Найти в Дзене
Интересно о прошлом.

Мумификация мертвых в древнем Египте и в чем отличие мумии для бедных от мумий фараонов?

Согласно писаниям древнего ученого Геродота, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего. Вот самый простой и недорогой способ: "В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным". Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой "Истории" ("Книга вторая. Эвтерпа", она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах. Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн

Согласно писаниям древнего ученого Геродота, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.

Вот самый простой и недорогой способ: "В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным". Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой "Истории" ("Книга вторая. Эвтерпа", она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.

Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества "высушивали" тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.

Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.

-2

Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.

Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.

Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.

 Мумия Тутанхамона и его знаменитая золотая маска.
Мумия Тутанхамона и его знаменитая золотая маска.

В 6 в. до н.э. персидский царь Камбис (Камбиз ) захватил ослабевший Египет, и последний независимый фараон Псамметих III был вынужден покориться Персии. После этого Египет как великая держава уже никогда не существовал, и последующие тысячелетия он часто бывал зависимой провинцией более мощных держав: Византии, Арабского халифата, а в Новое время — Франции.

И что самое печальное для этой страны — были вывезены огромные богатства, а так - же книги, накопленные за тысячелетия, но хуже всего было то, что персы насильно угнали к себе учёных, писцов, жрецов, и мумификаторов в том числе.

После этого древнее искусство мумификации постепенно стало забываться. Уже не было прежних традиций, знаний и опыта, передаваемых только изустно.

Очевидно, при храмовых мастерских были помещения-школы, где ученики заучивали порядок действий обряда и ингредиенты для бальзамирующих составов, а также способы их изготовления.

Посуда, инструменты, сосуды разного назначения и из различных материалов, ткани, маслá, смóлы, травы и корневища, дрова для огня, ритуальные молитвы и "приговорки"- сакральные формулы, которые проговаривались или пропевались во время каждого действия — это основное, что должен был выучить ученик, чтобы стать мастером.

Мумии кошек в Древнем Египте.
Мумии кошек в Древнем Египте.

Мастера бывали разные: для людей, для животных, для птиц, рептилий, например, крокодилов, для насекомых.

Возможно, были "универсалы", которые знали способы для мумификации нескольких типов живых существ — и людей, и каких-либо животных или птиц, но чаще всего была довольно узкая специализация, так как это была кропотливая и вредная работа, связанная с постоянным вниманием к процессу, химическим смесям с испарениями, и возможностью заражения трупным ядом, и при этом они обрабатывали сразу несколько тел или животных, соблюдая все тонкости процессов.

Мумификация не являлась обязательной для иностранцев, но египтяне страшились погибнуть без правильного погребального обряда. Поэтому они придумали заменители мумифицированных тел — статуи и рисунки, подобные покойному. Богачи нанимали лучших скульпторов и художников, чтобы они делали статуи и рисованные портреты наиболее похожими на заказчика.

-5

Поэтому мы видим точные портреты древних людей: с отвисшими животами, кривыми ногами, лысинами, и прочими особенностями настоящих людей, в отличие от парадных портретов фараонов, которые все высоки, сильны и красивы без исключения. Это связано с тем, что фараоны были ещё и символами — божеств, благополучия, процветания, силы и мощи страны.

Бедняки делали фигурки умерших на чужбине родных, и носили их в храмы, чтобы жрец специальной молитвой и ритуалом мог бы призвать душу умершего родственника в эту фигурку, и чтобы его потом можно было поминать в соответствии с ритуалом. Они стояли на домашнем алтаре, иногда они относились в гекатомбу к остальным родственникам.

Богачи и обеспеченные слои общества для этого имели статуи из камня или дерева, имевшие портретное сходство.

Также у знатных египтян были специальные "функциональные" куколки — ушебти.

Ушебти — это небольшие фигурки, чаще всего от 15 до 50 см, иногда размеры были иными, и создаваемые для работы в загробном мире. Это древние «прислужники» фараона или высшей знати, они были и подобны своему хозяину, но они и работали на него, тогда как другая часть его бессмертной души могла бы наслаждаться райской жизнью без трудов и забот. За хозяина работали маленькие частички его души, и чем их было больше, и чем они были качественнее и подробнее изготовлены — тем лучше жилось основной части души владельца.

У египтян было поверье, что у человека единая его душа состоит из нескольких частей, которые имеют свои функции.

Культура древнего Египта до сих пор будоражит умы многих историков и таит в себе огромное количество неразгаданных тайн. Даже сегодня нам еще есть чему поучиться у этой загадочной цивилизации, которая верила, что душа умершего человека может покидать свое тело днем, но обязана вернуться в него с наступлением ночи.

Понравилась статья? Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные публикации, поставь лайк или оставь свой комментарий! Буду рада любому отклику!