1,7K подписчиков

Воровская лошадь.

2K прочитали

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.

Муж сделал из старой телеги обновлённый и облегчённый вариант на резиновом ходу. Зачем мне цеплять на свою животину лишнюю тяжесть. Обычно колхозные телеги тяжеленные, с места сдвинуть их человеку достаточно трудно. Нашу же телегу могла передвинуть я сама.

Никакого понукания Мулан не ждала. Видя, что я взяла в руки вожжи сразу начинала движение и тут же переходила на рысь, так что запрыгивать в телегу приходилось уже на ходу. Иногда даже приходилось останавливать, чтобы запрыгнуть со второй попытки. Тянешь вожжи, голову нагибает к груди, а ноги ещё бегут. Дальше голову совсем к земле опускает чтобы вожжи из рук вырвать. Прыгаешь в телегу и вожжи отпускаешь - такой рывок вперёд получается... а бывало и так, что прося отпустить вожжи Мулан рвала со свечки вперёд. Всяко бывало.

Но это ладно, она была молода и сильна и подвижна. Странно было другое - ей было плевать на груз. Поняв, что погрузка закончилась сразу начинала тянуть и так же переходила на рысь.

Кто знает, что такое сенаж? Это тяжёлая сырая масса из рубленной люцерны которую открывают зимой. И ЭТО приходилось вывозить из бетонной ямы. Бывало скользко, бывало грязно, но Мулан всегда добросовестно выполняла свою работу и подгонять её никогда не приходилось. Как будто понимала, что это необходимость. Приходилось нам тогда выживать как умеем.

Не знаю, как это объяснить. Вообще никакая лошадь добровольно не придёт к человеку, не друг она человеку, а слуга. Если только её с молока не вырастить. И то не факт. Объяснить иначе, чем как : послали мне эту лошадь сверху. Те, кто всё видит и знает. Такую, о которой мечталось.

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-2

Я видела разных коней. Многие печально тянут, многих при этом бьют ускоряя их движение... ( колхозные лошади- это самые несчастные сельскохозяйственные животные) Есть такие, что пытаются рывком сдвинуть телегу с места и поняв, что это очень тяжело дальше уже тянуть не пытаются. Мулан была не из таких. Она тянула свой груз старательно, сама. Рассказать трудно - это надо было видеть. Это похоже на то, как вытаскивал сани с лекарством из пропасти Болто. ( есть такой Диснеевский мульт)

21 мешок пшеницы пришлось нам везти несколько километров по грязи, ночью под моросящим холодным дождём и Мулан рысила по этой дороге не останавливаясь. Жалея свою лошадь пыталась остановить её передохнуть, послушать и проверить дыхание... Поняв, что мы ничего не собираемся делать, то есть просто тянем время она пошла дальше. Я ещё раз попыталась её остановить, но Мулан потянула вожжи, прося их отпустить и опять перешла на рысь. Жалко, не жалко, но я была в восхищении от неё. 21 мешок сырой пшеницы - это больше тонны! По плохой дороге, по темноте...

Приходилось нам везти эту пшеницу и по хорошей дороге. А дорога шла под горочку и от тяжести телега покатилась вниз сама, удерживать её шлеёй было и так трудно, а тут сломалась оглобля! Остался только тяж - это такая железяка которая соединяет оглобли с колесом. Телегу стало очень сильно водить в стороны. Боясь перевернуться вместе с мешками я спрыгнула на обочину, а Мулан пустилась вперёд галопом, муж остался сидеть на мешках. Кричу ему - Прыгай! Прыгнул тоже. Долго был слышен стук копыт и гребущей по асфальту оглобли...

Осмотрелись - вроде целые, пошли домой, это километра полтора. Дома у ворот ждала нас Мулан. Все мешки были на месте.

А как мы возили с ней сено! Это была просто песня! Колхозное сено тянули с полей пара "Кировцев". Это такие огромные жёлтые трактора. Зарод сена на 10-15 тонн. Позади за ними оставалась широкая дорога спрессованного снега и периодически оставались клочки сена. Больше, меньше, иногда очень много. Это была моя работа - собирать это сено. Покосов у нас не было, корма колхоз нам не продавал. Чтобы выжить приходилось крутиться. Это были двухтысячные годы.

Слышу проехали трактора, запрягаемся, выезжаем. Мулан рысит по накатанной трассе. Вижу пучок сена и говорю: - тррр. Нагрузили, говорю: - Пошли. Если мало, то подхватываю вилами на ходу, а то бывало столько, что сразу целый воз и ещё два-три раза приходилось возвращаться. Тогда уже муж ехал с нами. Очень быстро Мулан поняла, что к чему. Завидя сено бежала в его сторону и притормаживала ожидая знака. Если я молчала то она бежала дальше.

На фото не Мулан, это другая моя лошадь, которая появилась у нас гораздо позже. И сани другие. Но выглядели эти поездки примерно так.

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-3

Широкая белая трасса, очень редко проедет какая машина, дальше только один леспромхоз и тайга, безлюдно там было. Всё вокруг искрится и слепит глаза в солнечный день. И вокруг - Белое безмолвие. Кто читал северные рассказы Д.Лондона тот поймёт)

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-4

Мороз меня мало пугал. Начав подмерзать спрыгивала с саней и держась за оглоблю бежала рядом пока кровь не закипала по новой. Дома встречал муж - распрягал и растирал Маланью пучком сена, если был небольшой морозец, то накрывал попоной сделанной из старого одеяла, если было достаточно холодно то заводил в стайку. Шерсть вспотевшей лошади сохнет долго, шерсть эта была очень густая, зимняя.

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-5
Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-6

А я шла к растопленной печи и ложилась возле топки на расстеленный тулуп. Сейчас наверно мало кто знает, что это такое)) но в конце 80х это было круто, если у тебя есть тулуп - чёрный или белый полушубок из овчины. Мягкий, тёплый, приятно пахнувший выделанной шерстью. Часто вырубалась не испив даже чая. Такой эффект был от зимних прогулок. Какой же это был кайф!!! Даже сейчас вспоминая те ощущения я испытываю удовольствие. От того, что я успела пожить такой жизнью. Такого крепкого и сладкого сна я давно уже не испытывала.

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-7

Были как то у нас проводы зимы и пристал ко мне местный любитель лошадей. Давно подъезжал ко мне на предмет сгонять наперегонки. Мне - 40, ему - 16. Куда мне с ним гонять уже? А тут не выдержала, народ вокруг подбивает. Он - верхом, я в своих маленьких санях. Он вокруг крутится, Мулан горячится тоже. Ну и погнали. Обогнали мы его, даже верхового))) А потом стали народ катать. Он, народ, навеселе многий и много желающих прокатится с ветерком.

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-8

Другие кучера деньги берут за катанье, я же как ...стесняюсь я, даже на мороженное не заработала))) Ну и тут следующая ситуация: конюх местный тоже на своей лошади катает людей и вот его пациенты вместе с моими начинают нас подбивать на соревнования, лошадь мою гнать не надо, её наоборот надо держать, ну и отпустила я вожжи. Народ в санях визжит, болельщики орут, кони галопом несут... обогнали мы конюха!

А то была такая ситуация: опять же из детских мечт очень мне хотелось, чтобы с автобуса городских гостей на санях встречать. И хотя было там ходу через две улицы всё равно ездила. И вот ждём мы автобус. Тут парни на мотоцикле приехали. Стоим, болтаем. И зашёл разговор за то, что лучше - кони или техника.

Ну я им говорю - на твой мотоцикл я сяду да уеду, а сядь ты на мои сани? Один шагает в сторону Мулан, та прижимает уши и делает угрожающий жест головой. Может и похуже напугать. Потом я им говорю - а ваш мото так может? Дальше говорю: - Мулан, иди сюда. Вообще то такие слова она знает и подходила ко мне, но - дома. Здесь же, в запряжке, могла и не послушать. Проходит пара секунд... она поворачивается и подходит ко мне.

Я и сама то удивилась, а парни рты открыли - Ну нифига себе!!!

Так называли мою Мулан в деревне. Почему "воровская"? Украла я её, что ли? Оказалось, что на такой лошади удобно воровать. Сено, зерно, всё, что в те годы тащили из остатков колхоза.-9

Или вот ещё история: это где то 2004г. Новый год. Говорю мужу: - Давай прокатимся до соседнего села ( там всего км 5-6 будет) Мы ещё не старые, нам в праздник весело, а вокруг уже тишина, все уже готовые. Запрягли, поехали... В то время уже сын у Мулан подрос, Барсик, и мы его рядом пристёгивали к саням. Для общего развития. И физического и умственного.

Проехались по улицам, несколько парочек встреченных поздравили, они нас с тем же. Всё весело и прилично. И тут на выезде из села стоит компания, руками нам машут. Остановила коней, сижу в санях, муж пошел к ним. Смотрю, что то не то. На зомби те мужики похожи. Покачиваются. Зову мужа, он поворачивается, идёт, а от тех двое тоже отделяются и к нам идут. Муж в сани сел и мне сразу весело стало. Ждём этих. Кони мои приплясывают, повод из рук дёргают...

Те подходят. Глянула в их рожи и говорю мужу: - Держи! Он переднего за воротник взял, а я вожжи отпустила. Кони мои рысью, мужик этот пьяный следом тянется. Муж говорит:- Я его сейчас выпущу... Дак бросай, говорю. Бросил, дальше едем. Тут муж спрашивает, а если погонятся? Обязательно погонятся, говорю, но ты подожди немного. Дорога одна, вправо-влево сугробы по пояс, не спрячешься.

Но не зря же я тут катаюсь, знаю ходы-выходы. Была там одна боковая дорожка только для гужевого транспорта. Свернула на неё и дала волю коникам. Как рванули по полю галопом. А два коня - это не один. Злее скачут, между собой соревнуются! Тут уже главное из саней не ссыпаться)))

Ну и действительно немного погодя фары по дороге замаячили. На двух машинах погоня. А кого где искать? Пустая трасса. Покрутились, да назад уехали. Мы спокойно с другого конца поля выехали и уже тут наша территория. В те времена ещё ходили деревня на деревню с наездами и в чужую обитель чужие же соваться не решались. Тем дело и закончилось. К счастью снегоходов тогда ещё не было.

Несколько лет спустя пришлось нам в том селе поработать и тот мужичок, которого немножко по снегу повозили мужа узнал. Посмеялись вместе, приятелями даже стали. Вот так.