А вот и тяжелая артиллерия в ход пошла. Возможно, британцы, да и всё мировое сообщество, ещё как-то бы смирились с нападками Сассексов на короля Карла III и принца Уэльского, но вот Её Величество королеву Елизавету II, покойся её душа с миром, им вряд ли простят. Сразу предупреждаю: колонка Роберта Хардмана, биографа королевы Елизаветы II, опубликованная в Daily Mail - длинная. Но интересная.
Роберт Хардман пишет:
- Как королевская чета, Сассексы просуществовали 683 дня - со дня их свадьбы до того, что нам теперь не разрешено называть Мегзитом. Как не королевская пара - 989 дней и счет растет. За этот период нас угощали одной не совсем авторизованной биографией, одним 85-минутным интервью Опры Уинфри, различными появлениями на телевидении и в журналах, серией подкастов, а также последним автопортретом, под бдительным кураторством, из шести частей, который теперь доступен на Netflix. 416-страничные мемуары выйдут в следующем месяце.
Возможно, однажды Гарри и Меган преодолеют свою застенчивость и расскажут нам всю свою историю. Между тем бессмертная фраза Ее Покойного Величества остается неизменной: "Воспоминания могут отличаться".
Конечно, изображение Сассексами королевы Елизаветы II как милой, но бессильной марионетки, действующей во власти более темных, превосходящих сил, - это воспоминание, которое не просто отличается от воспоминаний многих людей, которые действительно очень хорошо знали покойную королеву. Они считают это одновременно унизительным и, как и многое другое в этом сериале, неправильным.
По словам герцога Сассекского, когда он и Меган отправились в свой первый зимний побег в Канаду в конце 2019 года, королева сказала ему зайти и увидеться с ней, когда он вернется. Без сомнения, она сказала ему столько же, сколько сказала бы любому члену семьи, готовящемуся к отпуску. Тем временем герцог и герцогиня начали намечать планы новой жизни за пределами королевских стен, и тогдашний принц Уэльский велел изложить их в письменной форме.
Их идея состояла в том, чтобы продолжить королевскую карьеру на своих условиях далеко за пределами обычной дворцовой орбиты и финансировать ее самостоятельно. Однако, когда пара вернулась, они были в ярости, когда им сказали, что они не могут заскочить и обсудить все это с королевой.
Гарри говорит, что помощник сказал ему: "Она занята. У нее планы на всю неделю." Поэтому он позвонил ей напрямую и цитирует ее ответ следующим образом: "Да, я не знала, что занята. Мне сказали, что я занята всю неделю."
Меган выражает собственное недоверие: "Я помню, как смотрела на "H" (Эйч - так Меган кличет своего мужа - авт.). Я имею в виду, черт возьми, это когда семья и семейный бизнес находятся в прямом противоречии. Потому что они мешают вам видеться с Королевой. Но на самом деле они мешают внуку видеться с бабушкой".
Примите вызов быть хранителем конституционной монархии, которая существует на благо народа, а не одной семьи и тогда рассуждайте! Как всегда, Сассексы изображают из себя жертв, не в силах понять, что не все крутилось вокруг них. Случайному зрителю Netflix может показаться ужасно несправедливым, что этим двум свободным духом не позволили следовать своим мечтам - и за их собственный счет - это именно то повествование, которое пара хочет донести до зрителей. Тем не менее, в реальном мире королеве приходилось решать очень серьезные и очень деликатные проблемы.
Она знала из долгого опыта, что королевская семья - это существование по принципу "все или ничего". Вы можете быть либо полностью королевским, либо не королевским. Из многолетнего опыта она знала, что когда есть серые зоны, то линии пересекаются.
Когда правила размыты, неизбежно возникают проблемы. Граф и графиня Уэссекские усвоили этот урок, когда из лучших побуждений попытались сделать частную карьеру, оставаясь при этом якобы королевскими.
Это не удалось. Короче говоря, королевские особы не могут в одну минуту брать на себя официальные обязательства, а в следующую - торговать своим статусом.
Если я только не пропустил это, то я не припомню ни одного момента за полные шесть часов "Гарри и Меган", из которого мы могли бы узнать о тайных попытках Сассексов построить бизнес и веб-сайт вокруг бренда "sussexroyal".
В любом случае, если бы королева одобрила это, подобное бы не согласовывалось с политикой правительства в отношении того, кому и чему разрешено регистрировать "королевские" товарные знаки для коммерческой выгоды.
Точно так же весь сюжет о паре, лишенной финансирования безопасности, изображается как отчаянный поступок мстительной семьи. На самом деле королевская безопасность оплачивается государством через Министерство внутренних дел. Опять же, я не припомню ни одного момента в сериале "Гарри и Меган", где обвиняли бы в этом тогдашнего министра внутренних дел Прити Патель. В шоу Сассексов показано, что все зависело от этой инертной монархии и ее советников-интриганов.
Меган особенно огорчена тем, что, когда состоялся так называемый "саммит в Сандрингеме", она вернулась в Канаду, чтобы быть со своим маленьким сыном. "Представьте себе разговор, дискуссию за круглым столом о будущем вашей жизни, когда ставки так высоки, а вас как маму и жену… и цель во многих отношениях, не приглашают занять место за столом," - говорит она, не веря подобной несправедливости.
Вместо этого Гарри пришлось позаботиться о себе, отстаивая свой план "наполовину внутри, наполовину снаружи" в одиночку, перед своим отцом, братом и бабушкой.
"Очень быстро стало ясно, что эта цель не подлежит обсуждению, - вспоминает он. - Было ужасно, когда мой брат кричал и кричал на меня, и мой отец говорил вещи, которые просто не были правдой, и моя бабушка, знаете ли, тихо сидела там и как бы принимала все это".
Затем он с отчаянием добавляет: "Но вы должны понимать, что с точки зрения семьи, особенно с ее точки зрения, есть способы делать вещи, и ее конечная цель-цель-ответственность - это учреждение".
Предположим на мгновение, что воспоминания не меняются и что последовательность событий в целом соответствует действительности (хотя случайное и ничем не подкрепленное заявление Гарри о том, что его отец лгал, кажется в высшей степени нелояльным).
Были ли у королевы другие варианты? Вот член семьи пытается переписать королевские правила. Конечно, там должны были быть тогдашний принц Уэльский и тогдашний герцог Кембриджский: этот план мог напрямую посягнуть на монархию, которую они сами унаследовали. Конечно будет горячо. Конечно, это должно было повлечь за собой конфиденциальные обсуждения самых деликатных вопросов об основном семейном бизнесе. Других супругов не было, даже если это могло повлиять и на них. Также не было никакой перспективы телефонной конференции с участием Меган из Северной Америки. Учитывая ее готовность записывать и воспроизводить важные королевские моменты (как ясно показал сериал Netflix), это, безусловно, был правильный выбор со стороны королевы.
И, конечно же, высшим приоритетом монарха был "институт". Это была история ее жизни. Фильм "Гарри и Меган" пропускает ключевой элемент отъезда Сассексов. Именно королева настояла на том, что какую бы окончательную сделку они ни согласовали, она будет иметь возможность пересмотреть всю ситуацию через год. Если они решат, что хотят вернуться, то их встретят с распростертыми объятиями, хотя больших надежд на этот вариант она не возлагала. Когда я писал свою биографию Елизаветы II, мне особенно понравилось ее замечание, когда я спросил, думает ли она, что пара вернется: "Конечно, нет. Они забрали собак."
Очень высокопоставленный источник сказал мне: "Она хотела держать дверь открытой как можно дольше. У нее всегда была большая чувствительность к тем, кто родился вторым".
Покойная королева всегда остро сознавала, что ее любимый отец был вторым сыном. То, что некоторые люди считали ее снисходительным поведением по отношению к своей сестре, принцессе Маргарет, и ее среднему сыну, герцогу Йоркскому, было продиктовано ее признанием того, что, несмотря на все привилегии королевского происхождения, быть занявшим второе место сопряжено с совершенно другими проблемами и ожиданиями. "У нее был очень христианский, очень снисходительный взгляд на "большую палатку", - говорил близкий друг Её Величества. - Она всегда старалась найти место в палатке для всех".
Несмотря на все свое разочарование, а иногда и раздражение по поводу решения Сассексов бросить свою королевскую судьбу менее чем через два года, королева до конца оставалась преданной своему внуку. Мне рассказывали, что временами она была главным связующим звеном между Калифорнией и дворцом.
То, что монархия оказалась - и продолжает это доказывать - такой крепкой перед лицом различных гранат Сассексов, объясняется тем фактом, что королева была кем угодно, но только не марионеткой. Очень тихо, но целенаправленно она была одним из самых проницательных и эффективных реформаторов в современной истории Короны.
На ее глазах структура, финансирование, управление и дух "института" полностью изменились - от квазиэдвардианского предприятия, управляемого аристократами, до современного меритократического королевского двора, обслуживающего активную монархию.
На ее глазах правила наследования и королевского брака были тихо, но радикально переписаны в соответствии с ожиданиями общества 21-го века.
Есть так много других областей наивности в последнем репортаже из Калифорнии.
Например, пара говорит, что они были настроены на то, чтобы начать жить жизнью Содружества, занимаясь продвижением благотворительных организаций в Южной Африке. Это намерение, стонут они, было уничтожено, когда оно утекло в прессу. Как всегда, в утечке обвиняют злую семью и злые СМИ. Ни в коем случае им не приходит в голову, что если вы собираетесь выставить себя королевскими спасителями в другой стране, то лучше сначала спросить об этом.
В противном случае все это выглядит довольно, ну, колониально. Я помню, как в то время в кругах Содружества царила отчетливая тошнота из-за высокомерного предположения, что любая страна должна быть благодарна за то, что избрана дуэтом святых Сассексов. Тем не менее, последняя информация от Netflix, предлагающая подборку карибского тура этого года тогдашних герцога и герцогини Кембриджских: "Когда член королевской семьи посещает одну из этих стран, это создает неловкий момент для британского правительства", - говорит писатель Афуа Хирш, когда фильм переходит к кадру рукопожатий Кембриджей с ямайскими детьми через сетчатый забор.
Изображение вызвало бурю в социальных сетях, хотя и не на земле Ямайки, где Кембриджи затем перешли на другую сторону забора. Между тем, танцы Меган с детьми в Южной Африке отмечаются так: "Просто с культурной точки зрения вы чувствуете связь. Как афроамериканцы, это наша родословная", - говорит герцогиня Сассекская.
Преднамеренно или нет, это означает, что нынешние принц и принцесса Уэльские не являются подходящими эмиссарами в некоторых странах Содружества. Это обвинение является разъедающим, вызывающим разногласия и, по-своему, расистским.
Каков долгосрочный эффект этого роскошного шестичасового плача? Я подозреваю, что это просто закрепит и без того поляризованные мнения и поставит больше вопросов, чем даст ответов.
Не столько Netflix, сколько Notflix.