Найти тему
Новости ЕАН

«Финансовое управление хорошее - молодцы»: регионовед Зубаревич рассказала ЕАН, как жила свердловская экономика в 2022 году. ЦИФРЫ

По итогам этого года Свердловская область по большинству показателей и по их динамике находится в середнячках. Регион не отметился слишком большими провалами или взлетами по отношению к общероссийским показателям. Ученый, доктор географических наук, профессор МГУ, специалист по региональной экономике Наталья Зубаревич в эксклюзивном комментарии для ЕАН рассказала о том, что происходило в экономике области, чего ждать дальше.

Конечно, 2022 год выдался, как говорят экономисты, «разнонаправленным». И если по всей России в октябре (более свежих данных нет — прим. ЕАН) промышленность упала на 2,5 %, то в Свердловской области этот показатель составлял +1,5 %. Наталья Зубаревич считает, что это влияние работы предприятий ОПК – их загрузка осенью 2022 года стала рекордной за многие годы.

«Кроме того, область традиционно держится на цветной металлургии, а ее положение в этом году было лучше, чем у черной».

По инвестициям область выглядела даже чуть лучше, чем Россия: 7 % против 6 % по итогам трех кварталов - государство инвестирует в крупные объекты, а также нарастило субсидии регионам.

Свердловское правительство хочет открыть в регионе свое производство микрочипов

По вводу жилья Свердловская область отстает от России, и тут свое влияние оказывает Екатеринбург как крупная городская агломерация. «Все города просели по этому показателю, и столицы, к которым относят и главный город Среднего Урала, тоже. По России рост на 21 %, а, например, в Санкт-Петербурге — только на 2 %. В Екатеринбурге – на 9 %», – рассказывает экономист. С ее точки зрения, такая просадка означает, что нас «догнала» ковидная самоизоляция (помните такое слово?).

«Это эхо ковида. Как раз примерно полтора года нужно от закладки дома до ввода его в эксплуатацию. И именно весной 2020 года, во втором квартале, начался карантин, все остановилось, в том числе закладка новых домов», – напоминает Наталья Васильевна. Это даже хорошо, что уменьшился ввод жилья. Это снижает риски девелоперов не продать построенное, ведь доходы граждан падают.

Хуже, чем вся страна, Свердловская область была за 10 месяцев по розничной торговле. «Вся страна упала на 10 %, регион – на 12. Это, безусловно, отражение ухода глобальных брендов и того, что в стране резко упали продажи автомобилей. Это, как известно, основной и самый большой сегмент непродовольственного ретейла. По этому показателю Екатеринбург, где и сосредоточены, конечно, все салоны, показал минус 16 % за 10 месяцев, тогда как вся страна - минус 14%. И ваше падение еще не самое большое в стране. В Москве вообще минус 20 %, и восстанавливаться этот показатель не собирается», – говорит экономист.

Но вот точно, чем удивила региональная экономика, так это ростом на 48 % общественного питания.

«Кто бы объяснил мне, что происходит у вас в регионе. Это рост по сравнению с октябрем 2021 года. В Москве мы видим сжатие — и это логичный процесс. На услуги общепита влияет платежеспособный спрос – ведь и доходы снижаются, и уменьшается прослойка тех, кто ходит в такие заведения», – отмечает Зубаревич.

Изысканное меню и необычный интерьер: в екатеринбургском ЖК «Макаровский» открывается новый ресторан

Примерно на таком же уровне, как и во всей стране, находится безработица в регионе. «Ее, по сути, нет. И не будет в будущем. Да, рабочих мест становится меньше. Но и на сцену выходит наиболее малочисленное поколение - дети середины и конца 90-х - начала 2000-х. Их почти на треть меньше, чем предыдущего поколения. Именно на эту прослойку приходится и мобилизация, и «поуехали» из этого поколения много. И пока что предложение рабочих мест сжимается медленнее, чем спрос на них», – констатирует ученый

Особо Наталья Васильевна остановилась на региональном бюджете. «По доходам область проседает, потому что мы имеем дело с эффектом очень высокой базы. Основа региональной экономики – металлургия – в 2021 году просто жировала. Их обложили налогами, чтобы, так сказать, жизнь медом не казалась. Да тут еще и санкции. И понятно, что в 2022 году такого роста отрасль не покажет. Вслед за этим снизятся и доходы. По итогам трех кварталов пока что ситуация такая, что доходы выросли на 7 %, а расходы — на 11.

На что же тратили в этом году? На национальную экономику – речь идет о нацпроектах, и тут прежде всего, конечно, строительство дорог. По всей России показатель увеличился на 25,5 %, а по Свердловской области – на 33», – говорит экономист. Как и по всей стране, стали больше траты на ЖКХ.

Напомним, ранее Наталья Зубаревич в эксклюзивном интервью ЕАН рассказала, что такие траты — результат того, что Минфин разрешил не возвращать трансферты предыдущих лет, если они будут потрачены на модернизацию ЖКХ и благоустройство. «Ну и, конечно, никто не вернул. Дураков нету. Что могу сказать – качество финансового управления на Урале хорошее. Просто молодцы», – отмечала она.

Экономист Наталья Зубаревич - в интервью ЕАН: «Челябинск - больной человек Урала, а в Кургане прибыль придется искать с фонарем»

«Что могу еще сказать – регион пытается остаться сбалансированным. Но данные у нас за 10 месяцев. И в ближайшие дни все может стать сложнее. Потому что в бюджетном процессе есть правило: основная часть расходов приходится на декабрь, когда надо закрывать госконтракты. И 2022 год бюджет может закончить уже с небольшим дефицитом», – говорит она.

По прогнозам на 2023 год Наталья Васильевна высказывается очень осторожно. «По Свердловской области, по металлургии уже стукнуло. Теперь очередь нефтяных регионов», – отмечает она.

Напомним, с 5 декабря в Евросоюзе запретили морские перевозки российской нефти, а с февраля - и нефтепродуктов. По сути, великое нефтяное эмбарго еще не наступило в полном объеме. Но что в России хорошо – суровость прогнозов компенсируется необязательностью их исполнения.