Эпилепсия, как хроническое неврологическое заболевание, отражается не только на общем самочувствии больного, его умственной работоспособности, эмоциональном фоне, но и формирует личность особого склада.
Как правило, это двигательно расторможенные, раздражительные, импульсивные, возбудимые, конфликтные люди со слабым чувством дистанции, назойливостью.
Наиболее сильные изменения личности наблюдаются при лобных и медиобазальных височных эпилепсиях.
Среди детей и подростков с расстройствами личности и поведения при эпилепсии наблюдаются некоторые отличия в зависимости от доминирования отдельных черт:
- Расстройства личности и поведения с эпилептоидными чертами;
- Расстройства личности и поведения с возбудимыми чертами;
- Расстройства личности и поведения с чертами психической неустойчивости.
К эпилептоидным чертам наряду с повышенной возбудимостью относятся упрямство, вязкость, склонность к длительному отрицательному аффекту, дисфориям, замедленность мышления, обстоятельность, угодливость, слащавость.
Расстройства личности и поведения с преобладанием возбудимых черт характеризуется значительной возбудимостью, эксплозивностью, бурными реакциями протеста.
Расстройство личности и поведения с чертами психической неустойчивости включают повышенную внушаемость, изменчивость поведения в зависимости от внешних обстоятельств, стремление к получению удовольствия и новых впечатлений, с чем связаны склонность к бродяжничеству, воровству, у подростков - к употреблению наркотиков и алкоголя.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста на первый план выступают двигательная расторможенность, астения и эмоциональная возбудимость. Могут отмечаться эмоциональная вязкость, злопамятность, мстительность, себялюбие и сосредоточенность на личных интересах, жадность, алчность. У части детей отмечаются нарушения моторики (медлительность, плохая переключаемость с одного движения на другое) и речи (нечеткость, смазанность, монотонность).
В школьном возрасте нередко наблюдается плохое настроение, недовольство окружающими, злобность, жестокость, повышенное сексуальное влечение (мастурбация, желание обнимать и целовать сверстников и взрослых и т.п.). В старшем школьном возрасте появляются замедленность и тугоподвижность мышления, повторение определенных мыслей, склонность к детализированию, снижение памяти. В дальнейшем в ходе течения эпилепсии может наблюдаться замедление интеллектуальных процессов и появление эпилептического слабоумия.