Уходящий 2022 год - юбилейный для людей, увлечённых культурой Древнего Египта. 200 лет назад, в 1822 году, во Франции исследователь Жан-Франсуа Шампольон добился успехов в дешифровке египетских иероглифов. Этот год стали считать годом рождения египтологии как науки. В России первым учёным-египтологом был петербуржец Владимир Семёнович Голенищев. В Каире ему установлен памятник, в Париже открыт Центр Голенищева. А в нашей стране, к сожалению, его имя мало кому известно. Поэтому и хочу о нём рассказать.
Впрочем, если вы были в Египетском зале Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, то вы знакомы с предметами из уникальной личной коллекции Голенищева. На протяжении многих лет по личной инициативе и на собственные средства он организовывал научные экспедиции в долину Нила, исследовал древние наскальные рисунки и надписи, занимался археологическими раскопками, приобретал древние ценности в антикварных магазинах и на аукционах.
В результате учёному удалось собрать более 6000 произведений искусства, папирусов с текстами и изображениями, предметов быта и других артефактов Древнего Востока.
Любопытно, что первым предметом в этом уникальном собрании стал подлинный древнеегипетский папирус с текстом «Гимна царским диадемам», который Владимир купил в антикварной лавке на Невском проспекте, когда был ещё 14-летним гимназистом.
Владимир Семёнович получил блестящее образование на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. Он владел 13-ю языками в том числе латинским, греческим, арабским. Это позволяло без посредников общаться с продавцами древних ценностей. Древнеегипетский язык он выучил самостоятельно, чтобы переводить тексты древних папирусов. Свитки, переведённые Голенищевым, по сей день входят в список самых известных в мире произведений Древнего Египта. Кроме переводов он делал лингвистический и литературоведческий анализ текстов, при этом совершил целый ряд открытий в области культуры Древнего Востока.
Ещё студентом Владимир Голенищев много времени проводил в Эрмитаже, окончив университет, стал работать там «сверх штата», то есть без жалования. Финансовое положение семьи позволяло ему заниматься любимым делом, не думая о деньгах. В Эрмитаже на тот момент хранились различные египетские древности, в том числе папирусные свитки, но никто не изучал их всерьёз. Не было специалистов соответствующей квалификации. Владимир Семёнович начал классифицировать древности, реставрировать и исследовать их, при этом сделал целый ряд открытий мирового уровня. Приведу лишь один пример. Он обнаружил хорошо сохранившийся папирус эпохи Среднего царства с текстом «Сказки о потерпевшем кораблекрушение», перевел и проанализировал его. Этот текст, написанный раньше, чем Одиссея и арабские сказки о Синдбаде-мореходе, был признан первым в мировой литературе рассказом о моряке и таинственном острове, положившем начало приключенческому жанру.
Директор Эрмитажа Александр Васильчиков хлопотал о том, чтобы Голенищев был зачислен в штат сотрудников. В своём рапорте в министерство он писал: «Египтологов в Европе вообще немного, у нас же в России их до сих пор не было вовсе… Поступление г. Голенищева, единственного в Петербурге специалиста по египтологии, на службу будет неоценимым приобретением для Эрмитажа». В 1886 году Голенищев был зачислен в штат на должность хранителя египетской и ассирийской коллекций. Именно он составил первые научные каталоги этих коллекций.
Российский египтолог не раз выступал на международных конгрессах востоковедов с сенсационными выступлениями и был хорошо известен коллегам из других стран. В конце XIX века его личная коллекция считалась одной из лучших в мире. Экспонаты хранились непосредственно в доме учёного на улице Моховой, 15. Специально для них были заказаны витрины из стекла, дерева и металла. Эти витрины до сих пор используются в Эрмитаже, служат для хранения экспонатов в запаснике отдела Древнего Востока.
Любой желающим мог прийти в дом Голенищева и посмотреть на предметы далёкой древности. Когда у владельца коллекции было время, он сам проводил экскурсии для своих гостей.
В 1908 году в жизни Владимира Семёновича началась чёрная полоса. Разорилось Среднеуральское золотопромышленное общество, пайщиком которого он был. (По другой версии, средствами, вложенными в компанию, управлял муж сестры Голенищева, он оказался азартным игроком и спустил всё состояние семьи).
Спасая семью от разорения, учёный объявил о продаже коллекции. Сразу несколько зарубежных музеев и частных лиц выразили желание её купить за большие деньги. В феврале 1908 года в доме Голенищева на Моховой прошло экстренное заседание Русского Археологического общества. Профессор Борис Тураев решительно заявил, что продажа коллекции за рубеж станет огромной утратой для русской науки.
Вопрос о приобретении уникального собрания Голенищева в государственную собственность решался на уровне Государственной думы. Выплатить всю сумму стоимости государство оказалось не в состоянии, и учёный-коллекционер согласился получать ренту – 24 тысячи рублей в год.
Более сотни (а по другим данным, более 200) ящиков с ценными экспонатами поступили не в Эрмитаж, где работал Голенищев, а в открывающийся в Москве новый Музей изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). Директор музея, профессор Иван Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой), сумел убедить депутатов Думы и Николая II, в том, что такое решение будет наиболее правильным.
Экспозиция Египетского зала пользовалась невероятным успехом. Люди приходили ни свет ни заря и стояли в очереди, чтобы её посмотреть. Владимир Семёнович ни разу не приходил в этот зал. Очевидно, слишком велика была боль от расставания с дорогими ему предметами древности.
Собрание Голенищева и сейчас, спустя более чем 100 лет, остаётся главной египетской коллекцией России. Среди её экспонатов – подлинные шедевры древнего искусства и предметы, имеющие мировую известность. Например, фрагмент статуи царя Аменемхета III, выполненный мастером почти 4 тысячи лет тому назад, косметическая ложечка из слоновой кости в виде богини неба с лилией в руках, сделанная 3,5 тысячи лет назад, статуэтки жреца и жрицы — Аменхотепа и Раннаи, рельефы из гробницы Изи, стела вельможи Хенену, ценные, хорошо сохранившиеся папирусы и многое другое.
В 1910 году серьёзные заболела жена Голенищева, француженка Сесиль Машилен, и он ради неё решил продать дом на Моховой и переехать в Ниццу, на родину Сесиль. После революции советское правительство отказалось выплачивать учёному ренту по царским счетам, а он решил не возвращаться в Россию. Голенищев уехал в Египет и основал в Каирском университете кафедру египтологии, которую возглавлял до 1929 года. Как это ни парадоксально, но русский востоковед встал у истоков египтологи не только в России, но и в Египте.
Умер Владимир Голенищев в 1947 году в Ницце в тот момент, когда занимался переводом очередного древнего иероглифического текста, ему шёл 92-й год.
Все фото автора.
До новых встреч! Всегда рада новым подписчикам!