Моя история начинается в феврале прошлого года, в разгар очередной волны короновируса.
Из-за пандемии мне пришлось искать новое место работы, и после непродолжительных поисков мой выбор пал на один знаменитый российский банк.
Мало кто в тех обстоятельствах, я думаю, отказался бы от хорошо оплачиваемой работы, в режиме 2/2, так ещё и на удаленной основе. Я исключением не был, и после пары анкет без особого труда попал на обучение в сотрудники колл-центра отдела, работающего с дебетовыми картами.
Первая мысль, которая по-моему опыту посещает людей, рассматривающими колл-центр в качестве места работы - это опасение о необходимости звонить случайным людям и навязывать им товары своей компании. В этом плане мне повезло, поскольку крупные компании работают с горячей базой клиентов, которые к тому же ждут вашего звонка заранее.
Второй страх распространен преимущественно у молодых парней, которые устраиваются на работу впервые, думая что работа в колл-центре - это чисто женская обязанность. Как мне удалось убедится, это вовсе не так. На одном лишь предварительном вебинаре мужчин было едва ли не больше женщин, пусть и внутри самой компании прекрасный пол доминировал.
Третьей же проблемой становилась сама необходимость звонков незнакомым людям. И вот с этой проблемой сталкивались без пары десятков людей абсолютно все мои стажеры и я сам. Со временем на такой работе ты учишься искать подход ко всем и перестаёшь переживать. Профессиональная деформация тоже на такой работе достаточно сильна, и во многом она работает на пользу даже после смены места работы.
Правда, мой собственный опыт оказался немного сложнее с самого начала моего карьерного пути, что дало отголоски и в дальнейших проблемах на работе. Трудности начались с предварительных экзаменов.
Дело в том, что по кадровой политике кандидат на должность обязан был присутствовать на всех удаленных вебинарах 100% времени. В противном случае кандидату не предоставляли доступа к экзаменам и заставляли ждать следующего набора.
Так в первый раз случилось и со мной. В один день мне просто не пришло сообщение о вебинаре и я благополучно его пропустил. Поэтому на работу я устроился со второго раза из-за технической ошибки. И, надо сказать, случай показательный, поскольку дальше - хуже.
В самой компании я работал без особых происшествий. Рабочий день 12 часов. Час обед, и сорок минут личных перерывов, которые можно брать в любое время. После работы в Макдональдс для меня это было более чем приемлемо.
Ближе к концу 2021 года мне удалось стать наставником, где мне доверили обучение стажеров, которые впервые видят перед собой рабочее пространство. Спустя почти год работы для меня это стало отдушиной, так как работа на линии утомляла до ужаса с ростом обязанностей. Загвосткой стало то, что обучать сотрудников мы могли лишь до 50% времени от числа рабочих смен в месяц, поэтому работать на звонках мне всё так же приходилось, пусть и меньше.
Я быстро втянулся в этот процесс и обучил около сотни стажеров. И так как мне это по-настоящему нравилось, я даже предлогал им свою помощь и консультацию даже в выходные дни, поскольку обучить людей за то время что у нас было по инструкции просто нереально.
Тут-то я и познакомился с одной из главных героинь этой истории. Назовём её К. Она не была какой-то одарённой сотрудницей, схватывающей всё на лету, как и большая часть моих стажеров, (а уж когда ко мне приходили бабушки за пятый десяток...), но ей не повезло больше всех. Она слегла с болезнью сразу после обучения, из-за чего успела забыть всё, чему я её учил.
Я сразу сказал об этом её руководителю, и мы запросили для неё доп. обучение, но ей по какой-то причине отказали бросив в "вольное плаванье".
Я старался помогать ей как мог, но когда мне ставили смены, делать это я банально не успевал, из-за чего она не могла совершать минимум звонков, и вот тогда начался цирк.
Вскоре её забрали на видео-конференцию с руководством, где почти прямо предлагали ей поискать другое место работы. Так уж вышло, что конференцию я услышал позже на записи, и то, как на неё там давили меня поразило. Девушку буквально довели до слез, и дали десять минут чтобы прийти в себя, и продолжать работу как ни в чём не бывало.
Вскоре ситуация повторилась, но теперь там должно было присутствовать и моё руководство, и я предложил К отстаивать её интересы как наиболее опытный сотрудник. Мы направили запрос об этом руководству, на что получили ответ, что мне "там не место" , и я "никто чтобы там присутствовать", тем более без доверенности.
Даже так, мы написали доверенность самостоятельно, и рассчитывали уже было, что теперь они не откажут, но руководитель посчитал что даже в данной ситуации доверенность должна быть заверена нотариусом.
Далее цитата на требование К все же допустить меня до конференции.
Хотите решать вопросы официально и через доверенности? Либо так, либо общаться будете уже с юристами.
Ну а далее уже прямое предложение написать заявление по собственному желанию.
И сейчас внимание, отступление! Если вы оказываетесь в такой ситуации, ведите запись диалога на диктофон. Такие вещи часто говорятся на эмоциях, поэтому попросите повторить данную фразу под запись, или лучше, при любых диалогах с конфликтным руководством видите аудиофиксацию, но всегда оповещайте об этом на самой записи. Это необходимо для использования аудиозаписи на суде. Данные действия со стороны работодателя являются понуждением к увольнению, и в случае суда сыграют в вашу пользу.
Мы же запросили запись видеоконференции непосредственно в ходе дальнейшего судебного процесса. А на той конференции диалог К вести дальше не стала.
Единственное, что сделало руководство в ответ на это - поставило ультиматум. Выполнение 40 звонков клиентам в день в течение недели, или увольнение. Они это аргументировали, как половину от дневной нормы.
На этом моменте я заметил, что цифра взята с потолка, и никакой "нормы звонков в день" в компании нет. Как выяснилось в дальнейшем, когда нам в руки впервые попала должностная инструкция, которую нам должны были показывать в день заключения договора, (а показали нам её только в суде, так как у нас к ней как у сотрудников никогда не было доступа), в ней было сказано лишь о том, что звонки должны совершаться незамедлительно после предыдущих. Их количество по такой логике может быть любым. Следите за всеми документами что перечислены в вашем трудовом договоре и обязательно запрашивайте их в качестве копии, так как их отсутствие при подписании - нарушение законодательства, а их отсутствие у вас на руках легкий способ вас дезинформировать и превышать должностные полномочия.
Сразу же после видеоконференции К, со мной связался уже мой собственный руководитель и стал спрашивать меня о моих собственных низких показателях на линии, после чего запросил у меня 12 объяснительных по всем простоям за месяц которые смог найти. На мой вопрос о том, связано ли это с К, руководитель сказал лишь то, что я "лучше бы о себе так беспокоился".
Тогда же мне и вынесли первое дисциплинарное взыскание в виде выговора. Спустя пару дней мне написал другой человек и сказал, что в связи с этим я снят с должности наставника на два месяца. Вот тогда я и понял, что меня будут сливать.
Тут так же нелишним будет уточнить следующую деталь. В ходе судебного разбирательства мы обнаружили у меня 4! выговора. Соответственно 4 лишения премии, которым я просто не придавал значения. Однако компания отрицает этот факт до сих пор, настаивая что выговора было два. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Мы с К и моим товарищем обучающимся на юриста стали готовить документы для подачи в государственную инспецию труда.
Более того, мы даже решили пойти абсурдным путем, отправив компании предложение об увольнении по соглашению сторон прекрасно понимая, что сценарий нас вскоре ждёт неутешительный.
Мы отправили им по мнению многих абсурдный запрос о выплате 5 средних заработаных плат, что является максимально возможной суммой для запроса, однако нам отказали, аргументируя что "соглашение сторон подразумевает согласие обеих сторон", а они на это не пойдут, поэтому предложили нам работать дальше.
И мои прогнозы оказались правдивы. Спустя два месяца ровно, в день истечения срока предыдущего выговора, мне выносят второй. Так же запрашивая объяснительные в неадекватных количествах.
Я перевел дома всю бумагу, пока писал объяснительные под его диктовку по его настоянию записывая, что никаких уважительных причин у меня не было, но как выяснилось позже, даже этого было мало. Спустя месяц с вынесения выговора и отправки объяснительных, руководителю написал отдел кадров, указав, что во всех объяснительных допущена ошибка в фамилии председателя компании. Он попросил их переписать.
Тут моё терпение не выдержало и я написал письменный отказ от дачи объяснений буквально на последнем оставшемся дома листе А4. И тут важно, что отказ я написал как считал правильным. То есть указал на то, что в мой больничный день и в мои выходные дни он требовал у меня написания бумаг, не видя в отсутствии интернета дома, или иных форс-мажорах уважительных причин.
Данный отказ от дачи объяснений по какой-то причине банк никогда не видел, хотя она числится в списке документов на которые ссылается выговор. Поэтому в объяснительных записках не дискредитируйте себя. В случае чего могут быть приложены только те документы, которые подходят компании для сохранения своего лица.
Сразу же после этих событий я взял отпуск, понимая что потом у меня такой возможности не будет.
И сразу же, на первый мой рабочий день после отпуска мне приходит письмо от всех высших руководителей моего отдела о необходимости побеседовать. Всё было кристально ясно, как мне казалось.
На первом звонке руководители предложили мне увольнение по соглашению сторон, без статьи и с выплатой одной заработной платы и непотраченных отпускных.
Никогда не соглашаетесь на такое предложение, если собираетесь идти в суд или уверены в своей правоте. Подписание соглашения сторон лишает вас права подавать жалобу в суд, так как считается досудебным урегулированием конфликта.
Я разумеется отказался, ответив им их же фразой, что в соглашении сторон должны быть согласны обе стороны, на что они отпустили меня работать дальше. Но не прошло и 15 минут, как они позвонили снова.
Теперь уже для того, чтобы зачитатать мне приказ об увольнении по 81 статье, в части о неоднократном неисполнении должностных инструкций. И знали бы вы, как улыбались некоторые присутствующие.
Так как они вели запись, я решил на записи поднять тему того, что я никогда не видел этой должностной инструкции, и что у меня нет к ней доступа несмотря на мои просьбы руководителям ранее.
Они же лишь отмахнулись. Единственное, чего они хотели - это организовать получение моей трудовой книжки, поэтому заставили меня оставить заявление на её получение через курьера. Позже это тоже сыграло свою роль.
Но в целом такова моя история работы в одном из самых крупных банков России, и начало моей истории о том, как я пошёл в суд чтобы отстоять свои права.
Самое интересное ещё впереди.
P. S. Я человек без юридического образования и чувства здравого смысла. Мои слова не стоит расценивать как совет или призывы к действиям.