Было время, когда Кунгур называли Купеческой республикой. И было за что. В начале XIX века здесь одновременно жили 225 купцов I и II гильдии. А это очень серьезный показатель, ведь такие купцы были элитой в торговом сообществе того времени. К примеру, членство в первой гильдии давало право торговать внутри и вне государства оптом и в розницу; приобретать фабрики и заводы, морские и речные суда, вести банковское и страховое дело, занимать должности городского головы и заседателей палат. А купеческие капиталы? О них ходили и ходят легенды!
Что и говорить, если в конце XIX века местный публицист Евгений Дмитриевич Золотов на полном серьезе поднимает проблему благотворительности. Причем в следующем ключе: мол, жители Кунгура слишком обильно и легко раздают деньги, в результате нищие едут в городок со всей страны. Надо процесс упорядочить, не швырять деньги направо и налево, а поступать как Алексей Семенович Губкин, известный купец и благотворитель. Например, в 1877 году, когда из-за неурожая пшеницы и ржи цены на хлеб страшно выросли, он купил 2000 кулей муки и почти год выдавал ее особо нуждающимся жителям города. На его деньги были выстроены и содержались Техническое училище и Рукодельная школа, в тяжелые периоды скупал за хорошую цену у чеботарей их продукцию, предотвращая разорение ремесленников.
Чеботарей (сапожников) в Кунгуре было множество, и кожевенная продукция в ассортименте кунгурских купцов была ядром. По легенде, с несколькими возами готовой обуви отправил отец молодого Алексея Губкина в далекую Кяхту, где начинаюший купец должен был выгодно продать свой товар. Но спроса не случилось, родитель был далеко, и Алексей взял на себя смелость обменять свой товар на несколько подвод чая, который привозили в Кяхту в те времена вениками. Эти веники он и привез домой. Соседи смеялись, а семья – нет.
Быстро сообразили как чай фасовать, паковать и продавать. Быстро разработали ассортимент, наладили систему реализации, а почувствовав спрос, начали расширять географию торговли и стремительно богатеть. Впрочем, соседи-кунгуряки тоже были не промах: кто начал самоварами торговать, кто чайной посудой, а кто сладостями к чаю. Кунгур на долгое время стал столицей российской чаеторговли. Так рассказывают в музее. Рассказывают и показывают: вот на таких телегах везли чайные веники, вот в такие коробочки расфасовывали, вот из таких самоваров пили, на таких стульях сидели… А если созвониться заранее, экскурсию можно будет дополнить посещением Чайной, которая располагается при музее. Там может и пряник подадут. Кунгур пряниками тоже славится, но об этом как-нибудь в другой раз.
Кунгур, Музей истории купечества
улица Гоголя, 38 (здании Малого гостиного двора)
Телефон: (34271) 2-30-01
Светлана Логинова (при подготовке статьи использованы книги «Алексей Губкин и его наследники», автор Сергей Мушкалов, «Боль души», автор Евгений Золотов)