Сейчас очень многие задаются вопросом: медлительный ребенок – это плохо? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Все дети невероятно разные. Однако, жизнь в социуме приводит многих людей к осознанию, что существуют определенные нормы детского развития: физического и умственного.
Некоторые девочки и мальчики все делают довольно медленно. Хорошо это или плохо? Стоит родителям волноваться? Если у вас медлительный ребенок: перерастет или нужно что-то делать?
В чем причины медлительности ребенка?
Причины различий детского развития могут быть разными. Дети бывают нерасторопные, вялые, невнимательные. Разберемся с тем, почему дети бывают медлительными:
Темперамент от рождения – это черта характера, которая присуща ребенку от рождения. Он такой и это необходимо принять. Какие-то дети ведут себя активно, а ваш может быть в себе, любить проводить время за рисованием или игрой с игрушками;
Отношения в семье – если у вас частые скандалы или ребенок видит, что родители чрезмерно строги к нему, он становится менее сконцентрированным, чаще отвлекается. Если кто-то из супругов обвиняет другого в медлительности, ребенок в отместку может тоже начать действовать медленно, совершенно неосознанно вставая на сторону одного из родителей. Принимайте ребенка и свою вторую половинку такими, какие они есть. Семейные отношения очень сильно влияют на детское поведение;
Медлительный ребенок – перерастет или нужно что-то делать?
Особенность развития нервной системы – это связано не с темпераментом, а с физическим развитием. Может быть ваш ребенок просто думает медленнее, чем остальные дети. Не торопитесь называть его глупым или медлительным. Он не хуже других мальчиков и девочек. Он просто другой. Родительская задача в том, чтобы принимать его, поддерживать и помогать в развитии.
Медлительность – хорошо это или плохо?
Быстрая спортивная машина – это хорошо или плохо? А небольшой семейный и не самый быстрый автобус? Это разные автомобили, с разными функциями, задачами, назначением.
Такой аналогией я хочу вам сказать, что медлительность – это не плохо, это просто психологическая особенность. Это та черта, которая может раздражать или волновать лично вас, вашего супруга, родственников, воспитателей в детском саду или преподавателей в школе. Некоторые психологи или врачи попытаются в этом усмотреть отклонение от каких-то норм.
Тогда, приведу еще один пример: ученый физик-ядерщик, который работает над созданием нового источника энергии, должен быть быстрым, как все, или очень аккуратным, вдумчивым и перепроверяющим все множество раз?
Существующие нормы – это всего лишь условности, которые пытаются сделать из всех людей одинаковых и похожих. И так, медлительность – это хорошо или плохо? Чтобы ответить на этот вопрос, ответьте сначала на другой: вы хотите, чтобы ваш ребенок был похож на всех остальных детей или вы хотите, чтобы он был индивидуальностью? Ответ достаточно очевиден. И как говорят психологи, медлительность становится плохим качеством, только если окружающие относятся к ней негативно.
Другое дело, что медлительность может привести к неприятным последствиям для самого ребенка: может развиться синдром «витания в облаках», невнимательность, неаккуратность, неумение доводить дела до конца и т.п. И вот именно с этим, если есть желание, можно работать, немножко ускоряя и делая вашего ребенка более сосредоточенным
Как можно помочь вашему ребенку быть быстрее?
Бывают дети разного склада ума и характера: математический и творческий-гуманитарный, ваш ребенок может быть более чувственным и мечтательным или любящим действовать. Чаще всего именно мечтающие и творческие личности все делают довольно медленно, нечетко и иногда даже нелогично. А математический склад ума может привести к невероятной требовательности к тому, чтобы все лежало четко по своим местам, симметрично. То есть ребенок пытается найти во всем некую математическую гармонию, не обращая внимания на время. Так или иначе, с обоими случаями можно проводить коррекционную работу.
Метод «упрощения»
Обратите внимание на то, в чем конкретно ваш ребенок испытывает трудности, на что больше всего тратит время. Покажите ему это и предложите сыграть в простую игру: «сделай быстро и качественно».
Иногда, ребенок просто не понимает, в какой последовательности необходимо совершать действия или просто не обращает внимание на время. Попросите ребенка сделать те же действия, но как можно быстрее. Если у него не получилось, разложите весь процесс на простые шаги: каждое действие одно за другим.
Например, он собирается делать уроки. Подготовка к данному процессу может занимать 10-15 минут: пока принесет школьный портфель, достанет его, все разложит, отвлекаясь при этом на кота или телевизор.
Для начала объясните: «для чего ему делать все быстро». Приведите ему довод о том, что чем быстрее он сделает, тем быстрее сможет отдохнуть, поиграть.
А затем, просто разберите каждое действие процесса:
Долго искал рюкзак? Потому что каждый раз кладет его в разные места. Тогда предложите определить для рюкзака конкретное место. В течение определенного времени (несколько дней) обращайте внимание на то, куда именно он его кладет.
Долго пытается достать учебники и дневник? Обратите внимание, почему это происходит: не полностью расстегнула молнию рюкзака, учебники лежат неаккуратно или просто он всегда таскает с собой лишние, поэтому долго ищет нужный.
Не может найти пенал с ручками и карандашами? Посмотрите, где он у него лежит. Предложите определить для пенала конкретное место.
Вы разложите каждое его действие на более простые. Поможете увидеть, где он теряет время, где у него что-то не получается. Затем предложите ему от начала и до конца проделать все действия так, как вы с ним решили. Пусть он сам увидит, что делая все четко, у него это получается быстрее и качественнее.
Почему такой, на первый взгляд, простой метод, хорошо работает?
Ребенок увидит, что быть слишком медленным и постоянно витать в облаках не выгодно, так как он просто теряет драгоценное время, которое мог бы посвятить себе.
Он поймет, что родители его не критикуют и не ругают, а помогают и поддерживают.
Он почувствует уверенность в себе и в родителях. Его отношение к внимательности, сосредоточенности и ко времени изменится.
Сам процесс, если постараться, можно сделать очень веселым, бодрым и энергичным.
Избегайте упреков и будьте максимально тактичны, внимательны и добры. Иначе вы превратите интересное взаимодействие с ребенком в пытку и для него, и для себя.
Ощущение времени
Банальная проблема чуть ли не каждого ребенка – это ощущение времени. Купите песочные часы и поиграйте с ним в «действия на время». Это поможет развить внутреннее ощущение времени у вашей крохи. Сколько составляет 1 минута, 3 минуты, 5 или 10 минут. Со всем этим можно и нужно работать. Да и потом, это достаточно весело и интересно. Собери портфель за 3 минуты. Заправь постель за минуту. Вы не в армии, но чувство и ценность времени является полезным навыком для каждого человека во всем.
Распорядок дня
Чтобы ваш ребенок понимал, что день не резиновый, а успеть можно многое, покажите ему распорядок дня.
Главное, в этом распорядке дня, чтобы он видел свое личное время, когда он занимается чем-то своим.
Можете с ним договориться о каких-то ее личных домашних обязанностях, это поможет в работе с дисциплинированностью.
И, конечно, самым действенным методом, является родительская любовь и поддержка. Ваш ребенок, несмотря ни на что, самый лучший и самый любимый. Так говорите ему об этом, помогайте почувствовать свою значимость для вас, расскажите ребенку о совей уникальности. Тогда и медлительность из возможного недостатка, станет неоспоримым достоинством. Любите его таким, какой он есть!