С 1 ноября 2022 года, согласно постановлению Правительства РФ, все авиакомпании страны перешли на отечественные автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок. О том, какие риски связаны с использованием зарубежных IT-систем в российской гражданской авиации, как происходил переход авиакомпаний на отечественное ПО и почему Аэрофлот получил за это премию "Время инноваций", ИА PrimaMedia рассказал авиационный эксперт, главный редактор портала Avia Роман Гусаров.
Он подчеркнул, что современные IT-системы играют очень важную роль в авиационной отрасли современной России.
"Те объемы авиаперевозок, количество воздушных судов, численность персонала, продажи авиабилетов были бы совершенно невозможны, если бы мы до сих пор, условно говоря, выписывали билеты на бумаге, работали бы с персоналом через отдел кадров, а самолеты бы обслуживали по каким-то журналам учета. Поэтому современные IT-системы занимают очень большую долю работы внутри каждой авиакомпании. Аэрофлот является IT-флагманом, причем не только в своей отрасли: это одна из ведущих компаний по IT-технологиям в стране. Раньше им приходилось многие продукты приобретать у зарубежных поставщиков, провайдеров, и эта зависимость была, можно сказать, критична. Особенно в сегменте продажи авиабилетов. Поскольку это производилось через глобальные мировые системы дистрибуции. После начала СВО и введения санкций многие зарубежные провайдеры стали отказываться от сотрудничества с нашими авиакомпаниями — где-то под внешним нажимом и даже против их собственного желания. Ведь для зарубежных компаний российский IT-сегмент — это немалая часть бизнеса. Но им пришлось. И нам тоже пришлось принимать меры", — говорит Роман Гусаров.