Парусинка - это остров и расположенный на нём район Ивангорода примерно в двух километрах к югу от Ивангородской крепости.
В середине XIX века барон Александр Людвигович фон Штиглиц (1814-1884), крупнейший российский финансист, банкир, предприниматель, государственный деятель и меценат, построил здесь суконную и льноджутовую фабрики. Важным видом продукции текстильных предприятий Штиглица была парусина для парусного тогда российского флота. Отсюда и название района – Парусинка.
Надо сказать, что Штиглиц подошёл к строительству очень серьёзно. Вместе с фабричными корпусами сразу строились особняки для инженеров и многоквартирные дома для рабочих. Пишут, что квартал жилых домов в Парусинке очень похож на заводские посёлки Англии и Голландии, построенные в те же годы. Эти дома и сейчас выглядели бы очень неплохо, если бы не их ужасное состояние. Увы, текстильные предприятия, как на российской, так и на эстонской стороне реки Наровы разорились и стоят заброшенные. Видимо они не выдержали соревнования со своими азиатскими конкурентами.
Поэтому работу в Ивангороде найти трудно, люди уезжают, а дома пустуют и разрушаются.
Мы видели даже дома, где в одной половине дома ещё живут люди, а в другой половине окна выбиты, крыша проломлена, а на балконах растут деревья.
Государственная граница проходит по одной из проток Наровы, которая отделяет нашу Парусинку от эстонского острова Кренгольм. Там располагалось ещё одно текстильное предприятие, Кренгольмская мануфактура, где в 1872 году произошла первая в России крупная забастовка, подавленная войсками. Надо сказать, что на фабриках Штиглица условия труда были, по тем временам, очень неплохие и забастовок или беспорядков практически не было. На протоке расположен один из двух нарвских водопадов. Но воды в протоке обычно нет, вся вода направляется по каналу на Нарвскую ГЭС в Ивангороде. Водопад «включают» только изредка, когда надо сбросить лишнюю воду из Нарвского водохранилища.
Сам Штиглиц часто и подолгу жил в Парусинке, где была его усадьба Краморская. Там был усадебный дом, уже давно утраченный, и парк (ныне совершенно заросший), в котором могли гулять и рабочие. В этой усадьбе в 1890 году, уже после смерти Штиглица, состоялась встреча царя Александра III и германского кайзера Вильгельма II. Целью встречи императоров было улучшение отношений между Россией и Германией. Но противоречия между странами были уже очень глубокими. Встреча ничего не дала, кроме лицемерных уверений в дружбе, и отношения продолжали ухудшаться. Через 24 года это привело к войне, погубившей обе империи.
В своей усадьбе Штиглиц построил церковь Троицы Живоначальной. Храм был приходским для фабричных рабочих и одновременно усыпальницей семьи Штиглицов. Церковь изначально была построена над могилой жены Штиглица Каролины Логиновны. А через десять лет там упокоился и сам Александр Людвигович. Церковь строил довольно известный архитектор Александр Иванович (Александр Георг) Кракау (1817-1888).
Храм был наполовину разрушен в 40-е и 50-е годы ХХ века. В конце века началось восстановление и реставрация, которые ещё не завершены до конца. Но церковь уже действующая.
А.Л.Штиглиц занимался самыми разными вопросами (благо, огромное состояние позволяло) и нередко заказывал постройки архитектору Кракау. В 1853-1857 годах Штиглиц на свои деньги построил железную дорогу из Петербурга в Петергоф. Здание Петергофского (ныне Балтийского) вокзала на Обводном канале спроектировано архитектором Кракау.
В 1876 году на деньги Штиглица было основано Центральное рисовальное училище. Сейчас название этого учебного заведения - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица. А в советское время оно называлось Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В.И.Мухиной или просто Мухой. Тогда в шутку говорили, что Штиглиц – отец Мухи. Здание для училища в Соляном переулке построил опять таки А.И.Кракау ( в содружестве с Р.А.Гёдике).
Публикации моего канала перечислены здесь.