«Не надо биться головой о стену, надеясь, что она превратится в дверь» - говорила знаменитая Коко Шанель. Именно с этой цитаты я хочу продолжить свой рассказ про нюансы банкротства для домохозяек. И открыть Вам тайну, как можно было мужу-бизнесмену из предыдущей статьи спасти свою трехкомнатную квартиру.
Вначале расскажу еще одну историю про банкротство… нет, не домохозяйки, а на этот раз ее мужа-бизнесмена. У них тоже было двое совместных детей (мальчик… и еще один мальчик), и также была еще одна квартира, кроме той, в которой они все вместе проживали, правда, двухкомнатная. Было и другое отличие от предыдущей истории: несмотря на прожитые вместе 15 лет, им по-прежнему было хорошо вместе и никакой любовницы не было и в помине. И еще один нюанс: сам я лично в этой истории не участвовал, а услышал ее от одного из членов нашего Сообщества арбитражных управляющих Ирины Липатовой.
Ирина была назначена на процедуру банкротства мужа-бизнесмена. Причем муж-бизнесмен сам пришел к ней на консультацию и рассказал про свою неудачную ситуацию в бизнесе. В связи с непорядочными действиями его партнера по бизнесу у него образовался достаточно большой долг, и кредитор подал на него в суд заявление о банкротстве. После обсуждения ситуации им совместно с Ириной была разработана подробная «дорожная карта» будущего банкротства, и муж-бизнесмен попросил, чтобы Ирина стала его финансовым управляющим. В итоге двухкомнатная квартира была спасена.
Чтобы понять, как такое могло получиться, немного теоретической части. Верховный Суд Российской Федерации издал разъяснение, как действовать в ситуации банкротства одного из супругов. Это Постановление Пленума Верховного Суда от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», при желании Вы легко найдете его в Интернете. На основании данного Постановления, в процедуре банкротства гражданина-должника все имущество, принадлежащее совместно ему и его супруге, в том числе и совместная недвижимость, подлежит продаже. То есть, общее имущество супругов будет продано с торгов финансовым управляющим с выплатой половины от суммы продажи второму супругу. Поясняю, что деньги от продажи делятся пополам, так как в соответствии с действующим законодательством доли супругов в общем имуществе формально считаются равными. Все это добросовестно проделал финансовый управляющий из прошлой статьи при продаже трехкомнатной квартиры.
Однако, тут есть важный нюанс: если супруга гражданина-должника полагает, что реализация общего имущества не учитывает ее интересы и интересы несовершеннолетних детей, то она вправе обратиться в районный суд по месту нахождения имущества с требованием о разделе общего имущества супругов и выделе ее доли до продажи этого имущества в процедуре банкротства. В этом случае доля супруги гражданина-должника с учетом интересов детей может быть выделена в размере гораздо большем, чем половина, но это уже решает суд с учетом всех конкретных обстоятельств дела.
При этом подлежащее разделу общее имущество не может быть продано финансовым управляющим до разрешения такого спора судом.
Возвращаясь к описанной ситуации, было сделано следующее:
1) Супруга мужа-бизнесмена подала в районный суд заявление о разделе двухкомнатной квартиры с выделом доли, и попросила учесть при выделе доли интересы двух несовершеннолетних детей. Небольшая подсказка: супруга с целью отстаивания интересов несовершеннолетних детей привлекла в дело местный орган опеки и попечительства.
2) Суд, с учетом всех обстоятельств дела, вынес решение о выделе супруге и двум несовершеннолетним детям доли в размере 3/5 двухкомнатной квартиры.
3) Финансовый управляющий Ирина Липатова оценила долю мужа-бизнесмена в двухкомнатной квартире (2/5) как положено в банкротстве - по ликвидационной стоимости (т.е. процентов на 30% дешевле рынка) и выставила ее на торги.
4) У супруги, как у сособственницы доли в данной квартире, на этих торгах было преимущественное право покупки продаваемой доли мужа-бизнесмена. Про то, как преимущественное право покупки «работает» на торгах в банкротстве, Вы можете прочитать в моей статье на нашем Дзен-канале - «Торги можно выиграть, а вот недвижимость не получить». В результате супруга выкупила 2/5 квартиры буквально «за копейки».
У этой истории было хорошее окончание: двухкомнатную квартиру семье удалось сохранить, большую часть долгов мужа-бизнесмена списать по окончании процедуры банкротства, оставив при этом «с носом» недобросовестного партнера мужа-бизнесмена.
Напоследок давайте вернемся к цитате в самом начале статьи, сказанной Коко Шанель. Применяя эту цитату к рассказанной истории, могу посоветовать следующее: не бейтесь головой о стену, когда все уже произошло, дверь от этого точно не появится. Просчитайте и запланируйте «дорожную карту» заранее, предварительно посоветовавшись с профессионалами. И даже в ситуации с банкротством, поверьте, это можно и нужно сделать.
Александр Лубянский, арбитражный управляющий
+7 921 998-01-87