Найти тему

История баронессы Барбары фон Крюденгер или удивительные приключения меннонитов в России

(Лекторий из-под плинтуса)

Начну издалека. Когда-то давно, еще на заре моей туманной юности нелегкая судьба начинающего историка занесла меня в Германию. Я получила грант от фонда Фольксваген на написание докторской диссертации и вместе с ним место ассистента профессора в Университете Тюбингена. Когда подошло время работы в Штутгартском архиве, подруга Ингрид пристроила меня на постой к своей бабушке. Старушка жила в небольшом городке Эсслинген в получасе езды от Штутгарта.

Городок маленький, самым многолюдным местом в нем была набережная вдоль Неккара, где я и ошивалась по выходным. Друзей у меня в Эсслингене не было и в свободное от работы время я откровенно скучала. От дефицита общения моя скука медленно но верно переходила в тоску и депрессию. Немцы, живущие в провинции, не любят чужаков, свято соблюдая правило «никогда не разговаривать с незнакомцами». А у меня, видимо, на лбу было написано, что я – не местная.

Можете себе представить мою радость, когда однажды я вдруг услышала в этом захолустье русскую речь! По-русски разговаривала пара, которая была бы очень уместна где-нибудь в Новочеркасске, но не в Эсслингене. Это была типичная среднерусская бабушка в платочке и войлочных тапках с носочками, а при ней - молодой парень в тренировочных штанах с пузырями на коленках. Я конечно же не могла упустить такую возможность и не заговорить с ними.

И тут я прибалдела второй раз, потому что они оказались чистокровными немцами: бабушкой и внуком, которых звали Марта и Виктор Линц. Они приехали в Эсслинген год назад из Поволжья из города Энгельс по программе репатриации российский немцев на родину. Отсюда были родом их предки - меннониты, покинувшие королевство Вюртемберг в начале 19 века в поисках Земли Обетованной.

Меннониты – это религиозная секта, отколовшаяся от немецкой Евангелической церкви. Они выступали за отказ от церковной иерархии, богатых храмов, пышных богослужений. Меннониты считали, что им не нужен институт церкви, так как человеку на пути к Богу необходимы только вера в сердце и Книга (Библия) для развития души. Они объединялись в общины, где все вместе работали, молились и читали хором Библию в ожидании конца света. На приближение Апокалипсиса ясно указывало наличие Антихриста, на роль которого большинством голосов был назначен Наполеон, захвативший Германию. Вера и Библия помогли менонитам пережить 20-тилетний ужас Наполеоновских войн.

-2

Самые тяжелые времена для них настали после падения Пруссии в 1806 г. и полной оккупации французами германских земель. На сектантов начались гонения как со стороны французской полиции, так и со стороны местных протестантов, так как они отказывались служить в оккупационной армии и поддерживать официальную церковь. И, как водится, в минуту полного отчаяния, меннониты Вюртемберга обрели своего вождя и пастыря. Им стала немолодая разведенная дама с неоднозначной репутацией, писательница, автор сентиментальных романов, баронесса Беате Барбара Юлия фон Крюденер. На тот момент ей было уже 42 года, за спиной неудавшийся скандальный брак, после которого остались двое детей.

Итак, первая половина жизни у баронессы была бурной и овеянной скандалами: раннее замужество, рождение детей, постоянные уходы от старого надоевшего мужа к молодым любовникам, и путешествия по Европе, пока не заканчивались деньги. Потом следовали возвращение, бурное примирение, выплата содержания и опять уход. Все это продолжалось до тех пор, пока бедный барон Крюденер не умер в 1802 году, оставив свою не очень молодую, но по-прежнему веселую вдову без надлежащего содержания. Ей было под сорок и прежние любовники разбежались кто куда. А Барбара уже успела привыкнуть к образу жизни богемной красавицы, которая проводит зиму в Париже, а лето – в Италии, и совершенно не хотела с ним расставаться.

-3

Помимо романов и путешествий баронесса увлекалась литературой. Она довольно успешно занималась сочинительством, писала небольшие слезливые нравоучительные рассказики для дам, с которыми успешно выступала в литературных салонах. Но и тут баронесса оставалась верна себе. Даже в таком безобидном жанре ей удалось приобрести скандальную известность излишне откровенным и подробным описанием нескромных сцен. Не удивительно, что оставшись без средств, бедная вдовица решила податься в литераторы.

Первый же ее роман «Валери», написанный по-французски, имел большой успех. В сентиментальной манере Крюденер описывала собственные жизненные перипетии, выставляя себя то жертвой мужа, то жертвой обстоятельств: бедная страдающая вдова с двумя детьми, которая мужественно преодолевает все трудности, потому как очень добродетельна и чрезвычайно талантлива. Злые языки говорили, что Крюденер, как хороший маркетолог, сама организовывала рекламные кампании своего романа по всей Европе, писала положительные рецензии, устраивала небольшие скандалы, обвиняя критиков в предвзятости. Одновременно она выступала со стендапами в литературных салонах, которые сопровождались чтением отрывков из романа. В общем, она не сидела, сложа руки, а делала все возможное для продвижения своего сочинения.

Со временем ей удалось превратиться в модную писательницу. И все было бы хорошо, если бы однажды Крюденер не познакомилась с последователями религиозной общины моравских братьев, которые окончательно заморочили ей голову проповедями бедности и отказа от личного имущества в пользу общинной жизни и чистоты веры.

Никто не знает точно, что именно произошло, но Крюденер, которая всегда была далека от религии, вдруг впала в религиозную экзальтацию. У нее внезапно открылся дар предвидения. Она почувствовала себя одним из апостолов, избранных Богом для обращения людей на путь истинный, о чем незамедлительно поведала «Городу и Миру». Все ее предсказания сводились к тому, что мир стоит на пороге великих перемен, которые закончатся Апокалипсисом. Дескать, грядет последняя битва Добра со Злом и только Ангел Света, вступивший в битву с Антихристом, спасет мир от гибели. На роль Антихриста, как я уже говорила, был назначен Наполеон, а вот место Ангела еще долгое время оставалось вакантным.

Со своими проповедями баронесса гастролировала по всей Европе, пока не осела в Бадене, где организовала общину собственных последователей - меннонитов. Крюденер призывала их покинуть погрязшую в грехах и войнах Европу, распродать все оставшееся имущество и следовать за нею на восток в поисках новых мест, где можно было бы основать Царствие Божие на земле.

-4

С началом русско-французской войны 1812 г. Крюденер определилась с Ангелом Света, выбрав на эту роль из множества претендентов царя Александра Первого. Этот выбор определил также местность, где надлежало основать Царствие Божие. Меннониты из земли Баден-Вюртемберг начали потихоньку готовиться к переселению в Россию.

Надо сказать, что баронесса Крюденер была не только неглупой, но и еще очень упертой барышней. Не покладая рук, она трудилась над выполнением плана подготовки ко Второму пришествию. В 1815 г. она делает еще один удачный маркетинговый ход на пути распространения собственных идей. Ей удается добиться аудиенции у Александра Первого по дороге в Вену для участия в конгрессе. Во время этой затянувшейся далеко за полночь встречи она наглядно объяснила русскому императору, что он – Божий избранник, Ангел Света, сразивший Антихриста. И теперь перед ним стоит задача – спасти мир, погрязший в грехах. Ни больше, ни меньше. Для этого Александру Первому необходимо, подобно своему тезке – Александру Великому (Македонскому,) объединить под своим скипетром весь остальной мир, чтобы создать и возглавить единую Церковь Христову.

Не надо говорить, как Александру понравилась эта идея, которая в скором времени нашла свое воплощение в Священном Союзе. А баронесса на некоторое время стала ближайшей наперсницей русского императора.

Однако день Великого переселения меннонитов в Россию приближался с неумолимой силой. Разразившийся в Европе в 1816 – 1817 гг. страшный голод стал последней каплей, заставившей жителей Вюртемберга подняться с насиженных мест и двинуться вслед за своей пророчицей в обетованные земли русского императора. Благодаря усилиям баронессы Александр Первый разрешил им поселиться на полудиком тогда Северном Кавказе, так как Второе пришествие, по мнению пророчицы, должно было состояться недалеко от горы Арарат, где находились остатки Ноева Ковчега.

В итоге почти девять тысяч членов общины, распродав имущество, отправились на восток, но менее половины из них добрались до побережья Черного моря, остальные погибли в пути. Некоторые осели в вблизи Одессы, однако около 500 семей продолжили путь в Закавказье. Среди них было и семейство Линцев из маленького городка Эсслингена. Их путь пролегал в основном через болота. Смерть продолжала косить переселенцев с помощью малярии и кишечных инфекций, связанных с влажным жарким климатом и отсутствием питьевой воды. В итоге многие не выдержали тягот и двинулись назад, найдя пристанище в знаменитой Сарепте – самой большой колонии немецких поселенцев, основанной еще Екатериной Второй в Поволжье в окрестностях Саратова. Теперь на этом месте находится город Энгельс.

Но а что же баронесса? Она точно не была дурой, поэтому вместо болот Закавказья сначала осела в Петербурге, а потом, впав в немилость, неспешно удалилась в оставшееся ей от мужа имение в Лифляндии. Но оседлая жизнь в глуши, без общества, была не для нее. Через некоторое время, заболев и заскучав, Крюденер отправилась в Крым, чтобы поправить здоровье в имении княгини Голицыной. Там же она скоропостижно скончалась на исходе лета 1824 года в возрасте 60 лет.

На первом портрете Крюденер 36 лет. А на втором - нет еще и 50-ти. Удивительная перемена, не правда ли? На верхней картинке - меннониты на пути в Землю Обетованную.

-5