В то время как США и компания увлечены разжиганием войны на Украине, мировая повестка неуклонно смещается, образуя новые центры политического влияния. Только в прошлом месяце состоялся саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Камбодже, в Индонезии – саммит G20, в Таиланде – форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В основе всех этих саммитов прослеживалась чёткая мысль: мировой политический штаб принятия решений меняется, высокомерный Запад уступает лидерство так называемым «странам третьего мира».
Европа или США, диктовавшие миру условия на протяжении последних пяти сотен лет, отныне подвергаются остракизму как со стороны своих бывших колоний, так со стороны и не прогнувшихся под Запад государств. Неудивительно, что поток западных санкций, обрушившихся на российскую экономику в нынешнем году, подтолкнул Россию к окончательной смене внешнеполитического вектора и более углубленному взаимодействию с поддержавшими её странами. Большинство государств Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока не приемлет деструктивную логику санкционного давления и готовы к плодотворному сотрудничеству с Москвой.
Пока организации формата G20 и G7 начинают себя изживать, на сцену выходит группа БРИКС, в которой Россия занимает лидирующие позиции. У Москвы сильные в экономическом плане союзники по БРИКС, а именно – Бразилия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, которые представляют 41% мирового населения. Это своего рода «коалиция дедолларизации». Для избавления от доллара участники БРИКС прибегают к расчетам в национальных валютах. Таким образом, рокировка России проходит весьма успешно.
Более того, БРИКС весьма скоро превратится в БРИКС+. Турция, Аргентина, Иран, Казахстан, Нигерия, Алжир, Индонезия, Египет, Сенегал, Никарагуа также ждут своей очереди на присоединение к этому объединению. Учитывая, в том числе, сопредельные с БРИКС страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), можно утверждать, что более половины населения мира и международной торговли отныне находятся вне западной гегемонии.
Что касается оборонных связей, здесь Россия также окончательно переориентировалась. На прошлой неделе на встрече глав оборонных ведомств стран ШОС, состоявшейся в Москве, министр обороны РФ Сергей Шойгу и его иностранные коллеги завершили подписание совместного коммюнике. Документ отражает консолидированные подходы вооруженных сил ШОС к решению общих проблем в сфере безопасности. Буквально через неделю, а именно сегодня, Россия и Китай подтвердили укрепление стратегического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, анонсировав проведение совместных военных учений в Восточно-Китайском море.