пробиты круглые оконные проёмы.
Кратко изучив внешнее убранство здания, давайте заглянем в его внутренний двор. К сожалению, сами двустворчатые ворота новодельные.
Высотный дом с глубоким двором-колодцем.
Убранство дворовых фасадов не менее интересное, чем снаружи. В центре снимка отмечаем шаговые оконные проёмы, посредством которых освещается главная парадная лестница.
Фасадный декор со двора.
Помёрзнув на улице при фотографировании фасада изучаемого нами дома, направляемся в тёплое помещение для изучения истории участка, на котором был построен данный дом.
История участка на самых информативных планах известна уже с середины 18-го века. Например на плане 1753 года видим что территория участка ограничена будущим Фонарным переулком и 1-ой Переведенской улицей, нынешней Казанской.
С помощью уникального для петербурга аксонометрического плана, датированного 1765-1773 годами, можем рассмотреть постройки, находившиеся на нашем участке.Судя по всему главный дом, выделенный синей чертой, выходил фасадом на набережную Екатерининского канала.
На следующем плане, датированном 1798 годом на участка располагаются видоизменённые постройки.
Первым известным нам владельцем ( и то не факт, но надеемся), но со стороны Фонарной улицы и Большой Мещанской, указан надворный советник по фамилии Нечагин.
Спустя 13 лет, в 1822 году, собственник сменится и в его роли выступит коллежский советник по фамилии Шипулинский.
Правда в справочнике за 1824 год Шипулинских обнаруживается двое - братьев. Оба они коллежские советники и проживают в исследуемом нами месте.
Как здорово, что в архиве сохранились чертежи построек на участке, принадлежавшем коллежскому советнику и кавалеру Шипулинскому.
В верхней части чертежа изображены постройки, находящиеся в 1833 году на участке.
А вот через два года, в 1835 году, при всё то же Шипулинском, главный дом на участке был двухэтажным и по прошению от этого же года, планировавшийся быть надстроенным дополнительным третьим этажом.
Чертёж 1835 года. Описание плана участка. Увеличивайте и наслаждайтесь описанием.
В 1844 году всё то же советник Шипулинский Является домовладельцем.
А вот спустя 5 лет, в 1849 году участок перейдёт во владение семейства Пащенко.
В частности, к жене статского советника Софьи Кузминичне Пащенко.
В справочнике 1854 года, то есть спустя 6 лет, действительная статская советнице ( будучи женой генерала, звавшаяся бы генеральшей) Софья Кузминична проживает в доме Попова (с наскока не нашёл) у Торгового моста.
А вот и план участка, датированный 1859 годом подоспел. Всё та же уважаемая Софья Кузминична является владелицей.
Главный угловой и уже трёхэтажный дом надстроен третьим этажом.
Примерно 40 лет, а может и больше, вплоть до 1891-го года, семейство Пащенко владело данным участком.
Очередными владелицами с 1892-го года по 1897-й годы домовладелицами представлены две женщины.
Хмырова Мария Николаевна являлась вдовой действительного статского советника. Найти супруга не удалось.
Второй домовладелицей и компаньонкой представлена Рутковская Софья Николаевна. Может быть они были сёстрами?
Следующими хозяевами, всего лишь год, с 1898-го по 1899-го, указывается семейство Никулищевых. В частности, Мария Григорьевна и её супруг, отставной полковник Виталий Иванович, служивший в экономическом обществе гвардейских офицеров.
В справочниках, начиная с 1899-го по 1901-ый годы владельцами участка представлены братья Малышевы.
Иван Александрович, проживающий на нынешней улице Рубинштейна, бывшей Троицкой и Николай Александрович с Большой Конюшенной, 21.
Следующие 10 лет, с 1901-го по 1911-ый годы, участок находится в собственности купца 2-ой гильдии Юсема Мейера Моисеевича.
Выдержка из купеческой книги 1901 года. Виктор и Мейер Моисеевичи проживают на Итальянской улице, 47, а также Рувим Мовшанович, проживавший по Екатерингофскому, нынешнем проспекте Римского-Корсакова содержат газо-водопроводные и механические мастерские.
Выдержка из купеческой книги 1901-го года.
Фотография, датированная 1906-ым годом. Трёхэтажный дом, сохранившийся со времён владения участком Софьей Кузминичной Пащенко.
На фото изображена сцена реального ограбления кареты государственного казначейства. В ходе неё была убита лошадь.
В 1911-м году очередной домохозяйкой представлена супруга финансиста, председателя правления Третьего Санкт-Петербургского общества взаимного кредита и акционерного общества шоколадной фабрики «Карл Бездена» Миная Соломоновича Залшупина, хозяина книжных складов и типографий в Санкт-Петербурге и Варшаве, Сабина-Стефания Яковлевна Залшупина. Вот это регалии. Устал перечислять.
Ну а с 1911-го года и до самой революции последним, как сейчас можно говорить, крайним владельцем являлся Лихачёв Владимир Павлович.
Он являлся коллежским асессором и тем, кто представлен в выдержке ниже.
Весной 1911-го года в Санкт-Петербургскую Городскую управу будет подано ходатайство о постройке 6-ти этажного каменного здания.
Чертёж участка, датированный 1915 годом.
Эскиз фасада здания по набережной нынешнего канала Грибоедова.
Эскиз фасада по Фонарному переулку.
Семейный портрет архитектора Константина Николаевича де-Рошефора с супругой Анной Александровной, бывшей в девичестве Липской.
Вплоть до самой революции Владимир Павлович Лихачёв владел участком, на котором был построен его собственный доходный дом. жил ли он здесь фактически, неизвестно.
Фотография, сделанная летом 1913-го года. Тишина и покой на снимке. Подьяческий мост узкий, не то, что сейчас. Со стороны набережной на уровне шестого этажа, на балконе стоит человек, держащий руки в брюках. С этого балкона открывается действительно роскошный вид. Ах!
Изучив как всегда оригинальную историю участка, переходим к осмотру главной парадной лестницы!
Просторный тамбур почти совсем не украшен каким-либо декором, кроме кессонированного потолка. К сожалению, дореволюционная напольная плитка заменена на современную.
Капители пилястр - псевдоколонн каннелированы - то есть украшены углублениями - каннелюрами
Поднимаемся на верхние этажи.
Неизвестно, что это за ниша и когда она появилась.
Обернувшись назад, на входные двери.
Поднимаемся наверх. Те самые шаговые окна, эффективно освещающие парадную лестницу.
Вид на объём вестибюля.
На уровне второго этажа располагаются государственные учреждения, так что мы поднимаемся на уровень третьего.
БОльшая часть квартирных дверей сохранилась оригинальными. За всеми ими - оригинальными дореволюционными скрываются коммунальные квартиры.
Множество кАбелей, по бОльшей части телевизионных заходит внутрь квратир.
В левой части двери частной квартиры, в правой - коммуналки. как говорится, почувствуйте разницу.
Поднимаемся выше.
Например за этими дверями проживают как минимум 7 семей.
Дверные звонки ближе.
Следует отметить, что все лестничные ограждения оригинальные.
И даже обнаруживаются некие фамильные вензели.
Судя по буквам, вензель "Е.Л." принадлежал бывшей супруге Владимира Павловича Лихачёва - Елизавете Павловне.
Вполне возможно ,что дом был записан на Владимира Павловича, но в реально собственности находился у Елизаветы Павловны.
А ещё, на двутавровой балке, поддерживающей лестницу консольного типа, я обнаружил клеймо "Р.Б.М.О", принадлежавшее Русско-Бельгийскому металлургическому обществу.
Российская и главная контора Петровских заводов Р.Б.М.О. располагалась в современной Украине в Енакиево Бахмутского уезда.
Акция Р.Б.М.О. в 250 рублей на 1895 год.
Так называемые шаговые окна на последней межэтажной площадке.
Впечатляет вид на лестничный пролёт сверху вниз.
В одной из створок квартирных дверей последнего шестого этажа обнаруживается старинный почтовый ящик, вернее его шторка.
Очистить бы от краски не только часть почтового ящика, но и сами двери.
Выглядело бы просто отлично!
Познакомившись со внутренним убранством парадной выходим на улицу!
Роскошный дом с уникальными визуализациями и аксонометрическим планом. Было бы здорово обнаружить хоть один портрет кого-нибудь из владельцев, но увы, не получилось. Пацан к успеху шёл.
Друзья, поздравляю Вас с наступившим Новым годом и желаю, чтобы он проёшл гладко, без каких-либо шероховатостей. Ну и вдруг вы пожелаете помочь мне с содержанием канала, буду очень благодарен!
До новой встречи, Друзья!