29 декабря Церковь вспоминает преподобную Софию Суздальскую, в миру Соломонию Сабурову ( 1490-1542 гг.) - первую жену великого князя Московского Василия III.
Эту историю слышали многие. После 20 лет брака великий князь развелся со своей благоверной по причине бездетности брака и женился на княжне Елене Глинской, от которой родился будущий Иоанн Грозный.
Житие, которое читалось в храме, однозначно встаёт на сторону Софии, повествуя о том, что митрополит Варлаам не давал развода князю (бездетность, действительно, не причина для развода), а потому был сослан.
Но мне кажется, нужно трезво оценивать жития как жанр литературы! А не исторический источник! К тому же, митрополит Варлаам покинул престол в 1521 г. А развод состоялся в 1525, а не сразу как был поставлен якобы угодный митрополит Даниил, который венчал второй брак.
Василий III прожил с Соломонией в браке 19 лет. Они очень много молились о даровании наследника, делали богатые вклады в монастыри, совершали долгие паломничества. Если бы Василий III более практично подходил к вопросу деторождения, то стал бы искать развода лет через 10, когда было ясно, что жена не может родить. Но он заговорил об этом только через 19 лет!
Сама ситуация беспрецедентна: русские великие князья не разводились с женами! Развод считался величайшим грехом, бездетность, безусловно, не причина для развода.
НО: 🔴
Софийская, Вологодская, Воскресенская и др. летописи и "Повесть о пострижении великия княгини Соломониды" говорят о том, что Соломония сама решила уйти в монастырь (так сказать, созрела до такого шага), чтобы дать возможность мужу продолжить род!
Вот и думайте теперь!
Действительно, возможно, что Соломония созрела до этого решения. Почему бы не предположить, что это был ее подвиг во имя Отечества и рода мужа? Ведь в случае бездетности Василия его родные и двоюродные братья начали бы бороться за престол, страну охватила бы смута.
В любом случае, finis opus coronat (конец венчает дело). А конец ее праведный.
Постриженная в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Москве, Соломония в скором времени была перевезена в Суздаль в Покровский монастырь, который стал местом заточения царственных узниц.
В монашестве великая княгиня получила имя София ( в честь матери мужа Софии Палеолог и бабушки мужа Софии Витовтовны), она прожила в обители 17 лет, пережив и мужа, и его новую жену Елену Глинскую и скончалась в 1542 г.
Ещё один сын...
В народе сохранилась легенда о разбойнике Юрие Кудеяре, которого соотносят с сыном монахини Софии, которого она якобы родила весной 1526 г. уже будучи постриженной... Образ разбойника собирательный, но легенда о нем не безосновательна.
Уже в советское время после 1934 года директор Суздальского музея А.Д. Варганов рядом с могилой Софии обнаружил детскую могилу, датируемую также первой половиной XVI в. В ней обнаружены фрагменты богатой одежды мальчика лет 5-7, жившего в то же время. Останков нет. Что это? Возможно, тельце было украдено с целью политических интриг. Почему украдено без одежды? Почему в апреле 1526 г. монахине Софии подарены два села? Почему Василием III в апреле 1527 г. у Фроловских ворот Московского Кремля была поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца? Почему в синодиках, например, Борисоглебского Ростовского монастыря поминают за упокой князя Юрия Васильевича 22 апреля, хотя в этот день нет памяти кончины никакого князя с таким именем?
Возможно, что князь поспешил, не поверил жене, что она беременна, или ее оклеветали (соответствующие документы, обвиняющие Соломонию в прибегании к услугам ворожеи, кстати, имеются). Так или иначе, он женился вновь, поэтому признавать сына уже от монахини Софии было невозможно.
Василий III скончался в 1533 г., его вдова Елена Глинская тут же сослала монахиню Софию в Каргополь, где та пробыла до 1538 г., (когда Елена Глинская скончалась). Видимо, Елена опасалась, что София начнет борьбу за престол для своего сына. Но он умер маленьким как раз около того времени...
Надо сказать, что в новом браке у Василия III сын, будущий Иван Грозный, родился только через пять лет... Так что с чадородием, видимо, и у князя были проблемы. Однако, я не посмею осудить государя за развод, поскольку действовал он точно в интересах государства, а не своих собственных. Хотя по-человечески был грешен.
Мать София
А Соломония-София? Она несомненно его простила. Монастырские предания свидетельствуют о том, что монахиня София смирилась со своей участью. Изведав в жизни и взлет, и падение, она приобрела Соломонову мудрость и стала настоящей старицей для сестёр. Сын мужа от второго брака Иван Грозный посещал ее монастырь, делал богатые вклады, что свидетельствует о ее почитании. Если бы София посмела "взбрыкнуть" - не сносить бы ей головы. Но она была уже далека от интриг и мирских страстей...
В годы Смуты, когда Суздаль окружили войска польского пана Андрея Лисовского, София явилась ему во сне и стала жечь его свечой так, что было больно как наяву. Суздаль поляки брать не стали. То есть великая княгиня и монахиня осталась по-прежнему матерью своего народа.
Удивительным образом Господь даёт святым, которые при жизни были лишены чего-то, после смерти помогать людям именно в этом. Так преподобная София Суздальская стяжала особую благодать помогать... бесплодным парам! В Покровском монастыре ведётся летопись чудесных исцелений от бесплодия, неудивительно, что большинство рождённых по ее молитвам девочек, получают имя София! Хотя исцеляются у великой княгини и раковые больные, и сердечники, и больные глазами, а почитать ее как святую стали с самого момента ее смерти.