Оскар Нимейер прожил долгую и насыщенную жизнь. Мало кому удается перешагнуть 100-летний рубеж, да еще и иметь в портфолио реализованный проект столицы родной страны.
Оскар родился в Рио-де-Жанейро в 1907 году, тогда это еще была столица Бразилии. В детстве любил чертить, поэтому родители отдали его в лучшую архитектурную школу страны. Там Оскар подружился с директором Лусио Костой (через год его уволили за то, что знакомил студентов с новыми, еще не опробованными строительными материалами), а также преподавал принципы Ле Корбюзье, которые были далеки от основ бразильской архитектуры.
После увольнения Коста основал собственную мастерскую и пригласил Нимейера стать помощником. Сперва архитекторы взялись за проектирование министерства здравоохранения, а консультантом позвали самого Ле Корбюзье. Два года Оскар работал с ним бок о бок — но, несмотря на безмерное восхищение и уважение великим архитектором, после отъезда Корбюзье он все равно изменил дизайн по своему вкусу, добавил сад на крыше и выбрал другие материалы. Коста был впечатлен смелостью и необычной задумкой и сделал Нимейера ведущим архитектором проекта.
После окончания строительства Оскар и Лусио получили известность, и количество заказов стало расти. В 1940 году архитекторам выпала честь построить павильон Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Сооружение снова получилось необычным — с пластичными формами, которые еще долго обсуждали в архитектурном кругу.
Бразилиа, 1957–1964
Ле Корбюзье построил город, Оскар Нимейер — столицу. В 1956 году его друг Жуселину Кубичек стал президентом Бразилии и решил с нуля создать столицу. Генеральный план поручили разработать Лусио Косте — он одним наброском определил план, похожий на птицу, раскинувшую крылья. А Нимейер воплотил рисунок в жизнь, построив дворцы, площади, верховный суд, конгресс и другие здания.
“В команду для работы в Бразилиа я взял не только архитекторов, но и нескольких друзей — умных, но безработных. Подумал: почему бы им не помочь? Будет с кем поболтать не только об архитектуре. Это было славное время, все надо было делать быстро, заново. Мы днем работали, ночью пили вино и спорили, смотрели на звезды. Мы даже не знали, каким должен быть конгресс. Потом поехали в Рио — измерить старое здание, разделить на количество депутатов и понять, сколько им нужно места для машинисток и секретарш”, — рассказывал Оскар Нимейер в интервью журналу AD.
Пластичные сооружения из железобетона, изогнутые дворцы и монументы сделали архитектора известным на весь мир. Сейчас Бразилиа является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом семьи Нимейера, 1951
Свой собственный дом Оскар построил на лесном утесе. Он является воплощением гармоничного слияния архитектуры и природы. Одна из стен здания — это огромный камень, который откололся от скалы неподалеку. Сейчас в доме находится музей памяти архитектора.
Штаб-квартира Французской коммунистической партии в Париже, 1965
Здание штаб-квартиры Французской коммунистической партии держится на четырех точках опоры. Часть сооружения спрятана под землей: например, белый купол перед входом в здание — это крыша зала заседаний.
Музей современного искусства в Нитерое, 1996
Здание находится на отвесной скале у берега моря, из “чаши”, словно инопланетной тарелки, открывается панорамный вид на окрестности. Музей состоит из цокольного этажа, двух уровней и мезонина, а ко входу ведет извилистая красная рампа, по которой посетители попадают сразу в выставочный зал.
Мы пишем о дизайне и архитектуре каждый день. Чтобы не пропускать интересное, подписывайтесь на наш канал.