Здравствуйте, друзья. У нас в семье растет дочка с диагнозом аутизм. Сейчас ей 9 лет и она второклассница в коррекционной школе.
Так часто мне попадаются статьи об инклюзии, что задумала я написать, как все организовано у нас в коррекционной школе, да только так уж получилось, что растянулся мой рассказ на четыре статьи, вообще в целом об инклюзии.
Коррекционные школы сейчас называются "Общеобразовательные школы для детей с ОВЗ" и реализуют следующие адаптированные программы:
Программы вариантов 1 и 2 - Для детей с проблемами слуха, Программы вариантов 3 и 4 - Для детей с проблемами зрения, вариант 5 - для детей с тяжелыми нарушениями речи, вариант 6 - для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, вариант 7 - для детей с ЗПР (задержка психического развития), вариант 8 - для детей с аутизмом и ЗПР и/или умственной отсталостью. Вторая цифра обозначает обычно степень сложности программы
Давайте теперь я расскажу, как все организовано у нас.
Итак. Моя дочка учится во втором классе коррекционной школы, которая сейчас официально называется "Общеобразовательная школа для детей с ОВЗ", и реализует программы 8,3 и 8,4, для детей с РАС и/или УО. Это Адаптированные программы для таких детей, они отличаются от массовой школы. Они проще, и если в первом классе различие материала не будет так заметно, то потом оно все будет и будет увеличиваться. В итоге в нашей школе дети также изучают не только чтение и письмо, но и историю, географию, и так далее, но все, конечно, достаточно упрощенно. Невозможно будет перейти из коррекционной школы с программ 8,3 и 8,4 в массовую школу, не нагнав весь материал, усвоенный учениками сверстниками в массе.
Также дети с ЗПР не смогут прийти учится в ту школу, по законодательству, потому, что они не могут учиться по программам 8,3 и 8,4, для них предусмотрены программы 8,1 и 8,2, программы 7 и 5 вида - и они подразумевают обучение по общей массовой программе. с дополнительными учебными часами, помощью психологов, логопедов и так далее.
Кроме того, есть коррекционные школы, которые реализуют и программы и 8.1 и 8.2, для детей с ЗПР, и программы 8.3 и 8.4 для детей с УО и программы 7 вида, и программы 5 вида, эту информацию нужно узнавать непосредственно в школе, если есть необходимость.
У нас школа сама по себе небольшая, и реализуются только две программы. 8.3 и 8.4
Как все устроено?
Во-первых, дети с разными программами учатся в разных классах. Обычно по два класса в параллели, но иногда может быть и три. Все зависит от финансирования, конечно.
В классах "посильнее" учатся дети без особых проблем. Они нормально говорят, общаются, понимают учителей и друг друга, дружат и учатся. Если вы думаете, что дети всю дорогу учатся складывать 1+1, и программа 8.3 легкая - вы сильно ошибаетесь. Посмотрите учебники. Честно говоря, я тоже не ожидала, что будет достаточно сложно. В этих классах одна общая программа на класс.
В классах "послабее" дети разные, но тоже вполне нормальные, насколько это возможно, конечно. Уж как меня запугивали, когда я решила перевести дочку на программу 8.4, что мол, там дети ужасные, ничего не понимающие - это полная неправда! Да, дети там разные, и, что мне нравится, каждому ребенку разрабатывается индивидуальный учебный план. То, что дети могут изучать вместе, они изучают, то, что не могут, тут работа идет с каждым индивидуально. Например, русский язык - прописи, и математика (учимся по учебнику для первого класса программы 8.3 - преподаются для всех детей вместе, потому,что дети могут и идут примерно на одном уровне, а вот чтение для моей дочки идет отдельно по учебнику для второго класса программы 8.3. Также дети занимаются по индивидуальным заданиям у дефектолога, логопеда...
Для того, чтобы учителя успевали поработать с каждым отдельно, в классах небольшое количество учеников. Человек 10 в классе по программе 8.3, и человек 5 по программе 8.4. Это те, кто учится очно.
(безотносительно темы статьи: в каждом классе есть дети, которые учатся надомно. К ним домой ездит учитель, и это обычно не тот учитель, который ведет занятия очно в школе. Есть специальные учителя надомники, которые занимаются с учениками только на дому. Также есть дети, которые учатся индивидуально с учителем в школе. Честно говоря, не знаю, относятся ли они к "надомникам", но они приезжают в школу сами)
Кроме того, что в классах итак небольшое количество учеников, обычно детей распределяют еще и по дням. Нас попросили взять справку у психиатра, (дает без каких-либо проблем) о необходимых дополнительных выходных днях для дочки. У нас два выходных. Мы учимся три дня в неделю. Во-первых, конечно, и дочка устает, хотя, наверное, мы бы обошлись и одним выходным, во-вторых, как нам объяснила учительница, так возможно больше времени посвятить каждому ребенку и поработать с ним индивидуально.
Получается, дети разделяются и по возможностям, способностям и по времени, которое могут посвятить им учителя, при этом они находятся в коллективе, общаются с большим количеством людей, проводят вместе перемены, вместе едят в столовой, ездят в общественном транспорте, в общем, все то, о чем мы говорим в статьях об инклюзии. Дети включены в общественную жизнь и при этом разделены по обучению по своим возможностям. Агрессивных детей я лично не видела в нашей школе, однажды только краем уха услышала разговор двух сотрудников школы, что нужно какого-то конкретного ребенка переводить на домашнее обучение, так как он кого-то побил. Видимо, все таки таких детей стараются переводить на надомное обучение. Никому не понравится, если с его ребенком что-то случится, к тому же, отвечать будут не родители, а школа. Школа берет на себя обязательства по обеспечению надзора за учениками.
Кроме того, все учителя стараются привить детям навыки взаимовыручки и помощи товарищу. Сколько раз я была свидетелем того, как дети, которые в состоянии это сделать, помогают своим одноклассникам и любым другим ученикам школы: дойти до класса, чтоб не потерялся, отвести в столовую, помочь достать нужный учебник, собрать рюкзак, помочь найти свою одежду в раздевалке, помочь даже одеться/раздеться - что-то завязать, застегнуть, например.
Также любой из учителей позаботится о ребенке из другого класса, если увидит, что тому нужна помощь. Очень удачно, что школа маленькая, все учителя примерно помнят всех детей, кто откуда.
Конечно, разумеется, бывают и трудности, и какие-то эксцессы, ссоры, распри, но покажите мне школу, где их нет.