Каждый день мы с вами посещаем разные места, начиная от вашего дома и заканчивая походом в магазин за продуктами или посещением спортивного клуба вечером после работы. Каждое из таких мест имеет свои отличительные особенности, которые особым образом сказываются на нашем настроении, желании вновь посетить это место или как-то запечатлеть его у нас в памяти. То есть вещи, окружающие нас, заставляют нас задуматься о чем-то и вызвать личные переживания, которые могут сказываться на нашей деятельности - они могут мотивировать нас или демотивировать к выполнению разных задач. И школа не является исключением — ее внутреннее и внешнее состояние влияет на нас и на нашу успеваемость! Неожиданно, не правда ли?
В этой публикации мы хотели бы рассмотреть аспекты школьной архитектуры, в частности архитектуру класса и внутреннюю среду в школе, и то, как они влияют на успеваемость студентов и на общее настроение внутри школы, поскольку школа является таким же публичным местом, где люди проводят много времени.
Так, многие исследователи из разных стран были заинтересованы изучить, каким образом школьная архитектура влияет на академическую успеваемость, поэтому ученые решили сфокусироваться на различных процессах и факторах, результирующие на оценках и вовлеченности ребят. Так, были выделены следующие элементы внутренней составляющей части классов, которые положительно сказываются на мотивации к обучению:
- акустика,
- свет,
- цвет,
- температура и расположение сидений.
Но что значит мотивация и почему она вместе с внутренней архитектурой являются составляющей фактора успеваемости? Давайте разбираться!
Начнем с мотивации и мировосприятия. Ученые выделяют множество различных подходов к восприятию реальности и тому, как люди реагируют на окружение и взаимодействуют с ним. Ввиду этого можно подчеркнуть термин мотивации, который связан с побуждением к действию у индивида. Мотивация по своей природе имеет более одного стабильного состояния, тем самым развивая пути достижения целей и выполнения. Так выделяются два типа мотивации — телическая и парателическая:
- Телическая мотивация — тип мотивации, который характеризуется ориентированием на достижение цели и связан с достижением результатов реактивно, целеустремленно и конечно;
- Парателическая мотивация — тип мотивации, который ориентирован на сам процесс достижения цели и результата, фокусируясь на проактивном поведении и составляющих деятельности.
Таким образом, выделяя два типа мотивации, исследователи подчеркивают особое внимание на том, что школьная архитектура должна способствовать тому, чтобы студенты с обоими типами мотивации могли учиться и архитектура была желательной для выполнения задач, которые влияют на академическую успеваемость.
Теперь вернемся к характеристикам класса, которые в большей или меньшей степени должны влиять на уровень мотивации студентов и, соответственно, на их успеваемость. Обратим внимание на следующие значимые элементы:
- Акустика — по мнению исследователей, шум значительно влияет на производительность студентов, поскольку он отвлекает студентов от чтения и письма, а также затрудняет фокусирование на выполнении определенных заданий. Тем самым, шум сказывается на уровне вовлеченности учеников, являясь отвлекающим фактором. В качестве шума стоит отметить расположение школы относительно шумных дорог или тонких бетонных перекрытий между классами.
- Свет — качество и уровень освещения влияет на восприятия комфорта, который, в свою очередь, влияет на мотивацию студентов к учебе. Так, бразильские ученые сделали выводы о том, что более светлые и просторные помещения имеют большое предпочтение у студентов, которые показывают лучшие баллы по учебе и более высокую академическую успеваемость. И, говоря о свете, стоит подчеркнуть не только тон лампочки, но и окна, нагруженность класса полками и шкафами.
- Цвета — данный аспект архитектуры класса имеет очень противоречивый характер, поскольку существует очень много дискуссий, посвященный определению цветов и их влияния на деятельность человека. Однако, на основе десятков исследований можно сделать о том, что красный и желтый цвета вызывают у многих стимуляцию и негативные аспекты продуктивности, в то время как зеленый и синий имеют успокаивающий эффект, который свидетельствует о лучшей продуктивности на учебе.
- Температура — важный фактор, который сказывается на нашем самочувствии, и, следовательно, на продуктивности и успеваемости. Комфортная температура должна казаться незаметной, не вызывая у людей в помещении желания согреться или открыть окно нараспашку из-за жары. Еще имеется довод, что температура может быть связана с акустикой, поскольку кондиционеры создают шум, который влияет на успеваемость.
- Расположение сидений — не менее значимый аспект класса, который оказывает значимое влияние на настроение и уровень комфорта студентов, тем самым мотивируя к учебе. Так, исследования показывают, что расположение сидений, когда студенты более способны взаимодействовать с другими ребятами и преподавателем позитивнее сказываются на уровне комфорта внутри класса. Еще одним критерием комфортности является расположение сидений, например, у окон.
Таким образом, на основе многих исследований, можно подтвердить идею о том, что вещи, которые окружают нас, значительно сказываются на нашем мировосприятии, деятельности и настроении. Так и архитектура классов в школе не является исключением — более благоприятная обстановка внутри школы позитивным образом сказывается на настроении и комфортности студентов, а значит и на мотивации, которая влияет на академическую успеваемость.
Не прощаемся — продолжаем превращать сложное в простое и интересное❤️
[Используемые источники]:
- Lewinski, P. (2015). Effects of classrooms’ architecture on academic performance in view of telic versus paratelic motivation: A review. Frontiers in Psychology, 6. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.00746