Найти тему
Михаил Титов

Что почитать? (8)

Итоги моего читательского года
Август, 2022


Тут обратите внимание на Наринэ Абгарян, на Виктора Франкла, неплох "Эшелон на Самарканд" Яхиной.

1. Наринэ Абгарян. Зулали

Наринэ Абгарян - стоящее чтение. Не пожалел и рекомендую. Хотя на некоторых как бы юмористических рассказах из московской жизни спотыкался. Очень уж они похожи на пересказанные анекдоты. Но остальное - прелесть как хорошо. Люблю такие прочувствованные, наполненные национальным колоритом вещи.
Наринэ Абгарян - русскоязычная армянская писательница. Родилась в Армении, в городе Берд. Закончила Ереванский лингвистический университет, специальность «Русский язык и литература». Начинала как блогер в ЖЖ. Вошла в литературу с автобиографической повестью «Манюня». Сейчас многие ее книги отмечены литературными премиями. В 2021 году роман «Симон» вошёл в короткий список Национальной премии «Большая книга».

2. А.А. Брусилов. Мои воспоминания

В молодые годы Брусилов отличился на русско-турецкой войне, взяв Карс, который потом почти сорок лет был в составе Российской Империи.
К началу Первой Мировой Брусилову за 60-ть, он один из самых успешных командиров фронтов. Кстати, сама война поначалу шла в пользу России: был взят австрийский Львов, занята Галиция. Но, как пишет Брусилов, российской армии не хватало ни оружия, ни снарядов, ни резервистов, австрийцы и немцы - в отличие от нас - имели в своём распоряжении танки, самолеты и тяжелую артиллерию. Уже через год наши войска отступают, оставляя занятые города. Прибавило проблем и то, что Верховным Главнокомандующим стал император Николай Второй, который, по словам Брусилова, больше убивал время, чем интересовался происходящим.
В мае-сентябре 1916-го Брусилов разработал и провел наступательную операцию на Юго-Западном фронте и разнёс армии Австро-Венгрии и Германии, взяв Буковину и Южную Галицию. Сам он назвал ее образцовой, но она стала фактически последней крупной победой и стратегических результатов, по его же признанию, не дала. Брусилов винит во всем нерешительность и неумение руководить Николая Второго, бездарность «тыловых» командиров и все те же проблемы с вооружением. Немцы стянули туда дополнительные силы, в это время в России началась свистопляска с постоянно меняющимися министрами, экономика валилась («сапог уже не хватало», - пишет Брусилов), начались проблемы с поставками провизии («пришлось ввести два постных дня в неделю, когда в котёл вместо мяса клали… селедку»), правительство боролось с ГосДумой.
Тем не менее в январе 1917 планировалась новая атака на неприятеля, но случился февраль, а к маю «войска всех фронтов вышли из повиновения». Солдаты под влиянием большевиков отказывались воевать. Брусилову в это время предлагают должность Верховного главнокомандующего, но изменить положение уже невозможно.
К осени Брусилова снимают с должности. Напоследок он обвиняет российское государство (не только царя) в нерасторопности, неумении делать выводы и приверженности принципу "Держать и не пущать". На этом, собственно, и заканчивается первый том мемуаров.
В 1920 году Брусилов все-таки пришёл к большевикам и стал инструктором РККА. Умер в 1926-м от воспаления лёгких в возрасте 72 лет. Похоронен в Москве. В 2007-м в Петербурге на Шпалерной ему поставили памятник.

-2

3. Захар Прилепин. Восьмерка

Надо быть, наверное, мазохистом, чтобы читать чуждого тебе автора, убеждаться, что не ошибся, а потом брать его ранние книги и искать в них как будто другого человека. Он и в самом деле находится, но ближе от этого не становится. Поймал себя на мысли, что больше погружаться в прилепинские миры не хочу: ни в какие. Не то что бы они чрезмерно жестокие. Просто не укладываются в мою картину мира.
Хотя в этом сборнике «маленьких повестей», как определил их автор (правда, повесть тут, по большому счету, одна: вынесенная в заголовок «Восьмерка», остальное рассказы), есть пара вещей, которые зацепили. Открывающий книгу «Витёк» и закрывающий - «Лес». Может, потому, что герои тут дети, в этих рассказах даже классический прилепинский драматизм происходящего воспринимается иначе. Мягче, что ли. Словно есть ещё шанс, что все поправится.
«Восьмерка» же в 2013-м была экранизирована Алексеем Учителем. Фильма я не видел, но описанное просто просится на экран. Четверо омоновцев (этакие д’Артаньян и три мушкетера) бьются с двумя городскими бандами. Бьются, правда, не потому, что долг велит, а просто надо удаль молодецкую показать. В итоге что бандиты, что полиция у Прилепина - один черт. Одним словом, богатый материал для картины о «лихих 90-х».

-3

4. Гузель Яхина. Эшелон на Самарканд

Этот роман Яхиной, местами поругивая и не доверяя отдельным эпизодам, все-таки читал с удовольствием. Причем поймал себя на мысли, что у Яхиной очень яркие (иногда слишком гиперреалистичные), хорошо представимые картинки. От некоторых - жуть и оторопь. Сцены голода в деревнях, состояние больных детей, которых везут в тот самый Самарканд, чтобы спасти от голодной смерти в Поволжье. Вообще вся описательная часть романа читалась большей частью взахлёб. В нескольких местах, правда, сюжетные ходы удивили своей несуразностью (пьяные чекисты, расстреливающие мух; помощь эшелону со стороны белоказаков и басмачей), но в целом все живое.
Чаще спотыкался на диалогах. Вот, к примеру, стычка комиссара Белой и начальника эшелона Деева (у героев, кстати, нет имен. Так до финала и останутся Белая и Деев), когда Деев решает везти в Туркестан еще и лежачих детей. Белая выдает в ответ целый философский трактат:

- Добрым быть - это вам не обещать с три короба. Не вздыхать и не слезы ронять над бедными лежачими. Это вам не душу свою жалостливую напоказ выставлять!.. Добрым быть - это думать обо всем. Опасаться - всего. И предусмотреть - все. Добрым быть - это уметь надо. Уметь отказать. Приструнить. Наказать...
А душу свою сердобольную - в карман поглубже запрятать, чтобы не торчала. Иногда быть добрым - это казаться злым!


В основе романа, как пишет в авторских комментариях Яхина, реальные события, изученные ею по архивным материалам. Речь о так называемых "поездах Дзержинского", которыми в южные районы страны вывозили детей из голодающих районов Поволжья. После выхода книги, кстати, была пара скандалов. Яхину обвинили в искажении истории. Дескать, поезда ходили в 1921-22 годах, а у нее действие происходит в 1923-м. И кто-то из ученых заявил, что писательница воспользовалась его материалами и украла у него факты. Заявление смешное, если не сказать нелепое: ни факты, ни даже сюжет не являются объектами авторского права. Да и так ли важен год происходящего?
И все же в целом ощущение постфактум, как будто прочитал страшную сказку, а не роман, основанный на реальных событиях. Хотя - и тут ей надо отдать должное - Яхина возвращает (пусть и через литературную форму) те страницы истории, о которых мало кто знает.

-4


5. Джонатан Литтелл. "Благоволительницы"
Виктор Франкл. "Скажи жизни - да"


Я неслучайно эти две книги решил совместить в одном посте. Их, наверное, правильней всего читать если не параллельно, то последовательно.
Джонатан Литтелл (относительно молодой писатель, ему чуть за 50) фактически создал дневник СС-овца, который на старости лет описывает свой военный и жизненный опыт, задаваясь вопросом: разве он виноват в уничтожении евреев, если он просто исполнял свои обязанности в рамках существующих тогда законов? И это, пожалуй, главная тема очень толстой - на 800 страниц - книги (ее бы сократить раза в два). Она очень детальна, с большим количеством подробностей и героев, что, с одной стороны, придает ей некоторой документальности, с другой - утомляет.
Недоумение, пожалуй, вызвало желание автора совсем уж демонизировать главного героя - Максимилиана Ауэ. Мало того, что он антисемит и убежденный сторонник теории расовой чистоты, так ко всему прочему еще и гомосексуалист, и "кровосмеситель" (спал со своей сестрой-близнецом), и, возможно, убийца матери и приемного отца. В принципе, достаточно было бы и одного чего-то из этого списка. А так - словно Литтелл решил повестить на Ауэ всех собак. Дескать, ну чего еще ожидать от такого?!
Почему Виктор Франкл хорош (простите за неуместное в этом контексте слово) в привязке к Литтеллу? Это взгляд с той стороны колючей проволоки. Франкл, австрийский психиатр и невролог, на протяжении трех лет находился в концлагерях. Его книга, вышедшая в 1946-м, описывает опыт заключённого с точки зрения психиатра. Минимум ужасов (но они и так представимы), максимум анализа: кто и почему становился надзирателем, почему одни сдавались в заключении сразу, а другие умудрялись сохранить в себе человечность. Франкл считает, что шансов выжить было больше у тех, кто до того жил духовной жизнью (верующие) или осознавал смысл жизни, а страдание воспринимал как часть его. Осмелюсь тут поспорить: для многих, если не для большинства (как и для самого Франкла), выживших в концлагере, спасение стало либо везением, либо цепью случайностей...

-5