Скопье, Скопье, Скопье (ударение на «о», а то многие путают), что же вам рассказать, друзья, об этой столице? Естественно то, что традиции не меняются, и в очередной столице меня омывает дождем. Москва, Рим, Париж, Лиссабон, Прага, Мадрид, Пном Пен, Бангкок, да даже Стамбул (хоть и не столица нынешней Турции, но столица Римской Империи), и вот теперь и Скопье. От Скопье я такого не ожидал, конечно. Хотя, прогнозы неутешительны, все время, что я буду в Македонии, будет идти дождь. Неприятненько, что уж скажешь.
Скопье - крайне странный город. Македонцы хотят в Евросоюз, но при этом они крайне далеки от европейцев по своей природе. Это какая-то смесь итальянцев, турков и греков, и, в то же время, разбавленная славянской разгильдяйностью, которая видна во всем. Вот, например, я уже говорил, что при распаде Югославии в 1991 году, Македония решила оставить название и сделать вид, что так и должно быть, типа никто не заметит. Заметили. Одно время, да и иногда сейчас, эту страну называли БЮРМ, что является аббревиатурой от Бывшая Югославская Республика Македония. И лишь в 2019 году наконец-то приняли поправки в конституцию и назвались Северная Македония. В 1963 году в Скопье произошло страшное землетрясение, после которого было уничтожено порядка 75% зданий города.
К чему я веду весь этот исторический (и порой занудный) экскурс? Чтобы было понимание, что в самом Скопье с 1963 года было печально и грустно. Но, после, один из руководителей местной администрации, назовём его глава Скопье, похоже, съездил в отпуск по европейским городам, а приехав, заявил важно так: «Коллеги, был я, значит, везде, фотографий привёз много, у всех жизнь лучше, чем у нас. Хочу, как у них там!», и бросил на стол фотоальбом, где он с супругой позирует на фоне всяких достопримечательностей. И чиновники всех мастей, приняв под козырёк поручение, побежали тратить бюджетные деньги. «Глава хочет, чтобы мосты были, как во Флоренции, и много!», - говорили чиновники подрядчику, и тот, потирая усы, отвечал: «Сделаем!». «А ещё глава хочет, чтобы на мосту стояли памятники, как в Праге», - догоняли, отправившегося работать подрядчика, чиновники. «Ну, так это, по смете памятников не было, надо б доплатить!», - говорил подрядчик и, чиновники, кивая, переводили денежные средства.
«А ещё глава хочет, чтобы брусчатка была, как в любом старом европейском городе», - насмотревшись фотографий, говорили чиновники. «А может лучше плитку? Вон смотрите, он в Москве на плитке стоит!», - вёл диалог подрядчик. «Давайте плитку! Но и брусчатку тоже!», - запутавшиеся чиновники уж очень хотели выполнить приказ руководителя.
«А смотрите, он на корабле катался, а давайте ему корабль сделаем!», - вопрошали чиновники. «А чего не сделать, сделаем, три корабля сделаем!», - улыбался подрядчик.
«И фонтаны не забудьте, он вон как у фонтанов позирует!». «Не забудем, не забудем!», отвечал подрядчик и думал, куда ж он столько заработанных средств тратить будет.
«Он ещё рассказывал, что в Лондоне катался на двухэтажном автобусе, а давайте закупим таких же красных, только где-то подешевле», - просили чиновники. «Тут это, подумать надо, можем в Китае заказать, там акция - ещё и провод с лампочками дадут, мы вам подсветку сделаем везде», - отвечал подрядчик.
«Да, да, да, и колонны нужны, он вон у Афинского Акрополя какой счастливый стоит», - не унимались чиновники! «Будут вам колонны!», - радовался подрядчик.
«А вот он с супругой у памятника стоит, а вот ещё у одного, а вот тут у третьего. И какой нам теперь ставить?», - задумчиво размышляли чиновники. «Эх, вот новая смета, сделаем мы вам памятники!», - радостно отвечал подрядчик.
В конце века один скульптор дружил с одним мэром, и столица нашей Родины украсилась бронзовыми изваяниями с подписью З.Церетели. Вот и в Скопье кто-то с кем-то дружил, и похоже, что дружили семьями, и похоже, что семья скульптора была очень большая, и все в этой семье были очень талантливы. Потому что памятники, скульптуры, образы, бюсты, здесь везде. Большие, огромные, средние, маленькие, из бронзы, мрамора, гранита, дерева, пластика, из всего, что только можно. Культ скульптур иначе не назвать. В одной Италии, которая подарила миру множество деятелей искусства, за всю историю мира столько памятников не наберется, сколько можно насчитать в центре Скопье. Любой человек, кто хоть как-то стал известен в Македонии, удостоин изваяния в скульптуре, так считают македонцы. Поначалу даже забавно смотреть на все эти архитектурные изыски, но потом начинает казаться, что эти товарищи смотрят на тебя. Сотни, или даже тысячи памятников. Может быть поэтому, зайдя вчера случайно в государственную картинную галерею, отдав за вход 100 денар (именно через «е», кстати даже эта валюта ценится выше рубля, курс 1 денар = 1,36 рублей или 60 денар = 1 евро), я не увидел там ни одного человека. Походил, посмотрел на картины и скульптуры из бронзы (дурак, шёл бы на улицу, там бесплатно).
Вот только наставили памятники, подсветку подвели к ним, а дальше включилась та самая славянская разгильдяйность. «И так сойдёт», - говорят македонцы. Граффити на мраморе - это самовыражение наших детей. Плитка и брусчатка «поплыли», но ведь есть же эта плитка и брусчатка, где-то и такого нет. Подсветка не горит, ну ладно, зато когда-то горела. Ветер гоняет мусор по всему городу, ерунда! Читали мы, что пишут в Подслушано Волгореченск, так вот там мусор, а у нас почти стерильность. И так далее.
Скопье интересный город, но он слишком перенасыщен всей этой мнимой помпезностью. Ее тут слишком много. Помпезность и халатность - набор юного македонца. Как пример, рейсовый автобус, а они тут едут по расписанию. Автобус останавливается, ни с того ни с сего, водитель просто встаёт и уходит. Идёт к ближайшему магазину, заходит, покупает «Спрайт», о чем-то разговаривает с продавцом. Автобус с людьми стоит. Улыбаясь и попивая напиток, водитель в развалку идёт назад. Вот и все, что нужно знать про македонцев.
*все написанное произошло в 2021 году
#fujifilm #fujifilmx #fujifilmru #fujifilm_ru #fujiroad #lemekhov #fujifilmblog #fujiblog #macedonia