Проблематика «Трех товарищей» Э.М. Ремарка:
«Три товарища» - произведение Э.М. Ремарка, написанное в 1936 году. В двадцатом веке оно оказало достаточно сильное влияние на молодежь, в том числе и на советскую, став очень популярным романом.
Поведение главных героев, их храбрость, мужество, самоотдача любимому делу, чувство собственного достоинства и уважения друг к другу удивительно сильно привлекали внимание читателей и, нужно отметить, далеко не безосновательно. «Три товарища», как отметили в программе «Игра в бисер», обладают невообразимой притягательной силой, тонким обаянием. Именно этой атмосферой произведение приковывает к себе с первых страниц, не отпуская ни на минуту. Сюжет не «проседает», постепенно развивается, а писатель всегда держит высокий уровень концентрации интересных и значимых событий, исключает тем самым возможность заскучать. Смесь трагичного и комичного создаёт привлекательный контраст эмоций, раскрывает персонажей как многогранных, сложно устроенных личностей. А своеобразный юмор добавляет искрящуюся оригинальность рассуждениям о вечных вопросах человечества: любви, смерти, дружбе, смысле жизни…
«Потерянное поколение»
Понятие «потерянное поколение» впервые было употреблено в беседе Г. Стайн с Э. Хемингуэем. Оно стало лейтмотивом творчества многих писателей ХХ века. Но что же представляет этот термин в контексте «Трех товарищей» Ремарка?
Через поведение главных героев- Ленца, Роберта и Кестера- писатель раскрывает «потерянное поколение» как разочарованных в жизни людей, которые утратили веру в лучшее из-за войны, её ужасов, нескончаемых человеческих страданий, мучительнейших смертей.
Фронт мертвыми глазами прошлого исступленно смотрел в душу героев, отравляя их жизнь. Воспоминания о пережитом были тяжелым бременем на сердце у персонажей. «И все же не хотелось слишком много думать об этом»,- размышляет Роберт, перебирая в голове события своей нерадостной жизни. Война ни разу подробно не описывается, но и тех упомянутых фрагментов хватает для того, чтобы обозначить зацикленность «потерянного поколения» на прошлом. Например, своеобразным «успокоением» увидевшей мертвеца Фрау Залевски выступает фраза: «Переживете. Однажды я видел несколько сотен англичан, отравленных газом. И пережил это». Дух войны присутствует даже при описании сильного дождя, с треском бьющегося в окно: «Звук напоминал отдаленную пулемётную стрельбу». Сравнение показывает, что фоном всей жизни являются именно ужасы фронта.
Тень фронта преследовала друзей, заставляя испытывать мучительную боль ничем не восполнимой внутренней пустоты. «Вспомнил, какими мы были тогда, вернувшись с войны, -- молодые и лишенные веры, как шахтеры из обвалившейся шахты. Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое, -- против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось»,- размышляет про себя Роберт, обнажая осколки прошлых надежд. Рухнувшие и распавшиеся идеалы не оставили ничего, что могло бы дать надежду: любовь- «обман матушки-природы», который далек от правды; вера в Бога угасла, потому что «слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы можно было сохранить веру в небесного отца»; мораль- «выдумка человечества»; работа и деньги бессмысленны, а жизнь с целью «становится мещанской, ограниченной».
Впрочем, не лишнем будет сказать, что и в романе «На Западном фронте без перемен» тема «потерянного поколения» занимает одно из центральных мест.
Пауль, главный герой, от лица которого ведется повествование, прямо выражает губительное влияние войны на психику человека и его моральное состояние в целом: «Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них». Точно до ужаса показано изменение внутреннего облика солдата при атаке на противника, когда главный герой говорит про полную потерю человеческого лица, превратившегося в маску «бесчувственного мертвеца». Для ребят, кинутых в жерло бессмысленной мясорубки, полностью обесценилась человеческая жизнь, не осталось ничего «святого», ведь шестеренки войны стирают тысячи судеб, оставляя пепел от того, что могло называться счастьем.
Еще недавно прожжённые постоянными смертями циники были романтически настроенными натурами, полными надежд и целей на будущую жизнь, однако резко выступившая на фронте безжалостность изуродовала внутренний мир солдат, превратив его в разрушившееся и опустевшее здание: «Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками».
Молодые солдаты «больше не молодежь», в них нет задора к новой и мирной жизни. Она утратила своё первоначальное значение, стала восприниматься иначе после войны, а «пугающее чувство отчужденности» сделало невозможным обычное мирное существование. Алкоголь выступает как единственное спасение от мрачной серости угнетающих будней, пропитанных мыслями о кровавой бойне прошлого.
Главный герой подчеркивает непроходимую пропасть между ним и остальными людьми вокруг, не видевшими безжалостное лицо войны: «Здесь живут другие люди, люди, которых я не совсем понимаю, к которым я испытываю зависть и презрение». Размышления показывают нам, как тяжело приспособиться человеку с искалеченной душой к размеренной жизни вне фронта.
«На западном фронте без перемен» и «Три товарища» имеют очень много общего, как мы можем увидеть. Вот важные пункты, с помощью которых писатель раскрывает проблематику «потерянного поколения»:
1. Крушение идеалов;
2. Чувство безысходности;
3. Неприкаянность, отсутствие места в мирной жизни;
4. Алкоголь как спасение от навязчивых мыслей;
5. Угнетающее прошлое.
Утрата нравственных ориентиров привела к «потерянности» в стремительно изменяющимся мире. Бывшие солдаты не находят себе место в жизни, забываются в алкоголе, спасаясь от прошлого; не питают романтических иллюзий насчет будущего и мыслят жестко и хладнокровно, не считаясь с нормами морали, потому что после войны они перестают существовать для бывших солдат.
В этой духовной и моральной травме и выражается «потерянное поколение».
Тема любви
Любовь…Сколько поэтов, писателей и деятелей искусства старались выразить во всей полноте столь сложное чувство! Но все видели его по-разному, по-своему описывая возникающие эмоции. Однако никто, уверен, не будет возражать, что любовь- вечная ценность, проходящая тем или иным образом на протяжении тысяч лет через судьбу каждого человека. Еще в «Иосифе и его братьях» - произведении, построенном на библейской истории- мы наблюдаем за особенностями взаимоотношений между мужчиной и женщиной. И, как написано в рецензии 2021 года на этот труд Томаса Манна, описываемое откликается в нас также сильно, «несмотря на прошедшее с момента описуемых событий время».
В «Трех товарищах» любовь занимает важное место не только в качестве сюжетообразующего элемента, но и как текста новыми смыслами.
Главный герой Роберт встречается со своей будущей возлюбленной совершенно случайно, а в продолжении всего романа сомневается в устойчивости сложившихся отношений, их стабильности. Это подтверждение послевоенного неверия в окружающий мир, который представляется хаосом, где нет места постоянному счастью: «Мне хотелось, чтобы она была для меня нежданным подарком, счастьем, которое пришло и снова уйдет, -- только так. Я не хотел допускать и мысли, что это может стать чем-то большим. Я слишком хорошо знал -- всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит ее вечная мука. Не было ничего прочного, ничего». Чувство того, что вот-вот всё закончится, тянется за героем, заставляя испытывать неприятное ощущение ускользающей радости от общения с Патрицией. Она представляется ему «мотыльком», залетевшим в его «пустую и бессмысленную жизнь», готовым в любой момент распахнуть крылья и улететь прочь.
Однако любовь к Пат растопила сердце Роберта теплом внимания, согрела озябшую душу героя нежным пониманием, отодвинула мрачные картины войны и наполнила жизнь новыми красками. Девушка главного героя даже отмечает изменения в любимом, которого называет так крайне редко: «Тебе известно, что ты изменился…». Произведение вообще не отличается излишней романтичностью, жеманностью и сладкой приторностью влюбленных. Чувства между Робертом и Пат выражаются прежде всего поступками и участливым и внимательным отношением друг к другу. Их союз не ограничивается томными словами, а наоборот, перешагивает бесполезные условности, всё более и более становясь прочнее.
Нужно отметить символичность встречи героев именно в наступившее весной день рождения Роберта. Мало того, что началось новое время года, когда природа обновляется, так и перевернулась страница тридцатилетней жизни.
В начале романа с Пат Роберт представляется нам разочарованным, грустным мужчиной, с горечью утверждающему, что обладание чем-то или кем-то само по себе является утратой, а одиночество позволяет не быть покинутым, соответственно, поддерживает душевное равновесие в норме. Но в конце произведения Роберт отдаётся во власть чувствам: «Пусть все это тысячу раз только передышка, а не гавань, пусть это тысячу раз невероятно. Но именно поэтому счастье было снова и снова таким ошеломляющим, непостижимым, бьющим через край...». Стоит обратить внимание на то, что герой понимает скоротечность и мимолетность счастливых мгновений с Пат, которая умирает от туберкулеза- послевоенной болезни 20 века. Смерть уже смотрит в глаза возлюбленной Роберта, но тот и не собирается покидать столь любимого человека, хоть и испытывает сильную внутреннюю боль.
Любовь между Робертом и Пат- невероятное чувство, которое наполнило сердца друг друга теплом понимания, взаимопомощи, стало спасением от суровой действительности, добавило нежности и доброты. Эмоции не били бессмысленным фонтаном, а очень логично, но без холода в отношениях, поддерживали героев.
Цитаты:
«Дни ужаса и холодной испарины, пустота, грязь клочья зачумленного бытия, беспомощность, расточительная трата сил, бесцельно уходящая жизнь, -- но здесь, в тени передо мной, ошеломляюще близко, ее тихое дыхание, ее непостижимое присутствие и тепло, ее ясная жизнь, -- я должен был это удержать, завоевать...»- Роберт
«Вспомнил, какими мы были тогда, вернувшись с войны, -- молодые и лишенные веры, как шахтеры из обвалившейся шахты. Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое, -- против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось»,- размышляет про себя Роберт
«Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них».