Найти тему

Производство бронетанкового вооружения на Урале. Краткий обзор. 1945-1991 гг.

Часть 2

УРАЛЬСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

СКБ-520, переименованное в 1972 г. в Уральское КБ транспортного машиностроения, было создано в Нижнем Тагиле в 1941 г. после эвакуации Харьковского КБ.

Во время войны и до 1951 г. коллективом руководил А.А. Морозов, с 1951 по 1953 г. обязанности Главного конструктора исполнял А.В. Колесников.

Александр Александрович Морозов (1904-1979)
Александр Александрович Морозов (1904-1979)
Анатолий Васильевич Колесников (1899-1976)
Анатолий Васильевич Колесников (1899-1976)

С 1953 по 1969 г. главным конструктором был Л.Н. Карцев, его сменил В.Н. Венедиктов, руководивший созданием бронетанковой техники до 1987 г.

Леонид Николаевич Карцев (1922-2013)
Леонид Николаевич Карцев (1922-2013)
Валерий Николаевич Венедиктов (1924-1995)
Валерий Николаевич Венедиктов (1924-1995)

С 1987 по 1999 г. главным конструктором работал В.И. Поткин.

Владимир Иванович Поткин (1938-1999)
Владимир Иванович Поткин (1938-1999)

В 1944 г. на Уралвагонзаводе был создан средний танк Т-44, определивший компоновочные решения советских средних танков на два десятилетия.

Средний танк Т-44
Средний танк Т-44

Производство Т-44 было передано в Харьков, а конструкторский коллектив в Нижнем Тагиле был занят работой по созданию нового среднего танка со 100-мм пушкой.

29 апреля 1946 г. Постановлением СМ СССР № 960-402сс танк был принят на вооружение, как Т-54, и в 1948 г. Уралвагонзавод начал серийное производство, собрав 285 танков.

Средний танк Т-54. 1948 г.
Средний танк Т-54. 1948 г.

Войсковая эксплуатация Т-54 выявила серьезные проблемы с надежностью конструкции, и 26 января 1949 г. серийный выпуск был остановлен.

Конструкторы занялись совершенствованием машины, создав улучшенный вариант Т-54, принятый на вооружение Постановлением СМ СССР № 2620-1039 от 18 июня 1949 г.

Средний танк Т-54. 1949 г.
Средний танк Т-54. 1949 г.

В 1950 г. Уралвагонзавод вновь развернул серийное производство, построив 423 танка Т-54. В 1951 г. выпуск составил уже 816 машин.

Т-54 в войсках
Т-54 в войсках

Совершенствование машины продолжалось в ходе производства, и в 1952 г. в серию пошел танк с новой башней.

Средний танк Т-54. 1951 г.
Средний танк Т-54. 1951 г.

Производство танка Т-54 на Уралвагонзаводе в 1952-55 гг.

-11

С конца 1940-х гг. проводилась работа по созданию стабилизатора танковых пушек, и 8 марта 1955 г. Постановлением СМ СССР № 420-260 на вооружение принимается Т-54А со стабилизатором пушки в вертикальной плоскости СТП-1. Уралвагонзавод начал производство Т-54А с 1 апреля 1955 г. и продолжал его по июнь 1957 г., построив 1556 в 1955 г. и 1215 в 1956 г.

Средний танк Т-54А. 1955 г.
Средний танк Т-54А. 1955 г.

15 августа 1956 г. Постановлением СМ СССР № 1118-581 на вооружение принимается Т-54Б со стабилизатором пушки уже в двух плоскостях. Кроме того, машина получила приборы ночного видения, оборудование для подводного вождения и другие улучшения конструкции. С 1 июля 1957 г. УВЗ перешел на выпуск нового танка.

Средний танк Т-54Б
Средний танк Т-54Б

Необходимость обеспечить ведение боя в условиях применения ядерного оружия обусловила создание для боевых машин системы противоатомной защиты. Танк с такой системой был принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 493-230 от 8 мая 1958 г., как Т-55.

В июне 1958 г. на Уралвагонзаводе началось серийное производство Т-55, которое продолжалось до 1962 г.

Средний танк Т-55
Средний танк Т-55

Одновременно с серийным производством шла непрерывная работа по совершенствованию бронетанковой техники. Строились и испытывались опытные машины, проверялись новые конструктивные решения.

Опытный танк Объект 140
Опытный танк Объект 140

Одним из итогов этой работы стало создание танка, вооруженного 115-мм гладкоствольной пушкой с механизмом выброса стрелянной гильзы. 12 августа 1961 г. Постановлением СМ СССР № 729-305 машина принимается на вооружение, как Т-62.

1 июля 1962 г. началось серийное производство Т-62, и до конца года было построено 270 танков.

Средний танк Т-62. Военный парад на Красной площади 7 ноября 1967 г.
Средний танк Т-62. Военный парад на Красной площади 7 ноября 1967 г.

Производство танка Т-62 на Уралвагонзаводе

-17
-18
Средний танк Т-62. 1975 г.
Средний танк Т-62. 1975 г.

Параллельно с Т-62 КБ УВЗ создало первый в мире серийный танк, стрелявший ракетами – объект 150.

3 сентября 1968 г. машина была принята на вооружение уже как истребитель танков – ИТ-1, но серийное производство продолжалось лишь до 1970 г. Всего построили 220 единиц.

Истребитель танков ИТ-1
Истребитель танков ИТ-1

Для замены танков первого послевоенного поколения МО СССР был выбран созданный в Харькове Т-64. Однако, производственные мощности ХЗТМ не позволяли быстро обеспечить новыми танками Советскую армию, тем более в случае войны.

Поэтому, был построен мобилизационный вариант с 4-тактным двигателем, на основе которого, используя собственные конструкторские разработки, СКБ Уралвагонзавода создало танк Т-72.

7 августа 1973 г. Постановлением СМ СССР № 554-172 танк был принят на вооружение, и в том же году началось серийное производство на УВЗ.

Основной боевой танк Т-72. 1973 г.
Основной боевой танк Т-72. 1973 г.

Производство танка Т-72 на Уралвагонзаводе

-22

22 июня 1979 г. на вооружение принимается Т-72А с усиленной защитой и другими усовершенствованиями конструкции.

Основной боевой танк Т-72А. 1980 г.
Основной боевой танк Т-72А. 1980 г.

Производство танка Т-72 на Уралвагонзаводе

-24

Дальнейшее усиление защиты произошло на Т-72Б (Б1), принятом на вооружение 27 ноября 1984 г.

Основной боевой танк Т-72Б
Основной боевой танк Т-72Б

Производство танка Т-72 на Уралвагонзаводе

-26

Таким образом, с 1973 по 1990 г. Уральским вагоностроительным заводом было построено 20 574 танка Т-72 всех модификаций.