Найти в Дзене
Макс Квант

Фаза 4

Когда киношник меняет амплуа — это не всегда получается. Актёр может стать режиссёром и продюсером. Некоторых актёров мы знаем как режиссёров. У Клинта Иствуда «Оскары» за режиссёрские работы. Но как только в режиссуру идут мастера спецэффектов и художники — редко когда это рождает что-то стоящее.

Такие фильмы можно перечислять долго, но редко кто вспомнит эти фильмы: «Видок», «Сатурн-3», «Молчаливое бегство». «Фаза-4» снята Солом Бэссом, графическим дизайнером, работавшим с Хичкоком, Кубриком, Скорцезе и т.п. Это его единственная полнометражная работа.

«Фаза-4» — это образец умных ужастиков, эпоха которых канула в Лету в 1970-х, уступив место зомби и мистики. Есть, конечно, «Рой», но это больше фильм-катастрофа.

Сюжет довольно прост: в результате солнечной бури в Аризоне один муравейник превращается в коллективный разум, изучающий учёных, экспериментирующий с ними.

Вообще, идея коллективного разума не нова, но технически я себе это плохо представляю. По сути, нужно в мозгу зарезервировать место под информацию извне. Это место раньше использовалось для свободы воли, теперь это приёмо-передатчик и оперативная память коллективного мозга. Тут вам и «Вторжение похитителей тел», и «Кукловоды». Самое удачное воплощение в одной из серий «Рика и Морти», где герои понимают, что без коллективной кабалы будет только хуже.

Ужастик держит в напряжении и особо страшных моментов нет. Это как та акула, которой вы не видите, но под толщей воды она есть и сейчас ка-а-ак выпрыгнет!.. Особо впечатляют макросъёмки дрессированных муравьёв, сейчас бы нарисовали на компьютере. Сцены поедания муравьями сняты тайм-лапсом...

Особо порадовала концовка, уже свалившаяся в мистику, провозглашённую когда-то Кубриком в финале «Космической одиссеи».

Почему фильму не повезло? Видимо, уже к тому времени ждали коллективного разума в виде зомби, а никак не разумных муравьёв, сложивших мозги в мозг превышающий по вычислительным мощностям человеческий и угрожающий уничтожить всё на свете.