Найти в Дзене

ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ

Из неопубликованных колонок...

Книжные комьюнити лихорадит. Новые законопроекты ввергают книготорговцев и библиотекарей в ступор. В блогах и телеграм-каналах циркулируют слухи о списках книг, предназначенных для изъятия, публикуются видео с продажей книг иноагентов, полностью завернутых в серую бумагу. Все цитируют Генриха Гейне: «Там, где сжигают книги, в конце сжигают также и людей» и поминают «451 по Фарингейту» Рэя Брэдбери. Читающее меньшинство пребывает в печали.

Как к этому относиться, каждый решает сам. Лично мне происходящее не нравится.
Нужна ли вообще в книгоиздании регулировка и цензура?

«Страдания юного Вертера» Гёте запрещали за пропаганду суицида. «Лолита» Набокова не раз признавалась аморальной. Цензурировали Пушкина, Достоевского, Толстого, Ахматову. «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «Мы», «Собачье сердце», «Конармия» - список книг, оказывавшихся в разное время под запретом огромен и крайне противоречив.

И то, что время рассудило и расставило все по местам нынче, вряд ли означает, что авторам и читателям было легко тогда.

Я вижу три причины не вмешиваться в издательский бизнес.

Во-первых, не надо переоценить количество читающих людей, увы, таких очень и очень мало. Времена, когда книги серьезно влияли на народные массы давно миновали.

Во-вторых, не стоит забывать о чисто капиталистической саморегуляции книжного рынка - конкуренция и читательские предпочтения сами отсекут все лишнее.

В-третьих, все мы знаем, что немотивированные запреты всегда работают плохо. Нет, я не надеюсь, что запрещенная литература обретет подпольную популярность, это слишком наивно для нашего пресыщенного информацией мира. Все, что было издано ранее – сохранится в интернете, а вот многие новые книги мы уже не увидим.

Ждёт ли книжный бизнес коллапс в свете новопринятых законов? Конечно нет, он просто местами примет те уродливые ханжеские формы, что и многие другие явления современности.

Вспоминается историческая байка о возникновении понятий красное и белое куриное мясо, мол упоминание ножки и грудки, пусть даже птичьих, было настолько неприличным в лицемерном викторианском обществе, что пришлось искать эвфемизмы. И это как в старом всем известном анекдоте про Фаину Раневскую – ножки и грудки были, а слов таких не было. Эзопов язык для литературы – не в диковинку, но всегда были, есть и будут темы и чувства, о которых надо говорить прямо.

Не теряйте времени в новом году!

Перечитывайте то, что любите. Читайте то, что давно собирались. Дарите себе это медленное и изысканное удовольствие – погружаться с головой в другую реальность, влюбляться в героев, следовать за перипетиями сюжета, наслаждаться языком и стилем автора.

Давайте читать! Пока это не запрещено.