Он идеален.
Он совершенен.
Он обрастал смыслами из эпохи в эпоху, как бы сказали физики, "по экспоненте".
Он никогда не выйдет из обихода графических дизайнеров, художников и иллюстраторов.
Это — великий и ужасный КРУГ! Сколько сказано искусствоведами об этой форме, сколько она существует, ребята! Даже не буду повторять то, что без труда найдёте в Википедии.
Здесь я собрала самые тиражируемые и узнаваемые круги на полотнах любимых многими художников. Круги, которые будучи художественной формой, стали стилистически окрашены тем или иным художником. Какой символ круга у нас ассоциируется с творчеством Рене Магритта? Это, безусловно, яблоко. Яблоко само является символом в мифологии, но, в то же время, оно имеет форму круга.
Круг — это Витрувианский человек?! Хотя он вписан и в квадрат и в круг. Нет, круг — это круг: символ гармонии, мироздания, а пером Леонардо да Винчи круг становится неотделим от человека, и теперь круг — это Витрувианский человек. Вопросы семантики.
Справка: семантика — раздел семиотики, изучающий отношения между знаком и смыслом. Основной предмет семантики составляют интерпретации знаков и их сочетаний. Семантика изучает отношение между означающим и означаемым.
Меня заинтересовало не раскрытие смысла формы круга, а то, насколько художники дали символу возможность превратиться в тиражируемый паттерн. Символ превращается в символ и так множество раз и перевоплощений.
Будучи наполнен многочисленными древними смыслами, впитавший в себя метафоры народов и природы, поколений и эпох, появляясь на свет в картинах знаменитых художников, круг приобретает второй слой символичности. Становится узнаваемым элементом стиля конкретного художника. Никогда мы не перепутаем округлые звёзды Ван Гога с чем-то ещё.
Давайте просто вкратце отмечу, что в форме круга более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Круг — это отсутствие начала и конца, Вечность, целостность, непрерывность, движение, динамизм, круговорот жизни, временной цикл. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными. (по книге О.Л. Голубевой "Основы композиции").
После появления на полотнах мастеров, после обретения успеха картины в поколениях, конкретная форма, превратившаяся в стилеобразующий элемент, становится уже цитируема и эксплуатируема новым поколением. Кто из дизайнеров или иллюстраторов не пытался по-своему переосмыслить Альфонса Муху, Ван Гога. Такое было и не раз.
Поэтому и было интересно увидеть, как форма круга, обладая всеми привнесёнными за тысячелетия метафорами, обрела свою стилистику на картинах художников, которую теперь уже наши поколения нещадно эксплуатируют. Согласитесь, на каких только календариках мы не наблюдали "Звёздную ночь" или яблоки Магритта...
А сколько раз мы наблюдали копирование, цитирование формы с этих плакатов?!
При всём этом, первоисточники, которые мы любим, и стремимся им подражать, никогда не потеряют своей истинной красоты.
Самой весомой проблемой, на мой субъективный взгляд, остаётся цитируемость, которая в определённый момент делает что-то хорошее таким тошнотворным... Гремит из множества рупоров, расходится неимоверными тиражами и ниспадает до самых до окраин, где настолько теряет свою привлекательность, что хочется отвернуться. Как обидно, что порой от шедевров хочется отвернуться...