Найти тему
Strunki.ru

Краткая история компании Gibson

Оглавление

Gibson – один из старейших производителей гитар, который до сих пор выпускает музыкальные инструменты, но путь Орвилла Гибсона от хобби до построения всемирно известного бренда был, мягко говоря, непростым.

Помимо того, что Gibson является одним из «больших двух» мировых брендов электрогитар наряду с Fender, чья известность и признание вышли далеко за пределы гитарной сферы и стали именами нарицательными, Gibson также является одним из старейших американских производителей музыкальных инструментов, чья история берет свое начало аж в 1894 году.

За прошедшее с тех пор столетие бренд сильно изменился, развиваясь в ногу со временем и адаптируясь к изменениям в музыке, завоевав мировую репутацию инновационного и качественного производителя. Не все шло гладко, и, конечно, были времена, когда бренд оказывался при смерти, но сегодня он остается одной из икон гитарной индустрии.

Все началось в Каламазу

Как бы ни была известна компания Gibson, но началось все с простого хобби Орвилла Гибсона! Он работал на различных подработках, чтобы финансировать свою истинную страсть – ручное изготовление музыкальных инструментов.

Орвилл начал создавать акустические гитары и мандолины в своей домашней мастерской в Каламазу, штат Мичиган, в 1894 году. Он стал первопроходцем в создании гитары с резным, полым верхом и овальным звуковым отверстием, которое стало стандартом для арктоп-гитары. Спрос на его творения ручной работы не заставил себя долго ждать, и уже в 1902 году он получил финансирование для создания компании Gibson Mandolin-Guitar Manufacturing Company. Мандолины отличались современным дизайном, качеством изготовления и сборки, а также отличным звуком. Кроме того, хорошие продажи были достигнуты при помощи преподавателей музыки и музыкантов, которые постоянно давали обратную связь по отдельным моделям инструментов. Орвилл умел слушать и воплощать идеи. Результат не заставил себя долго ждать, и на свет появились действительно уникальные инструменты.

К сожалению, Орвилл Гибсон скончался в 1918 году, так и не дождавшись успеха своей компании.

Ревущие 20-е годы и первая электрогитара Gibson

В 1920-х годах инновации в области гитар действительно начали набирать обороты, и компания Gibson возглавила список подобных компаний-новаторов. Сотрудник компании Тедд Макхью разработал два величайших инженерных решения – регулируемый анкер и регулируемый по высоте бридж. Даже сегодня все Gibson оснащены практически тем же самым бриджем, который разработал Макхью.

В 1935 году компания осуществила свою первую попытку создания одной из новомодных электрогитар, о которой все только и говорили – Gibson EH-150. Конечно, это была далеко не та электрогитара, которую мы знаем сегодня, поскольку, как и многие ранние электрифицированные инструменты, это был инструмент с гавайским уклоном.

-2

Первая «электрическая испанская» модель, а именно Gibson ES-150, была выпущена в 1936 году, и это было гораздо больше похоже на электрогитару. Тем не менее, компания все же предпочла сосредоточиться на акустических инструментах.

-3

Одна из самых популярных акустических гитар Gibson появилась на свет благодаря индивидуальному заказу на большую акустическую гитару от популярного актера вестернов Рэя Уитли, и в 1937 году была выпущена Super Jumbo J-200 «King of the Flat Tops». По-прежнему популярная сегодня модель J-200/JS-200 остается одним из лучших вариантов акустических гитар с большим корпусом.

Компания Gibson была первопроходцем в области дизайна акустических гитар, разработав такие известные модели, как J-45 и Southern Jumbo, которые и по сей день остаются культовыми формами акустических гитар.

Одним из самых инновационных и неординарных решений было внедрение такой разработки как… cutaway или же вырез для доступа к верхним ладам. В результате обыкновенный вырез в гитару под руку кардинально изменил подход к производству гитар и в исполнении музыки.

По мере приближения окончания Второй мировой войны, в 1944 году компания Gibson была приобретена Chicago Musical Instrument Company, ожидая, что спрос на гитары достигнет небывалого уровня – они не ошиблись, и последующие десятилетия стали для компании настоящим золотым веком, в течение которого были созданы самые знаковые инструменты бренда.

В 1950 году Тед Маккарти возглавил компанию Gibson, и под его руководством Gibson вновь совершили революцию, разработав звукосниматель P-90, модель ES-175, первую электрогитару с тремя звукоснимателями, а также модель ES-5. Однако все перечисленные выше инновации были лишь трамплином к разработкам в будущем.

-4

Лес, Тед и будущее

В 1952 году компания Gibson сотрудничала с самым известным артистом того времени, джазовым гитаристом и пионером звукозаписи Лесом Полом, чтобы выпустить для него именную гитару. По правде говоря, у этой пары была своя история – эрудит, обладавший диким и живым умом, человек, известный под именем Лестер Полсфусс, пришел к Теду Маккарти в 40-х годах с идеей создания гитары с цельным корпусом, которую он назвал «The Log». Маккарти отверг идею «The Log», которая, по правде говоря, была чем-то вроде конструкции Хита Робинсона, но к началу 1950-х годов у Gibson появилась проблема – Лео Фендер.

Кстати, о Лео Фендере можете ознакомиться в нашей статье про бренд Fender.

-5

Бывший радиоремонтник начал массовое производство модели Esquire в 1948 году, а вскоре к ней присоединилась модель Broadcaster – очевидно, что эта история с массивными корпусами была не просто шуткой, и Gibson нужно было дать жесткий ответ столь сильному конкуренту. Итак, в 1951 году Маккарти и Пол наконец объединились и начали работу над собственным цельным корпусом – Gibson Les Paul.

По правде говоря, эта модель сразу не стала хитом продаж, но были заложены основы того, что стало одной из двух самых культовых электрогитар, когда-либо созданных в мире. Так, например, корпус из красного дерева с вырезом, дугообразный кленовый топ, окрашенный в привлекательный золотой цвет, сдвоенные звукосниматели (первоначально P-90) с четырьмя потенциометрами и трехпозиционным переключателем, гриф из красного дерева с палисандровой накладкой и подпись Лес Пола на голове грифа.

Были и проблемы – трапециевидный бридж и хвостовик в сочетании с мелким наклоном грифа превращали гитару в кошмар для игры, и прошло целых два года, прежде чем появилась более роскошная и дорогая версия Custom, на которой в том числе использовалась золотая фурнитура и черная отделка.

Но вскоре компания Gibson приступила к исправлению проблем, а именно в 1954 году Маккарти изобрел бридж Tune-o-Matic, который и сегодня является стандартным для большинства гитар Gibson благодаря своей надежной устойчивости, великолепной передаче тона и возможности индивидуальной настройки седел для интонирования.

Проблема фонового шума звукоснимателей P-90 также была решена в 1957 году благодаря появлению хамбакера Сета Ловерса. Хамбакер считается одним из знаковых изобретений в истории рок-музыки: соединение двух однокатушечных звукоснимателей в противофазе позволило избавиться от фона и шума, которые были свойственны звукоснимателям типа сингл.

В 1957 году Gibson также приобрели бренд Epiphone – нью-йоркская компания была крупным конкурентом Gibson в 1930-х годах, но пережила тяжелые времена, находясь на грани закрытия. В результате Epiphone стал брендом, который выпускал «бюджетные гибсоны». Однако на этом история Epi не закончилась – в 1960-х годах бренд выпустил несколько культовых инструментов, включая Casino, Sheraton, Coronet, Texan и Frontier.

Золотой век гитар Gibson

Трудно однозначно утверждать, когда гитары Gibson вступили в свой золотой век, но, пожалуй, нет более успешного периода в истории гитарной компании, чем 1958-1960 гг. в Каламазу – именно там производились гитары.

Для начала, 1958 год ознаменовался появлением первой в мире серийной полуакустической гитары – ES-335. Если и есть гитара, которая почти так же важна для популярной музыки, как Gibson Les Paul, то это этот удивительно универсальный, выразительный и надежный инструмент. ES-335 сочетает теплоту и органичное звучание с уменьшающими обратную связь свойствами цельного корпуса и хамбакерами. Данный инструмент популярен в настоящее время также, как и больше полувека назад.

В 1958 году появилась, пожалуй, самая почитаемая электрогитара в истории – оригинальный Les Paul Standard. Ценовой диапазон между Goldtop и Custom, Standard использовал все достижения Gibson за предыдущие шесть лет, оснащаясь парой новых хамбакеров Seth Lovers (запатентованных), бриджем Tune-o-Matic и новой привлекательной отделкой Sunburst.

Всего в период с 1958 по 1960 год было построено около 1 700 Bursts, как их стали называть, и сегодня многие считают их лучшими электрогитарами из когда-либо созданных. Однако гитарная публика того времени была менее впечатлена, и низкие продажи привели к тому, что в 1960 году конструкция Les Paul была снята с производства.

По правде говоря, дети конца 50-х годов хотели гитар, которые выглядели бы немного более футуристично, чем инструменты Gibson с арктопом, и нельзя сказать, что Тед Маккарти не был готов дать им то, что они хотели – в 1958 году он разработал модели Flying V, Explorer и Moderne, все из которых имели радикальный, футуристический дизайн... и публика сразу же возненавидела их. Модель Moderne даже не была запущена в серийное производство в 50-х годах, в то время как V и Explorer разошлись тиражом в несколько сотен экземпляров, после чего были сняты с производства. Как и Les Paul Burst, V и Explorer должны были подождать, чтобы их оценили по достоинству.

Эпоха 60-х

-6

К 1960 году продажи Les Paul пошли на спад, и компания Gibson решила, что конструкция нуждается в радикальной переделке – исчезла прежняя конструкция с дугообразным верхом с одним вырезом, и появился тонкий, обтекаемый корпус с двумя острыми рогами для лучшего доступа к верхним ладам. Это было далеко от того, что Лес и Gibson разработали десятилетие назад, тем не менее, общие черты все же имелись, которые в большей степени затрагивали технические характеристики и элементы конструкции.

Продажи нового радикального дизайна Les Paul были высокими, когда он был запущен в производство в 1961 году, но человек, чье имя было написано на накладке, абсолютно ненавидел этот дизайн. Он попросил убрать свое имя с гитары несмотря на то, что за каждую гитару он получал 1 доллар, и к 1963 году этот Les Paul превратился в SG.

В последующие несколько лет Gibson и Epiphone шли рука об руку, и в 1965 году на рынок было поставлено 100 000 гитар! Однако не все было так радужно: модель Firebird, выпущенная в 1963 году, не смогла прижиться на рынке, и в 1966 году Маккарти покинул компанию Gibson после стимулирования беспрецедентного роста и успеха.

Эпоха эффективных менеджеров

-7

Эпоха после Маккарти оказалась для Gibson непростой. В 1969 году материнская компания бренда, Chicago Musical Instruments, была продана южноамериканскому пивоваренному конгломерату, а в 1974 году Gibson был отделен и стал частью Norlin Industries.

Эпоха Norlin стала синонимом корпоративной бесхозяйственности и снижения качества инструментов Gibson. Факт, который, по иронии судьбы, заставил многих гитарных икон 70-х годов заново оценить несколько неудач Gibson 50-х и 60-х годов, включая Les Paul, Firebird, Flying V и Explorer.

В 1974 году компания Gibson открыла второй завод в Нэшвилле и в течение многих лет распределяла производство между Теннесси и Мичиганом, постепенно перемещая центр производства в музыкальный город.

Нэшвилл называют музыкальным городом по той простой причине, что большинство кантри-исполнителей в прошлом были родом именно из Нэшвилла.

В 1983 году компания Gibson навсегда покинула Каламазу, оставив после себя нескольких мастеров, которые не захотели переезжать, и пустую фабрику – эти мастера впоследствии основали на той же фабрике бренд Heritage.

К 1986 году компания Gibson фактически обанкротилась, не справляясь с требованиями шред-гитаристов 80-х годов. В том же году компания была куплена за 5 миллионов долларов Дэвидом Берриманом и новым генеральным директором Генри Юшкевичем. Задача была проста – восстановить имя и репутацию Gibson. Контроль качества значительно повысился. Основное внимание было уделено приобретению/поглощению других компаний и глубокому анализу того, какие модели ранее были наиболее популярны и почему. И… план сработал! Гитары Gibson снова стали уважаемы в обществе музыкантов, чему в немалой степени способствовал парень по имени Слэш из группы Guns’n’Roses, который в 1987 году снова сделал Sunburst Les Paul's самой крутой гитарой.

Современная эпоха

Эпоха Юшкевича в компании Gibson в последние годы стала сильно порицаемой, но не всегда все было плохо, и в первые несколько десятилетий наблюдался значительный рост качества и выпуск действительно тех инструментов, которые хотел рынок.

Однако к началу нового тысячелетия производство и политика компании начали становиться немного странными. Gibson всегда была компанией, которая ставила во главу угла инновации и передовое мышление, но постепенно компания начала двигаться в направлении, которое отдаляло ее от своей аудитории.

В 90-е годы Gibson начала скупать небольших производителей, таких как Baldwin, Steinberger, Kramer и др., но к началу 2000-х стало ясно, что Gibson хочет дать гитарному миру будущее, независимо от того, готов он к нему или нет.

В 2005 году в модели Robot Les Paul были представлены полярные, но чрезвычайно инновационные роботизированные тюнеры, которые могли настраивать гитару одним нажатием кнопки. После этого компания Gibson продолжала упорно продвигаться к своей цели соединить современные технологии с электрогитарой, что привело к таким катастрофическим запускам, как Dusk Tiger и Firebird-X.

-8

Возможно, наибольшая пропасть между Gibson и аудиторией возникла в 2015 году, когда весь модельный ряд Gibson был модернизирован, чтобы включить в стандартную комплектацию более широкие грифы, регулируемый анкерный стержень с латунной гайкой и роботизированные тюнеры G-Force. Реакция была почти повсеместно негативной – поклонники жаловались, что Gibson пытается навязать им изменения, вместо того чтобы просто предложить им гитары, которые они хотели.

В 2010-х годах репутация Gibson сильно пострадала, и к 2018 году компания оказалась в тяжелом финансовом положении. В мае того же года было подано заявление о банкротстве.

Компания была спасена инвестиционными фондами, которые решили погасить долги компании на своих условиях, а именно – полное обновление аппарата управления в компании, оптимизация производства, возобновление выпуска популярных в прошлом моделей.

Компанию сначала боготворили, потом любили, затем не понимали и ненавидели. Теперь же к компании относятся довольно нейтрально, но с некоторой надеждой на то, что Gibson не повторит ошибок прошлого.