ГЛАВА 78 ( Из серии "Хроники старого меломана ")
QUEEN
РТУТЬ ПРИХОДИТ В ДВИЖЕНИЕ
Может показаться на первый взгляд, что Queen, взлетевшие к вершинам "A Night At The Opera (1975) ,стартовали скромно.Но дебютный альбом "Queen -1",вышедший более 40-а лет назад, стал прочным фундаментом ,на котором выросла впоследствии причудливая галерея гигантских полотен и ярких виньеток, соединявших в себе арт-хард-рок, хэви-метал и мюзик-холл в незабываемый фонтан ярких идей и виртуозного мастерства.
К тому моменту, когда в июле 72-ого Норман и Барри Шеффилд пригласили- исключительно ради тестирования новой аппаратуры! - никому неизвестную группу под громким названием "Queen" в свою только-что созданную студию Trident Studios, за спинами у "испытателей" была уже пятилетка трудовой деятельности. Все началось в 1967-ом ,когда к участникам психоделической группы "Smile" ,образованной басистом Тимом Стаффелом, присоединились гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тэйлор. В 70- ом Стаффела у микрофона заменил Фаррух Бульсара, приятель по колледжу в Илинге, а в феврале 71-ого Джон Дикон стал постоянным басистом . Все четверо заканчивали обучение, так что по уважительным причинам опоздали к расцвету глэм-рока, ряды которого вполне могли бы украсить чуть ранее.
Лишь в июле 71-ого "Queen" дали свой первый концерт (он состоялся в колледже графства Суррей) ,затем записали демо, куда вошли пять композиций: "Keep Yourself Alive', "The Night Comes Down", Great King Rat", "Jesus", и "Liar".Чуть позже появилась "My Party King", и там была важная строчка: "Мама-ртуть, посмотри, что ты сделала со мной".Фаррух возомнил, что поет о собственной матери... и переименовался во Фредди Меркьюри!
Работа ,начавшаяся в июле 72-ого в студии "Trident" ,продолжалась до ноября и шла со скрипом. Звукоинженер Майк Томас ,например, вздумал вдруг переписать все композиции, чем вызвал бурю протеста. В результате "The Night Comes Down" так и была оставлена в черновом варианте: группа отклонила предложенный Томасом микс. Но тестирование аппаратуры удалось: в техническом отношении и по качеству звука специалисты относят "Queen-1" к числу сильнейших дебютов в истории. В ретроспективе ,правда, альбом рассматривается ,скорее как коллекция идей и замыслов ,чем зрелое произведение.Но что это были за идеи ! Оперное "сопрано" Фредди Меркьюри ,сочно оркестрованные гитарные букетики Мэя ,усложненные песенные структуры ,наполненной ощущением порхающей лёгкости,-все уже было на месте.
Уникальный стиль "Queen" рождался в сложном механизме внутренних коллизий ."В группе сложились нелинейные связи,- вспоминает Брайан Мэй.-По-человечески мне был близок Роджер ,мы с ним давно знали друг друга.Но другу мы были как братья ,в этой любви присутствовал привкус ненависти.А вот в авторской сфере мы сблизились с Фредом .Это было особое удовольствие, вытянуть из него вокальную партию и увести в нужном мне направлении".
Что же до нежелания заниматься организацией ярких идей в устойчивые структуры , то оно носило почти программный характер."Queen" не были прог-рокерами , выстраивавшими свои конструкции по лекалам, наслаждаясь полетом мысли, ранние вещи они рассматривали прежде всего как платформу для концертных импровизации." Эти песни постоянно менялись ,так что, слушая первый альбом ,я их просто не узнаю",-признавался Мэй.
У открывавшей альбом "Keep Yourself Alive'" (песне Брайна Мэя, написанной в 70-ом) впоследствии появился более совершенный "двойник", "The Your Mother Down" ,но насколько же легче и вдохновеннее звучит "первоисточник"! Этот свой гимн амбициозности Брайан писал с иронией( группа едва сводила концы с концами), но всё изменилось ,когда слова эти зазвучали в исполнении Фредди!
Эпическую "Liar"(композицию Меркьюри) можно считать "черновиком" "Bohemian Rapsody",но в отличие от филигранно отшлифованного бриллианта ,этот "камень" сохранил свои грубоватые грани острыми.Текст драматичен: толпа отвергает героя ,судя по всему ,жаждущего религиозного просветления, но есть что-то комичное- как в этом диалоге "личности и толпы" ,так и в связанной с ним песне "Jesus" : Об Исусе из Назарета попытался рассказать Меркьюри ,исповедовавших зороастризм.
Главная тема Брайана Мэя -ностальгия по свету ушедших шестидесятых- звучит в "The Night Comes Down "(упомянутая здесь Люси, "парившая высоко"- героиня битловской "Lucy ln The Sky With Diamonds".Антитезис Мерк-ьюри -уход в сказку: "Great King Rat" и "My Fairy King"(с той самой "ртутной мамой") это песни о "рае" ("Rhye") ,фантастическом мире ,который он придумал и наиболее ярко воспел в "Seven Seas Of Rhye" , третьем ( и первом успешном) сингле группы ,инструментальная версия которого завершает "Queen -1".
"Задержка с выходом первого альбома была очень для меня неприятна: я первым начал записывать трехчастные гитарные гармонии ,но когда пластинка вышла ,оказалось ,что тут же идею уже реализовали другие",- позже сетовал Мэй. Спустя сорок лет все эти мелочи как-то забылись, и осталась классика : не вполне филигранная ,но спонтанная и вдохновенная,а потому нестареющая.
(Журнал "Ровесник " автор В.Поляков)