Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 2: Безответное дружелюбие...

Оглавление

Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 2:

Friendliness (MCA MKPS2025, 1972, UK)

Songs/Tracks Listing: 1. Lummy Days (3:22); 2. Friendliness, Pt. 1 (2:30); 3. Anyone for Tennis (2:32); 4. There Is Not Refuge (3:24); 5. Syracuse the Elephant (8:47); 6. Amazingly Agnes (3:31); 7. Father Frankenstein Is Behind Your Pillow (3:36); 8. Keep on Clucking (4:04); 9. Story of My Heart (2:04); 10. Friendliness, Pt. 2 (1:55); 11. Teatime (5:49); 12. Slark* (4:46); 13. Everyman* (4:27); 14. Purple Spaceships Over Yatton* (6:39)
Total Time: 57:26
* Bonus tracks on Cd version

Line-up/Musicians: - Andy Creswell-Davis / guitar, keyboards, vocals, bass
- Michael "Mutter" Slater / flute, vocals
- Mike Evans / violin, cello
- Billy "Sparkle" Brent / drums
- James Warren / vocals, guitar
- Jim "Crun" Walter / bass

Самые догадливые островитяне уже смекнули, что раз написано "часть 2", то где-то была и первая часть... остается только добавить, что не "где-то", а вот прямо тут:

Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 1: Сбор, контракт, первый LP
PROG ISLAND14 декабря 2022

Ну, после соблюдения всех формальностей можно и нужно продолжить...

FRIENDLINESS

Синдром трудного второго альбома, конечно, не относится к STACKRIDGE. “Лучшие и самые разнообразные музыкальные исполнители Бристоля” решили выпустить дебютный диск с песнями, которые их аудитория раньше не слышала (Stackridge, SJPCD230), выпущенный в 1971. Так что, когда пришло время записывать Friendliness в следующем году, у них в шкафчике все еще было несколько любимых песен, которые они уже давно исполняли вживую. Более того, они возобновили сотрудничество с басистом Джимом “Круном” Уолтером, чье решение стать каменщиком, как мы предполагаем, было скорее вызвано финансовыми проблемами, чем художественно мотивированным. Он присоединился к составу, состоящему из Энди Дэвиса (гитара и клавишные), Майка Эванса (скрипка), Маттера Слейтера (флейта), Билли Спаркла (ударные) и Джеймса Уоррена, который перешел с баса на гитару, чтобы приспособиться к нему.

Музыка, объясняет Уоррен, по-прежнему была восхитительной смесью разнородных влияний. “Мы все любили Фрэнка Заппу, THE BEATLES и оригинальный FLEETWOOD MAC. Они оказали большое влияние. Маттер привнес свою игру на флейте; он был чем-то похож на JETHRO TULL, которые в то время тоже уже был знамениты”.

Результат, возможно, и отличался от LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH, которые доминировали в роке в то время, но от этого группа только выигрывала.

STACKRIDGE были созданы при содействии продюсера Фрица Фрайера. Энди Дэвис был бы рад продолжать сотрудничество, но он был недоступен. Кроме того, как он уже рассказывал, группа перерасходовала средства на первом альбоме. “Бюджет составлял три тысячи фунтов, а мы потратили чуть больше четырех, так что нам пришлось сократить расходы и сделать вторую за две с половиной. К тому времени мы думали, что способны довести наши собственные идеи до конца. Поэтому мы совместно продюсировали его с инженером по имени Вик Гамм”. Местом проведения сессий стала студия Sound Techniques, небольшая студия недалеко от Кингс-роуд в Челси, где PINK FLOYD и THE INCREDIBLE STRING BAND записывались после ее переоборудования из коровника в 1964 году. Действительно, дом Арнольда Лейна!

Тем не менее, несмотря на то, что в нем было несколько запоминающихся песен, Friendliness разочаровал тех, кто был обеспокоен качеством звука. “По-настоящему мы продвинулись только с (третьим альбомом) The Man In The Bowler Hat, насколько можно судить по звуку”, - подтверждает Уоррен. Интересно, что седьмой трек на альбоме, “Father Frankenstein Is Behind Your Pillow”, был записан в студии De Lane Lea Studios, где STACKRIDGEсобрали его воедино из прошлых наработок, подготовленных еще к первому альбому. Ты слышишь какую -нибудь разницу, слушатель?

Мало у кого из групп тогда или сейчас хватило бы смелости начать свой альбом с инструментала, но STACKRIDGEтак и сделали, и мгновенно узнаваемый “Lummy Days” каким-то неуловимым образом воплотил дух группы. “Я всегда думал, что в этом треке сосредоточена вся квинтэссенция STACKRIDGE”, - с энтузиазмом говорит Джеймс Уоррен об этой вещи, написанной Энди Дэвисом.

Еще два трека, “Teatime” и “Syracuse The Elephant”, также были заметными фаворитами прошедших концертов, и которым было решено дать шанс и на студийном виниле. “У нас было огромное количество песен, - отмечает Энди, - а в те дни группы записывали только один альбом в год. У нас был небольшой бюджет, поэтому мы не могли особо много сделать в промежутках. На самом деле у нас никогда не было никакого плана. Это объясняется незрелостью и отсутствием понимания того, что это действительно может сработать”.

По словам Джеймса, “Syracuse”, вдохновленная местными новостями, “не была тяжелой песней-посланием. Крун был автором текста, и я не думаю, что в этом есть что-то особенно пророческое. Я думаю, это просто идея, которая пришла ему в голову ни с того ни с сего”. Сам же Крун так охарактеризовал лирическую направленность STACKRIDGE: “Вместо того, чтобы писать о космонавтах и рейверах неопределенного пола, мы сочиняли частушки о коровах и психоанализе!” Не говоря уже о толстокожих…

Четыре автора песен в группе, каждый со своим собственным направлением, разделяли коллективное чувство юмора. Как замечает Дэвис, - “иногда мы как бы сливались воедино, а иногда проявлялись каждый сам по себе, но обязательно под нелепо разными углами (псевдоним Wabadaw Sleeve использовался для композиций, где авторство было общим). Для Круна Уолтера Friendliness - это альбом, который наиболее ярко отражает дух оригинальных STACKRIDGE, чем какой-либо другой. Набор любимых детских песен с настроем, сборник мелодичных мелодий, исполняемых без излишеств наших современников”.

Сингл, объединяющий две песни Джеймса, “Anyone For Tennis” и “Amazingly Agnes”, сопроводил выпуск альбома, но не смог добиться успеха в чартах, заполненных Гилбертом О'Салливаном (Gilbert O’Sullivan), THE CARPENTERS и Гэри Глиттером (Gary Glitter). Но концепция написания хитового сингла (которая была убедительно продемонстрирована в следующем проекте Уоррена и Дэвиса, THE KORGIS) явно все еще стояла на повестке дня, когда в феврале следующего года любимая сценическая композиция “Do The Stanley” попала на семидюймовый винил вместе с другим неальбомным треком “C'est La Vie”. Дэвис объясняет, что “Stanley” стала результатом того, что однажды он решил написать танцевальную мелодию, нечто в духе твиста. “Мы думали сделать танец настолько нелепым, насколько это возможно, поэтому топали бы одной ногой, а затем другой, как в исполнении духового оркестра. Мы также хотели записаться с духовым оркестром. У нас не было представления о том, что разумно в развитии группы - мы просто делали то, что нам хотелось!”

STACKRIDGE face to face
STACKRIDGE face to face

За шесть месяцев до выхода Friendliness группа записала сокращенную версию трека с первого альбома “Slark”. А на обратную сторону поместили “Purple Spaceships Over Yatton”, композицию, которую уже года три как исполняли на концертах, и наконец, смогли увековечить ее на носителе. “Когда мы приступили к записи, - объясняет Джеймс сейчас, - я очень старался записать каждую ноту из всего, в чем принимал участие. Поэтому я настоял на том, чтобы попытаться написать струнные и духовые аранжировки для этого инструментала. Я подумал, что вот мой большой шанс по-настоящему расслабиться. Когда мы добрались до студии, сессионные музыканты сыграли некоторые партии правильно, но некоторые другие нет. Так что звучало это все вместе очень диссонирующе, а мы были слишком не уверенны в себе, слишком неопытны, чтобы сказать им: “Боюсь, это совершенно неправильно... вы должны это перезаписать”, так что мы просто отпустили это. На одном уровне это действительно работает, но на другом уровне это звучит так: “О Боже, что там происходит? Это звучит так, как будто в студии внезапно появился сам Штокхаузен…”

Как вы уже поняли, в своих песнях STACKRIDGEсклонны рассказывать целые истории. И участники группы были убеждены, что нет ничего лучше, чем рассказывать эти истории лицом к лицу с публикой, на живых концертах. Тем более Friendliness не попал в чарты альбомов, где доминировали такие суперзвезды, как Род Стюарт и MOODY BLUES, то становилось очевидно, что удел группы – это концерты, концерты, и еще раз концерты… “Мы были очень живой группой, - подтверждает Джеймс, - и никогда не проводили достаточно времени в студии, чтобы по-настоящему овладеть искусством записи. Мы постоянно гастролировали, и я думаю, что тот факт, что песни были маленькими историями, делал наши шоу гораздо более интересными”.

И уже вскоре, через месяц после выхода альбома, этот тезис был вновь подтвержден, когда в декабре 1972 года группа в компании своих земляков, труппой PIGSTY HILL LIGHT ORCHESTRA, исполнявшей пантомиму по мотивам “Острова сокровищ”, выдали выдающиеся шоу в рамках турне по Британии, которые музыкальная газета Sounds описала как “…три часа веселья, похоти и безумия!”.

Джеймс теперь считает, что тогда, по горячим следам, под номером три в дискографии, надо было выпустить концертный альбом, который смог бы передать ту самую атмосферу “веселья, похоти и безумия”, которые так и не удалось получить в тишине студии. “Если бы мы смогли сделать что-то столь же хорошо записанное, как Roxy And Elsewhere Фрэнка Заппы, может быть и пришлось бы это все довести до ума в студии, чтобы добиться того самого живого звука, то очевидно, что это было бы нечто особенное. Мы должны были подумать об этом”.

Вместо этого, группе от лейбла поступило такое предложение, от которого они вряд ли бы смогли отказаться, - поработать над очередным альбомом с легендарным продюсером “ливерпульской четверки”, великим Продюсером с большой буквы Джорджем Мартином. Результатом этого сотрудничества стал третий альбом, выпущенный в феврале 1974 года, под странным названием The Man In The Bowler Hat (SJPCD232), о чем мы и поговорим дальше.

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, декабрь 2022)